Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2014 года по делу N А66-2448/2014 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" (ОГРН 1086952003930; далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (далее - управление, административный орган) от 14.02.2014 N 137/7540-В, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2014 года по делу N А66-2448/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на свое надлежащее извещение административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку полагает, что из представленного в материалы дела отчета об отправке факса невозможно установить какой именно документ был направлен административным органом обществу. Кроме этого, указанное факсимильное сообщение согласно имеющемуся отчету о его отправке было направлено в 13 час. 19 мин. 24.01.2014, при этом составление протокола об административном правонарушении состоялось в 15 час. 30 мин. 24.01.2014. Таким образом, считает, что оно было лишено возможности направить своего представителя для участия при составлении указанного протокола об административном правонарушении.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением гражданки Морозовой О.В., проживающей по адресу: город Тверь, улица Орджоникидзе, дом N 2/1 и на основании распоряжения от 22.01.2014 N 137/7540-В проведена внеплановая выездная проверка технического состояния указанного многоквартирного дома.
По результатам проверки составлен акт от 24.01.2014 N 137/7540-В, в котором отражены нарушения обществом пунктов 5.2.1, 5.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в наличии неравномерного распределения теплоносителя по внутридомовой системе отопления, в том числе по отдельным стоякам и нагревательным приборам, а именно в квартире N 315 на 2 этаже, температура поверхности подводящих трубопроводов к нагревательным приборам и нагревательных приборов составила: в комнате площадью 14 кв. м от +54 °C до +23 °C, в кухне от +60 °C до +26 °C.
Обществу выдано предписание от 24.01.2014 N 137/7540-В об обеспечении равномерного прогрева стояков и нагревательных приборов внутридомовой системы отопления, в том числе в квартире N 15 в соответствии с параметрами теплоносителя, подаваемого в многоквартирный дом в срок до 24.02.2014.
Рассмотрев материалы административного дела, уполномоченное должностное лицо управления 24.01.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 137/7540-В и 14.02.2014 вынесло постановление N 137/7540-В, которым привлекло управляющую компанию к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и назначило административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество, не согласившись с названным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок использования данных помещений. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 названных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В соответствии с пунктом 5.2.7 названных правил, эксплуатационный персонал в течение первых дней отопительного сезона должен проверить и произвести правильное распределение теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу: город Тверь, улица Орджоникидзе, дом N 2/1, осуществляет общество на основании договора от 01.04.2008.
Состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление, определен в приложении 1 к договору об управлении многоквартирным домом от 01.04.2008.
Согласно условиям данного договора общество в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома обеспечить предоставление коммунальных услуг домовладельцам и пользующимся помещениями в этом доме лицам в соответствии с Правилами N 170 и Правилами N 490, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 1.1 договора).
Факт нарушения обществом указанных выше положений Правил N 170 установлен административным органом и зафиксирован в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, а также иных материалах административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В апелляционной жалобе общество указывает на отсутствие его вины в совершении указанного правонарушения в связи с наличием чрезвычайных событий, препятствующих соблюдению заявителем соответствующих требований законодательства.
В подтверждение заявленного довода общество ссылается на письма инженера участка N 3 общества в адрес общества с ограниченной ответственностью "ТверьТепло" о невозможности проведения ремонтных работ запорной арматуры выносного теплоузла для отключения теплоносителя для проведения ремонта общего имущества; на копии телефонограмм, переданных в адрес общества с ограниченной ответственностью "ТверьТепло" с просьбой об отключении подачи теплоносителя, а также копию ответа на указанную телефонограмму о балансовой принадлежности выносного теплоузла.
Изучив данные документы, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что из их содержания не следует чрезвычайный характер обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом Правил N 170 и принятия исчерпывающих мер, направленных на недопущение нарушений названных Правил N 170.
