Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии: от истца - Жученко Е.А. по доверенности от 12.01.2015 N 59-625-3/6,
от ответчика - Макаренко А.Б. по доверенности от 26.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 по делу N А53-32576/2014, (судья Корх С.Э.),
по иску муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (ИНН 6165057602, ОГРН 1036165003874)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-1" (ИНН 6165156297, ОГРН 1096165002988) о взыскании неустойки
муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (далее - МКУ "УЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-1" (далее - ООО "Лидер-1", ответчик) о взыскании 750900 руб. неустойки.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 в иске отказано.
МКУ "УЖКХ" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с п. 3.6 договоров на предоставление субсидий в случае выявления факта нецелевого использования средств субсидий или их неиспользования в установленный срок, управляющая организация в течение двух месяцев производит возврат субсидий в бюджет в полном объеме с выплатой пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день со дня поступления средств на расчетный счет управляющей организации до их возврата. Указанная ответственность предусмотрена также Положением о порядке предоставления субсидии из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону (далее Положение о порядке предоставления субсидии, утв. постановлением мэра г. Ростова-на-Дону N 188 от 27.03.2009 г.). По условиям договоров срок их действия ограничен 31.12.2013. Таким образом, возврат неиспользованных бюджетных средств должен быть произведен не позднее 01.03.2014. Однако, часть субсидии была возвращена ответчиком 05.05.2014, т.е. с нарушением срока.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Лидер-1" апелляционную жалобу не признало, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Ответчик указал, что в соответствии с п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, определяется нормативными правовыми актами. Положением о порядке предоставления субсидии порядок возврата в текущем финансовом году получателей субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, не предусмотрен. В договорах такой порядок также не согласован. Сторонами заключены дополнительные соглашения N 2 от 30.04.2012, которыми определен объем субсидий, подлежащих возврату истцу. Ответчик произвел возврат платежными поручениями от 05.05.2014. Условия п. 3.6, 3.7 договоров не позволяют определить механизм начисления неустойки за нарушение срока возврата неиспользованных бюджетных средств при отсутствии оснований возврата бюджетных средств в казну, в силу чего, невозможно определить действительный размер ответственности, подлежащей применению к ответчику.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ответчика апелляционную жалобу не признал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.08.2013 г. на основании постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 27.03.2009 г. N 188, постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2013 г., распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону от 19.07.2013 г. N 277 между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района и ООО "Лидер-1" был заключен договор N 19-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г. о предоставлении субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
По условиям указанного договора (раздел 1) МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) приняло на себя обязательства по предоставлению субсидии, а ООО "Лидер-1" (организация) по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. Филимоновская, 92.
03.10.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 31-2013-УЖКХ об участии в проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого организация принимает на себя обязанности по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: ул. Филимоновская, 92, доля расходов собственников помещений составляет не менее 15% от общего объема затрат на капитальный ремонт, а управление предоставляет субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования.
Согласно п. 2.1. финансирование муниципальной доли капитального ремонта составляет 96 299,92 руб. С учетом дополнительного соглашения N 2 от 22.01.2014 г. к договору N 31-2013-УЖКХ от 03.10.2013 г. финансирование муниципальной доли подлежит оплате в размере 30 823,97 руб.
29.11.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 54-2013-УЖКХ на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан при выплате ими средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно п. 2.1 объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки составляет 116 622,20 руб. С учетом дополнительного соглашения N 3 от 22.01.2014 г. к договору N 54-2013-УЖКХ от 29.11.2013 г. объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан на проведение капитального ремонта в 2013 г. подлежат оплате в размере 37 328,77 руб. (п. 3).
21.08.2013 г. на основании постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 27.03.2009 г. N 188, постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2013 г., распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону от 19.07.2013 г. N 277 между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района и ООО "Лидер-1" был заключен договор N 18-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г. о предоставлении субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
По условиям указанного договора (раздел 1) МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) приняло на себя обязательства по предоставлению субсидии, а ООО "Лидер-1" (организация) по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. Филимоновская, 137.
03.10.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 30-2013-УЖКХ об участии в проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого организация принимает на себя обязанности по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: ул. Филимоновская, 137, доля расходов собственников помещений составляет не менее 15% от общего объема затрат на капитальный ремонт, а управление предоставляет субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования.
Согласно п. 2.1 финансирование муниципальной доли капитального ремонта составляет 11 982,04 руб. С учетом дополнительного соглашения N 2 от 22.01.2014 г. к договору N 30-2013-УЖКХ от 03.10.2013 г. финансирование муниципальной доли подлежит оплате 5 637,12 руб.
29.11.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 55-2013-УЖКХ на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан при выплате ими средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно п. 2.1 объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки составляет 253 948,17 руб. С учетом дополнительного соглашения N 3 от 22.01.2014 г. к договору N 55-2013-УЖКХ от 29.11.2013 г. объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан на проведение капитального ремонта в 2013 г. подлежит оплате в размере 119 473,61 руб. (п. 3).
21.08.2013 г. на основании постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 27.03.2009 г. N 188, постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2013 г., распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону от 19.07.2013 г. N 277 между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района и ООО "Лидер-1" был заключен договор N 20-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г. о предоставлении субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
По условиям указанного договора (раздел 1) МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) приняло на себя обязательства по предоставлению субсидии, а ООО "Лидер-1" (организация) по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. Тельмана, 49/68.
03.10.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 28-2013-УЖКХ об участии в проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого организация принимает на себя обязанности по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: ул. Тельмана, 49/68, доля расходов собственников помещений составляет не менее 15% от общего объема затрат на капитальный ремонт, а управление предоставляет субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования.
