Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2015 ПО ДЕЛУ N А57-6021/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N А57-6021/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "18" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нечитайло В.М.,
при участии в судебном заседании представителя Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Шельпякова А.В., действующего на основании доверенности от 9 декабря 2014 года
представителя Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Радченко М.А., действующей на основании доверенности от 20 января 2015 года
- представителя Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Грищанцова И.А., действующего на основании доверенности от 8 мая 2014 года;
- представителя комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"- Татаринцева В.Ю., действующего на основании доверенности от 30 декабря 2014 года;
- представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е., действующей на основании доверенности от 12 января 2015 года
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и Администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2014 года по делу N А57-6021/2014 (судья Волкова М.А.),
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (ИНН 6453074026; ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450049166; ОГРН 1026402204950), Открытому акционерному обществу "Волжская ТГК" (ИНН 631501001; ОГРН 1056315070350),
третьи лица: Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Администрация Ленинского района г. Саратова, МКУ "Городской центр механизации ЖКХ",
об обязании восстановления бесперебойного горячего водоснабжения многоквартирных домов,

установил:

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее по тексту - Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по Жилищно-Коммунальному хозяйству МО "Город Саратов" (далее по тексту - Комитет по ЖКХ), Открытому акционерному обществу "Волжская ТГК" (далее по тексту - ОАО "Волжская ТГК"), третьи лица: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации МО " Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрация Ленинского района г. Саратова, МКУ "Городской центр механизации ЖКХ" об обязании муниципального образования "Город Саратов", в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу произвести реконструкцию: центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова, 2А) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов: N 1, N 1А, N 1Б, N 3А по ул. Топольчанская и N 2 по ул. Чехова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующими нормами и правилами; центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов: N 3, N 5 по ул. Топольчанская, N 8 по ул. Чехова, N 2, N 4 по ул. Мамонтова и N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующими нормами и правилами.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) истец уточнял исковые требования.
- С учетом уточнений, истец просил суд обязать МО "Город Саратов", в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: N 1, N 1А, N 1Б, N 3, N 3А, N 5 по ул. Топольчанская и N 2, N 8 по ул. Чехова; N 2, N 4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09; разработать и согласовать проекты реконструкции ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова, 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14) с целью осуществления подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- В соответствии с согласованными проектами провести реконструкцию ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова, 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14); разработать и согласовать проекты модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения с целью прокладки циркуляционных трубопроводов и восстановления подачи горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- В соответствии с согласованными проектами провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 11, N 21 до тепловых вводов многоквартирных жилых домов N 1, N 1А, N 1Б, N 3, N 3А, N 5 по ул. Топольчанская и N 2, N 8 по ул. Чехова; N 2, N 4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове.
С МО "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу Ассоциации ТСЖ Ленинского района взысканы судебные расходы.
- Решением Арбитражного суда Саратовской области суда от 15 декабря 2014 года Муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обязано в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов NN 1,1А,1Б,3,3А,5 по ул. Топольчанская и N 2,8 по ул. Чехова; N 2,4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 3545 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09;
- - разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 24) с целью осуществления подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - провести реконструкцию ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 24) в соответствии с согласованным проектом;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения с целью прокладки циркуляционных трубопроводов и восстановления подачи горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с представленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП NN 11,21 до тепловых вводов многоквартирных жилых домов NN 1,1А,1Б,3,3А,5 по ул. Топольчанская и N 2,8 по ул. Чехова; N 2,4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове в соответствии с согласованным проектом.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца - Ассоциации ТСЖ Ленинского района, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 200 000 рублей.
В части исковых требований к ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и Администрация муниципального образования "Город Саратов" обратились с апелляционными жалобами, в которой просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Заявители жалоб указывают, что разработка плана модернизации, реконструкции и техперевооружения имущества переданное в безвозмездное пользование, в том, числе с содержанием перечня, объема и стоимостью выполненных работ является обязанностью ОАО "ВоТГК". Также, по мнению заявителей жалоб, истцом не представлены доказательства того, что имущество не соответствует первоначальному проекту и что для обеспечения жилых домов бесперебойной, качественной услугой по горячему водоснабжению, необходимо провести мероприятия, указанные в заявленных требованиях. Также, заявители жалоб указывают, что истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, заслушав лиц участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, иск заявлен на основании пункта 6 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) о присуждении к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами. Данная норма права не устанавливает для субъектов гражданских правоотношений ограничений в выборе способа защиты права и не исключает возможности использования нескольких способов защиты. Следовательно, право выбора способа защиты принадлежит стороне правоотношения.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства положение статьи 12 ГК РФ как один из способов защиты гражданских прав предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Указанный способ защиты нарушенного права может быть применен только при наличии у ответчика соответствующей обязанности предусмотренной законом, договором либо иным соглашением сторон, а также реальной возможности выполнения данной обязанности.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района - некоммерческая организация, созданная для содействия ее членам достижения целей по обеспечения жилищными и коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах (пункты 1.1, 3.1., 3.3 Устава и статья 138 ЖК РФ).