Иных доказательств того, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество указывает также на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности в связи с неуведомлением его о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
С такой позиций апелляционная коллегия не может согласиться в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статьей 29.7 КоАП РФ определено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В пункте 24.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Из материалов дела видно, что общество было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по факсимильной связи, о чем свидетельствует наличие в материалах дела отчета об отправке факса. Принадлежность номера факса обществу податель жалобы не оспаривает.
Согласно представленному административным органом в материалы дела отчету факсимильное сообщение действительно направлено в адрес общества в 13 час. 19 мин. 24.01.2014.
При этом следует отметить, что из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен в присутствии представителя общества Золочевской Виолетты Сергеевны по доверенности от 10.01.2014.
В соответствии с указанной доверенностью Золочевская В.С. уполномочена от имени общества представлять его интересы в делах об административных правонарушениях со всеми полномочиями, предоставленными законом Российской Федерации лицам, участвующим при рассмотрении дел об административных правонарушениях, в том числе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать постановления государственных органов и должностных лиц, заявлять ходатайства и отводы судье, а также обжаловать решения судов по делам об административных правонарушениях, с правом подписи жалобы и других необходимых документов.
Указанная доверенность выдана сроком до 31 декабря 2014 года и содержит подпись генерального директора Гладилина И.Г. и оттиск печати общества.
Доказательств того, что печать принадлежащая обществу, в период, в который была выдана указанная доверенность, выбыла из его владения, заявителем не представлено. Заявлений об утрате печати общества, факт которой установлен правоохранительными органами, суду также не представлено.
Ходатайств о фальсификации представленной в материалы дела доверенности от 10.01.2014, выданной на имя Золочевской В.С. обществом суду также не заявлялось.
Довод подателя жалобы о том, что Золочевская В.С. не является работником общества, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку он не подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что общество, направляя своего представителя для участия в составлении протокола об административном правонарушении, тем самым было осведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в связи с этим его процессуальные права не нарушены.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2014 года по делу N А66-2448/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
А.А.ХОЛМИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2014 ПО ДЕЛУ N А66-2448/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу N А66-2448/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2014 года по делу N А66-2448/2014 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" (ОГРН 1086952003930; далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (далее - управление, административный орган) от 14.02.2014 N 137/7540-В, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2014 года по делу N А66-2448/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на свое надлежащее извещение административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку полагает, что из представленного в материалы дела отчета об отправке факса невозможно установить какой именно документ был направлен административным органом обществу. Кроме этого, указанное факсимильное сообщение согласно имеющемуся отчету о его отправке было направлено в 13 час. 19 мин. 24.01.2014, при этом составление протокола об административном правонарушении состоялось в 15 час. 30 мин. 24.01.2014. Таким образом, считает, что оно было лишено возможности направить своего представителя для участия при составлении указанного протокола об административном правонарушении.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением гражданки Морозовой О.В., проживающей по адресу: город Тверь, улица Орджоникидзе, дом N 2/1 и на основании распоряжения от 22.01.2014 N 137/7540-В проведена внеплановая выездная проверка технического состояния указанного многоквартирного дома.
По результатам проверки составлен акт от 24.01.2014 N 137/7540-В, в котором отражены нарушения обществом пунктов 5.2.1, 5.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в наличии неравномерного распределения теплоносителя по внутридомовой системе отопления, в том числе по отдельным стоякам и нагревательным приборам, а именно в квартире N 315 на 2 этаже, температура поверхности подводящих трубопроводов к нагревательным приборам и нагревательных приборов составила: в комнате площадью 14 кв. м от +54 °C до +23 °C, в кухне от +60 °C до +26 °C.
Обществу выдано предписание от 24.01.2014 N 137/7540-В об обеспечении равномерного прогрева стояков и нагревательных приборов внутридомовой системы отопления, в том числе в квартире N 15 в соответствии с параметрами теплоносителя, подаваемого в многоквартирный дом в срок до 24.02.2014.
