Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В отсутствие письменного договора осуществлялась подача электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика. Потребление электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, превышало объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления, образовалась задолженность за сверхнормативное потребление электрической энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Е.Н. Захаренко
судей И.А. Тарасова, О.Г. Красковской
при участии:
от ответчика: Беляковой М.Ю. по доверенности от 28.05.2015 б/н,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство "Луговое"
на решение от 11.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015
по делу N А59-1470/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А. Назарова; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.Ю. Ротко, К.П. Засорин, Л.А. Мокроусова
по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство "Луговое"
третьи лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области
о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с июля 2013 по январь 2014
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН - 1026500522685; далее - ОАО "Сахалинэнерго", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство "Луговое" (ОГРН - 1106501001199; далее - ООО УК "ЖКХ "Луговое", управляющая компания, ответчик) о взыскании 173 028 руб. 64 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с июля 2013 по январь 2014 года.
Решением суда от 11.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015, исковые требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление апелляционного суда отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы ссылается на необоснованное отклонение доводов ответчика о том, что в расчете размера платы за отпущенную электроэнергию на общедомовые нужды неверно указана (занижена) площадь общедомового имущества. Оспаривает вывод судов о том, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги, полагая, что таким лицом является истец.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сахалинэнерго" выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда соответствующими закону и предлагает оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель ООО УК "ЖКХ "Луговое" поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя ответчика, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами, с июля 2013 по январь 2014 года ОАО "Сахалинэнерго" в отсутствие письменного договора с ООО УК "ЖКХ "Луговое" осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении последнего.
Жилищный фонд оборудован общедомовыми приборами учета.
Потребление электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды превышало объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления. Наличие неоплаченной задолженности за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды в размере 173 028 руб. 64 коп. послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требование в заявленном размере, руководствовались Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), нормами жилищного законодательства, сочли доказанной наличие на стороне ответчика как исполнителя коммунальных услуг задолженности за потребленный коммунальный ресурс на цели оказания населению жилищного фонда коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями).
Правилами N 354 установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (пункт 40).
Для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды Правила N 354 устанавливают свой порядок расчета.
В соответствии с пунктом 44 указанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Решения общего собрания собственников о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения ответчиком в ОАО "Сахалинэнерго" не представлены.
Факт поставки истцом на объекты, находящиеся в управлении ответчика, электрической энергии в спорный период подтвержден документально.
При расчете задолженности истец исходил из пункта 44 Правил N 354 и норматива потребления услуги по энергоснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади, входящих в состав общего имущества, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29.04.2014 N 13.
Суды, оценив представленный расчет, установили, что он выполнен с применением указанных нормативов и соответствует требованиям Правил N 354 и Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поэтому удовлетворили требование в заявленном размере.
У кассационной инстанции нет оснований не согласиться с выводами судов в части возложения на ответчика обязанности по оплате электрической энергии на общедомовые нужды как на исполнителя коммунальных услуг в отсутствие заключенного договора энергоснабжения с истцом.
Между тем суды ошибочно не учли следующего.
Объем сверхнормативного потребления на общедомовые нужды в соответствии с положениями Правил N 354 определяется в виде разницы между объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний общедомовых приборов учета (путем исключения из объема полученного ресурса, определенного по показаниям общедомовых приборов учета, объемов электрической энергии, поставленной в жилые и нежилые помещения домов, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или исходя из среднемесячного потребления (в случае оборудования помещений таковыми) или исчисленных исходя из норматива потребления (в отношении помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета), и объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанным исходя из установленных нормативов потребления электроснабжения на общедомовые нужды и площади мест общего пользования многоквартирных домов.
Соответственно, для установления нормативного объема потребления на общедомовые нужды надлежало проверить расчет истца применительно заявленных площадей мест общего пользования.
При этом следует учесть, что статья 36 ЖК РФ содержит императивное правило о принадлежности собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества дома, а также раскрывает перечень имущества, относящегося к общедомовому. Аналогичным образом состав общего имущества многоквартирного дома определен в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
По смыслу данных норм права относимость того или иного имущества к общедомовому определяется техническими характеристиками элементов дома.
Ссылаясь на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, судебные инстанции указали, что общая площадь, входящих в состав общего имущества с многоквартирных домах, надлежит определять на основании данных содержащихся в технических паспортах.
Между тем, соглашаясь с расчетом истца и не исследуя технические паспорта на многоквартирные жилые дома (документы отсутствуют в материалах дела), суды отвергли доводы и доказательства общества, касающиеся неверного определения площадей общедомового имущества и, соответственно, размера превышения потребленного объема коммунальной услуги, относительно объема рассчитанного исходя из нормативов потребления.
Суд кассационной инстанции считает, что рассмотрение данного спора требовало обязательного исследования вопросов о составе общедомового имущества в каждом доме. Отказ от исследования данных вопросов ведет к неверному определению нормативного объема потребления ресурса на оказание коммунальной услуги на общедомовые нужды и, как следствие, неправильному определению сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционного суда об удовлетворении иска, принятые без полного выяснения приведенных выше фактов, не могут быть признаны законными, и подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить данные доводы ответчика и дать оценку доказательствам, представленным сторонами в отношении позиции управляющей компании о неверном определении площадей общедомового имущества, проверить относимость указываемого им имущества к общедомовому. В зависимости от установленного, суду следует разрешить спор.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы следует распределить суду в порядке статьи 110 АПК РФ при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 11.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А59-1470/2014 Арбитражного суда Сахалинской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Н.ЗАХАРЕНКО
Судьи
И.А.ТАРАСОВ
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2015 N Ф03-2367/2015 ПО ДЕЛУ N А59-1470/2014
Требование: О взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В отсутствие письменного договора осуществлялась подача электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика. Потребление электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, превышало объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления, образовалась задолженность за сверхнормативное потребление электрической энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. N Ф03-2367/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Е.Н. Захаренко
судей И.А. Тарасова, О.Г. Красковской
при участии:
от ответчика: Беляковой М.Ю. по доверенности от 28.05.2015 б/н,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство "Луговое"
на решение от 11.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015
по делу N А59-1470/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А. Назарова; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.Ю. Ротко, К.П. Засорин, Л.А. Мокроусова
по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство "Луговое"
третьи лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области
о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с июля 2013 по январь 2014
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН - 1026500522685; далее - ОАО "Сахалинэнерго", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство "Луговое" (ОГРН - 1106501001199; далее - ООО УК "ЖКХ "Луговое", управляющая компания, ответчик) о взыскании 173 028 руб. 64 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с июля 2013 по январь 2014 года.