Учредителями (членами) Ассоциации являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе: ТСЖ "Чехов", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N 1, N 1А по ул. Топольчанская и N 2 по ул. Чехова; ТСЖ "Топольчанский", в состав которого входят многоквартирные жилые дома N 1Б, N 3, N 3А, N 5 по ул. Топольчанская и N 4 по ул. Мамонтова; ТСЖ "Уют-1", в состав которого входят многоквартирные жилые дома N 2 по ул. Мамонтова, N 14 по ул. Днепропетровская и N 8 по ул. Чехова в г. Саратове.
Многоквартирные жилые дома N 1, N 1А, N 1Б, N 3А по ул. Топольчанская и N 2 по ул. Чехова получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 11, имеющего адресный ориентир - г. Саратов, ул. Чехова, 2А (далее по тексту - "ЦТП N 11").
В свою очередь многоквартирные жилые дома N 3, N 5 по ул. Топольчанская, N 8 по ул. Чехова, N 2, N 4 по ул. Мамонтова и N 14 по ул. Днепропетровская получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 21, имеющего адресный ориентир - г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14 (далее по тексту - "ЦТП N 21").
В силу статьи 142 Жилищного кодекса РФ два и более товарищества собственников жилья могут создать объединение ТСЖ для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса РФ в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса РФ - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава целями и задачами Ассоциации ТСЖ являются в том числе: представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 3.3 Устава Ассоциация ТСЖ наделена правом представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг). При этом: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20.
Кроме того, пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова, как Исполнитель коммунальных услуг неоднократно подвергается гражданско-правовой ответственности, со стороны потребителей, на основании решений судов общей юрисдикции за предоставление некачественного теплоносителя.
При этом судами, со ссылкой на пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг не принимается довод о том, что поставка некачественного теплоносителя обусловлена отсутствием циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения (решения Ленинского районного суда г. Саратова по делам N 2-2785/13 и N 2-69/2014).
Имеющимися в материалах дела доказательствами установлено, что подача горячего водоснабжения в жилые дома от ЦТП N 11, N 21 производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения и необходимого, в том числе насосного оборудования в помещении ЦТП N 11, N 21.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20.
При этом согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Согласно письму ОАО "Волжская ТГК" N 300/1262 от 27 мая 2013 года горячее водоснабжение от ЦТП N 11, N 21 осуществляется по тупиковой схеме.
Согласно письму ОАО "Волжская ТГК" N 400/1204/СарФ от 22 апреля 2014 года: для восстановления потребительских качеств горячего водоснабжения от ЦТП N 11, N 21 до многоквартирных жилых домов необходима реконструкция трубопроводов и оборудования центральных тепловых пунктов.
ОАО "Волжская ТГК" письмом от 09 февраля 2012 года N 300/385, направленного в адрес комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" проинформировало его о необходимости проведения работ по реконструкции оборудования центральных тепловых пунктов, в том числе ЦТП N 11, N 21 и восстановлении линий циркуляции горячего водоснабжения.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от ЦТП N 11, N 21 в жилые дома, находящиеся в управлении Ассоциации ТСЖ требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20 подтверждается ведомостями учета тепловой энергии, а также предписаниями Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 42 от 20 января 2014 года, N 302 от 05 марта 2014 года, N 289 от 05 марта 2014 года, N 673 от 26 мая 2014 года, вынесенных в адрес Ассоциации ТСЖ Ленинского района по заявлений граждан, связанных с подачей ГВС ненадлежащего качества.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" Козлову Н.А. и Осипову В.Н.