Рассмотрев материалы административного дела, уполномоченное должностное лицо управления 24.01.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 137/7540-В и 14.02.2014 вынесло постановление N 137/7540-В, которым привлекло управляющую компанию к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и назначило административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество, не согласившись с названным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок использования данных помещений. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 названных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В соответствии с пунктом 5.2.7 названных правил, эксплуатационный персонал в течение первых дней отопительного сезона должен проверить и произвести правильное распределение теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу: город Тверь, улица Орджоникидзе, дом N 2/1, осуществляет общество на основании договора от 01.04.2008.
Состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление, определен в приложении 1 к договору об управлении многоквартирным домом от 01.04.2008.
Согласно условиям данного договора общество в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома обеспечить предоставление коммунальных услуг домовладельцам и пользующимся помещениями в этом доме лицам в соответствии с Правилами N 170 и Правилами N 490, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 1.1 договора).
Факт нарушения обществом указанных выше положений Правил N 170 установлен административным органом и зафиксирован в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, а также иных материалах административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В апелляционной жалобе общество указывает на отсутствие его вины в совершении указанного правонарушения в связи с наличием чрезвычайных событий, препятствующих соблюдению заявителем соответствующих требований законодательства.
В подтверждение заявленного довода общество ссылается на письма инженера участка N 3 общества в адрес общества с ограниченной ответственностью "ТверьТепло" о невозможности проведения ремонтных работ запорной арматуры выносного теплоузла для отключения теплоносителя для проведения ремонта общего имущества; на копии телефонограмм, переданных в адрес общества с ограниченной ответственностью "ТверьТепло" с просьбой об отключении подачи теплоносителя, а также копию ответа на указанную телефонограмму о балансовой принадлежности выносного теплоузла.
Изучив данные документы, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что из их содержания не следует чрезвычайный характер обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом Правил N 170 и принятия исчерпывающих мер, направленных на недопущение нарушений названных Правил N 170.
Иных доказательств того, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество указывает также на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности в связи с неуведомлением его о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
С такой позиций апелляционная коллегия не может согласиться в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статьей 29.7 КоАП РФ определено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В пункте 24.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Из материалов дела видно, что общество было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по факсимильной связи, о чем свидетельствует наличие в материалах дела отчета об отправке факса. Принадлежность номера факса обществу податель жалобы не оспаривает.
Согласно представленному административным органом в материалы дела отчету факсимильное сообщение действительно направлено в адрес общества в 13 час. 19 мин. 24.01.2014.
При этом следует отметить, что из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен в присутствии представителя общества Золочевской Виолетты Сергеевны по доверенности от 10.01.2014.
В соответствии с указанной доверенностью Золочевская В.С. уполномочена от имени общества представлять его интересы в делах об административных правонарушениях со всеми полномочиями, предоставленными законом Российской Федерации лицам, участвующим при рассмотрении дел об административных правонарушениях, в том числе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать постановления государственных органов и должностных лиц, заявлять ходатайства и отводы судье, а также обжаловать решения судов по делам об административных правонарушениях, с правом подписи жалобы и других необходимых документов.
Указанная доверенность выдана сроком до 31 декабря 2014 года и содержит подпись генерального директора Гладилина И.Г. и оттиск печати общества.
Доказательств того, что печать принадлежащая обществу, в период, в который была выдана указанная доверенность, выбыла из его владения, заявителем не представлено. Заявлений об утрате печати общества, факт которой установлен правоохранительными органами, суду также не представлено.
Ходатайств о фальсификации представленной в материалы дела доверенности от 10.01.2014, выданной на имя Золочевской В.С. обществом суду также не заявлялось.
Довод подателя жалобы о том, что Золочевская В.С. не является работником общества, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку он не подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что общество, направляя своего представителя для участия в составлении протокола об административном правонарушении, тем самым было осведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в связи с этим его процессуальные права не нарушены.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2014 года по делу N А66-2448/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
А.А.ХОЛМИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)