Решением суда от 11.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015, исковые требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление апелляционного суда отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы ссылается на необоснованное отклонение доводов ответчика о том, что в расчете размера платы за отпущенную электроэнергию на общедомовые нужды неверно указана (занижена) площадь общедомового имущества. Оспаривает вывод судов о том, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги, полагая, что таким лицом является истец.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сахалинэнерго" выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда соответствующими закону и предлагает оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель ООО УК "ЖКХ "Луговое" поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя ответчика, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами, с июля 2013 по январь 2014 года ОАО "Сахалинэнерго" в отсутствие письменного договора с ООО УК "ЖКХ "Луговое" осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении последнего.
Жилищный фонд оборудован общедомовыми приборами учета.
Потребление электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды превышало объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления. Наличие неоплаченной задолженности за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды в размере 173 028 руб. 64 коп. послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требование в заявленном размере, руководствовались Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), нормами жилищного законодательства, сочли доказанной наличие на стороне ответчика как исполнителя коммунальных услуг задолженности за потребленный коммунальный ресурс на цели оказания населению жилищного фонда коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями).
Правилами N 354 установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (пункт 40).
Для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды Правила N 354 устанавливают свой порядок расчета.
В соответствии с пунктом 44 указанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Решения общего собрания собственников о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения ответчиком в ОАО "Сахалинэнерго" не представлены.
Факт поставки истцом на объекты, находящиеся в управлении ответчика, электрической энергии в спорный период подтвержден документально.
При расчете задолженности истец исходил из пункта 44 Правил N 354 и норматива потребления услуги по энергоснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади, входящих в состав общего имущества, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29.04.2014 N 13.
Суды, оценив представленный расчет, установили, что он выполнен с применением указанных нормативов и соответствует требованиям Правил N 354 и Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поэтому удовлетворили требование в заявленном размере.
У кассационной инстанции нет оснований не согласиться с выводами судов в части возложения на ответчика обязанности по оплате электрической энергии на общедомовые нужды как на исполнителя коммунальных услуг в отсутствие заключенного договора энергоснабжения с истцом.
Между тем суды ошибочно не учли следующего.
Объем сверхнормативного потребления на общедомовые нужды в соответствии с положениями Правил N 354 определяется в виде разницы между объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний общедомовых приборов учета (путем исключения из объема полученного ресурса, определенного по показаниям общедомовых приборов учета, объемов электрической энергии, поставленной в жилые и нежилые помещения домов, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или исходя из среднемесячного потребления (в случае оборудования помещений таковыми) или исчисленных исходя из норматива потребления (в отношении помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета), и объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанным исходя из установленных нормативов потребления электроснабжения на общедомовые нужды и площади мест общего пользования многоквартирных домов.
Соответственно, для установления нормативного объема потребления на общедомовые нужды надлежало проверить расчет истца применительно заявленных площадей мест общего пользования.
При этом следует учесть, что статья 36 ЖК РФ содержит императивное правило о принадлежности собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества дома, а также раскрывает перечень имущества, относящегося к общедомовому. Аналогичным образом состав общего имущества многоквартирного дома определен в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
По смыслу данных норм права относимость того или иного имущества к общедомовому определяется техническими характеристиками элементов дома.
Ссылаясь на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, судебные инстанции указали, что общая площадь, входящих в состав общего имущества с многоквартирных домах, надлежит определять на основании данных содержащихся в технических паспортах.
Между тем, соглашаясь с расчетом истца и не исследуя технические паспорта на многоквартирные жилые дома (документы отсутствуют в материалах дела), суды отвергли доводы и доказательства общества, касающиеся неверного определения площадей общедомового имущества и, соответственно, размера превышения потребленного объема коммунальной услуги, относительно объема рассчитанного исходя из нормативов потребления.
Суд кассационной инстанции считает, что рассмотрение данного спора требовало обязательного исследования вопросов о составе общедомового имущества в каждом доме. Отказ от исследования данных вопросов ведет к неверному определению нормативного объема потребления ресурса на оказание коммунальной услуги на общедомовые нужды и, как следствие, неправильному определению сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционного суда об удовлетворении иска, принятые без полного выяснения приведенных выше фактов, не могут быть признаны законными, и подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить данные доводы ответчика и дать оценку доказательствам, представленным сторонами в отношении позиции управляющей компании о неверном определении площадей общедомового имущества, проверить относимость указываемого им имущества к общедомовому. В зависимости от установленного, суду следует разрешить спор.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы следует распределить суду в порядке статьи 110 АПК РФ при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 11.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А59-1470/2014 Арбитражного суда Сахалинской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Н.ЗАХАРЕНКО
Судьи
И.А.ТАРАСОВ
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)