По поставленным вопросам были проведены экспертные исследования со следующими выводами:
Конструкция наружных сетей горячего водоснабжения расположенные от центрального теплового пункта N 11, по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова 2А) до ввода в многоквартирные жилые дома: N 1,1А, 1Б, 3А по ул. Топольчанская, N 2 по ул. Чехова в г. Саратове и от центрального теплового пункта N 21, по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14) до ввода в многоквартирные жилые дома: N 3,5 по ул. Топольчанская, N 8 по ул. Чехова, N 2, 4 по ул. Мамонтовой и N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове, не соответствуют требованиям строительных норм и правил (СНиП), не обеспечивая круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры, в соответствии с требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах...", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20?
Температура горячей воды подаваемая в многоквартирные жилые дома расположенные по адресам N 1, 1А, 1Б, 3, 3А, 5 по ул. Топольчанская и N 2, 8 по ул. Чехова, N 2, 4 по ул. Мамонтовой, N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове, не соответствует "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 не обеспечивая круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры от 60 до 700С.
Несоответствие температуры горячей воды нормативно-технической документации, указанной ранее, объясняется несколькими основными причинами: 1) недостатками существующей тупиковой схемы внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, при которой происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствия водоразбора. Данная система наиболее рациональна и целесообразна только в местах непрерывного разбора горячей воды (бани, прачечные), либо подачи горячей воды по временному графику; 2) локальное отсутствие, либо ненадлежащее качество теплоизоляции труб.
Для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов расположенных по адресам: N 1, 1А, 1Б, 3, 3А, 5 по ул. Топольчанская и N 2, 8 по ул. Чехова, N 2, 4 по ул. Мамонтовой, N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове, бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качеств, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.2496-09, как в самих ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14), так и на тепловых сетях на участке от ЦТП до вводов в многоквартирных жилых домов необходимо произвести следующие виды работ:
1) разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова, 2А) с целью осуществления подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
2) разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14) с целью осуществления подготовки подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
3) разработать и согласовать проект модернизации и внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения с целью прокладки циркуляционных трубопроводов и восстановления подачи горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
4) восстановить тепловую изоляцию подающих трубопроводов внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения.
Стоимость оборудования, трубопроводов, материалов и объема строительно-монтажных работ в ЦТП N 11 и ЦТП N 21, а также на внутриквартальных тепловых сетях горячего водоснабжения на участках от ЦТП до вводов в многоквартирные жилые дома может быть определена только после выполнения проектных работ и составления проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от проектов, принятых в проектах инженерных решений, оборудования, финансирования и подрядных организаций, выполняющих данные виды работ - количество бригад, их оснащенности и квалификации.
Существующая схема внутриквартальных сетей горячего водоснабжения жилых многоквартирных домов расположенных по адресам NN 1,1А,1Б,3,3А,5 по ул. Топольчанская и N 2,8 по ул. Чехова; N 2,4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове не соответствует проектной схеме, предусмотренной при строительстве многоквартирных жилых домов.
Таким образом, экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилые дома: NN 1,1А,1Б,3,3А,5 по ул. Топольчанская и N 2,8 по ул. Чехова; N 2,4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове от ЦТП NN 11,21 является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях, а также отсутствие необходимого технического оборудования внутри ЦТП NN 11, 21.
ЦТП NN 11, 21 и внутриквартальные сети находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов".
Данное обстоятельство подтверждается письмами N 07-09/11375 от 30 апреля 2014 года и N 04-08/2737 от 17 мая 2013 года комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов".
В свою очередь 01 января 2006 года между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор N 154 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова, в том числе ЦТП NN 11,21) - в безвозмездное пользование, в соответствии с решением Саратовской городской думы от 15 декабря 2005 года N 66-636.
Согласно Приложению N 3 к договору N 154 ООО "Волжская ТГК" были переданы тепловые сети от ЦТП NN 11,21 и сами ЦТП NN 11,21 с оборудованием.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 154 от 01 января 2006 года ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из данного договора N 154 и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались.
Указанное соответствует правовым позициям Федерального Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 12 сентября 2013 года по делу А57-9004/2012 и Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2014 года по делу А57-11144/2013.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от ЦТП NN 11,21, а также самих центральных тепловых пунктов не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ - имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ - органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены и в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что собственник ЦТП NN 11,21, внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП NN 11,21 до вводов в жилые дома, в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключению судебной комплексной тепло-технической экспертизы для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: NN 1,1А,1Б,3,3А,5 по ул. Топольчанская и N 2,8 по ул. Чехова; N 2,4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 обязан: разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова, 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14) с целью осуществления подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; провести реконструкцию ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова, 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 14) в соответствии с согласованным проектом; разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения с целью прокладки циркуляционных трубопроводов и восстановления подачи горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП NN 11,21 до тепловых вводов многоквартирных жилых домов NN NN 1,1А,1Б,3,3А,5 по ул. Топольчанская и N 2,8 по ул. Чехова; N 2,4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове, в соответствии с согласованным проектом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами. Данная норма права не устанавливает для субъектов гражданских правоотношений ограничений в выборе способа защиты права и не исключает возможности использования нескольких способов защиты. Следовательно, право выбора способа защиты принадлежит стороне правоотношения.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства положение статьи 12 ГК РФ как один из способов защиты гражданских прав предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из данной нормы, судебная защита нарушенных прав должна осуществляться в настоящее время, а не в будущем (2017 или 2027 году).
Доводы жалобы о том, что муниципальное образование "Город Саратов" в его лице не должно отвечать по заявленному иску, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 21-202 от 25 октября 2007 года, предусмотрено, что комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает полномочиями в сфере участия в организации в границах города электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения Комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Также, как правильно отметил суд первой инстанции, в спорных правоотношениях Ассоциация ТСЖ Ленинского района не является "управляющей компанией", а представляет права и интересы собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
Определение "управляющей организации" дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении N 6464/10 от 29 сентября 2010 года, согласно которого "управляющая организация" - это специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. При этом нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является предпринимательским риском "управляющей организации".
В силу статьи 142 Жилищного кодекса РФ для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
Таким образом, Ассоциация ТСЖ Ленинского района, как объединение 19-ти товариществ собственников жилья (в том числе в соответствии со своим Уставом) является некоммерческой организацией, в силу указанных норм права не является "управляющей организацией".
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса РФ - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое в отличие от "управляющей организации" обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами и данная обязанность вытекает также из целей создания товарищества собственников жилья.
При этом, каких либо дополнительных полномочий в силу пункта 8 статьи 138 ЖК РФ для представления в судах интересов собственников помещений - не требуется.
Данная правовая позиция также содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 2345/10 от 15 июля 2010 года и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2011 года по делу N А57-12461/2010.
Доводы апелляционных жалоб, что истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности и, ссылка на то что Ассоциация ТСЖ Ленинского района узнала о нарушениях своих прав из типовых договоров заключенных между Ассоциацией ТСЖ Ленинского района и ТСЖ "Чехов", ТСЖ "Уют-1", ТСЖ "Топольчанский" в 2006 году (которые пролонгированы до 31.12.2014 дополнительными соглашениями от 30.12.2013) судебной коллегией признаются необоснованными, так как в предмет данного спорные ЦТП и внутриквартальные тепловые сети не входят.
В соответствии с пунктом 1.3 указанных договоров вышеназванные товарищества собственников жилья передали в управление Ассоциации объекты общего имущества многоквартирных жилых домов, входящих в состав этих Товариществ, определенные статьей 36 ЖК РФ.
Спорные же объекты (ЦТП NN 11,21 и внутриквартальные тепловые сети) ранее были переданы собственником в пользование ОАО "Волжская ТГК" по договору N 154 от 01 января 2006 года, что подтверждает, что данные объекты к договорам, заключенным между Ассоциацией и указанными товариществами собственников жилья какого-либо отношения не имеют.
Нарушение прав граждан и Ассоциации носит длящийся характер, и продолжают нарушаться и в настоящее время, а восстановить эти нарушенные права, возможно, лишь путем удовлетворения заявленных исковых требований.
Так же как верно указал суд первой инстанции, достоверно о причинах нарушения и способе устранения прав потребителей и Ассоциации, истцу стало известно, только после проведения судебной тепло-технической экспертизы, после которой были сформулированы окончательные исковые требования.
Каких либо иных доказательств в материалах дела о том, что Ассоциация ТСЖ Ленинского района или должна была узнать о нарушении оспариваемых прав за пределами срока исковой давности - не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что исковые требования Ассоциации ТСЖ Ленинского района к Комитету по ЖКХ подлежат удовлетворению, а в исковых требованиях к ОАО "Волжская ТГК" следует отказать.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2014 года по делу N А57-6021/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Б.ШАЛКИН

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)