Согласно п. 2.1. финансирование муниципальной доли капитального ремонта составляет 228 895,15 руб. С учетом дополнительного соглашения N 2 от 22.01.2014 г. к договору N 28-2013-УЖКХ от 03.10.2013 г. финансирование муниципальной доли составляет подлежит оплате в размере 84 604,50 руб. (п. 3).
29.11.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 50-2013-УЖКХ на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан при выплате ими средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно п. 2.1 объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки составляет 61760,45 руб. С учетом дополнительного соглашения N 3 от 22.01.2014 г. к договору N 50-2013-УЖКХ от 29.11.2013 г. объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан на проведение капитального ремонта в 2013 г. подлежит оплате в размере 22 827,97 руб. (п. 3).
Принятые на себя обязательства по вышеперечисленным договорам истцом выполнены в полном объеме, что подтверждается копиями платежных поручений о перечислении и возврате денежных средств.
В соответствии с условиями договоров на предоставление субсидий на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД, заключенных между УЖКХ Октябрьского района и управляющими организациями МКД по перечисленным выше адресам, для получения в полном объеме субсидий управляющие организации должны были предоставить УЖКХ Октябрьского района три документа:
- уведомление об открытии отдельного банковского счета на многоквартирный дом с указанием его реквизитов;
- заверенную копию протоколов собрания собственников помещений МКД о долевом финансировании капитального ремонта в размере не менее 15,0% от общей стоимости расходов;
- утвержденную общим собранием собственников помещений МКД смету расходов на капитальный ремонт такого МКД, прошедшую экспертизу (или заключение о ее техническом соответствии) в установленном порядке.
В дальнейшем, управляющая организация обязана была предоставлять отчет о целевом использовании бюджетных средств и разовые информации по запросам УЖКХ Октябрьского района.
Управляющая организация не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, поступившими на банковский счет, на проведение капитального ремонта МКД, за исключением выплаты аванса в соответствии с условиями договора подряда, но не более 30,0% от суммы поступивших субсидий и оплаты выполненных работ на основании акта приемки работ по форме N КС-2, справки о их стоимости по форме КС-3, согласованных с УЖКХ Октябрьского района и подписанными представителями собственников жилья.
В соответствии с пунктом 3.6 договора на предоставление субсидий на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД, субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Управляющая организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за целевое, эффективное и своевременное использование выделенных субсидий, а также за достоверность представленных документов и информации для получения субсидий.
В случае выявления факта нецелевого использования средств субсидий или их не использования в установленный срок управляющая организация в течение двух месяцев производит возврат субсидий в бюджет в полном объеме с выплатой пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день со дня поступления средств на расчетный счет управляющей организации до их возврата.
Кроме того, пунктом 3.7 договора установлено, что за нарушение срока выполнения работ управляющая организация уплачивает УЖКХ Октябрьского района неустойку (штраф, пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от стоимости неисполненного обязательства за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после истечения срока исполнения.
По условиям заключенных договоров на предоставление субсидий, сроки их действия ограничены 31.12.2013 г.
Истец считает, что возврат неиспользованных бюджетных средств должен быть не позднее 01.03.2014 г. (по истечении двух месяцев после установленного срока).
Однако, часть средств субсидии была возвращена с нарушением установленного срока лишь 05.05.2014 г., а именно по следующим объектам капитального ремонта:
- по ул. Филимоновская, 92 на общую сумму 3 769,7 тыс. рублей, в том числе остатки средств Фонда ЖКЖ 2 286,7 тыс. рублей, средств софинансирования местного бюджета 1437,5 тыс. рублей, средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли в объеме 45,5 тыс. рублей;
- по ул. Филимоновская, 137 на общую сумму 5 012,4 тыс. рублей, в том числе остатки средств Фонда ЖКЖ 3074,7 тыс. рублей, средств софинансирования местного бюджета 1932,9 тыс. рублей, средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли 4,8 тыс. рублей;
- по ул. Тельмана, 49/68 на общую сумму 2 768,1 тыс. рублей, в том числе остатки средств Фонда ЖКЖ 1625,3 тыс. рублей, средств софинансирования местного бюджета 1021,8 тыс. рублей, средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли 121,0 тыс. рублей.
Таким образом, расчетная сумма неустойки (пункт 3.6 договора на предоставление субсидии), необходимая к уплате управляющей организацией УЖКХ Октябрьского района, по указанным выше объектам капитального ремонта составляет 750 900 рублей, а именно:
- по ул. Филимоновская, 92 общая сумма неустойки 245,4 тыс. рублей, в том числе: по остаткам средств Фонда ЖКЖ в объеме 2 286,7 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 149,7 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 2 286,7 * 238); по остаткам средств софинансирования местного бюджета в объеме 1 437,5 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 94,1 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 1437,5 * 238); по остаткам средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли в объеме 45,5 тыс. рублей с 27.12.2013 г. по 05.05.2014 г. (129 дней) сумма неустойки 1,6 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 45,5 * 129);
- по ул. Филимоновская, 137 общая сумма неустойки 327,9 тыс. рублей, в том числе: по остаткам средств Фонда ЖКЖ в объеме 3 074,7 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 201,2 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 3074,7 * 238); по остаткам средств софинансирования местного бюджета в объеме 1 932,9 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 126,5 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 1932,9 * 238); по остаткам средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли в объеме 4,8 тыс. рублей с 27.12.2013 г. по 05.05.2014 г. (129 дней) сумма неустойки 0,2 тыс. рублей (8,25% * 1/300*24,9*129);
- по ул. Тельмана, 49/68 общая сумма неустойки 177,6 тыс. рублей, в том числе: по остаткам средств Фонда ЖКЖ в объеме 1 625,3 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 106,4 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 1625,3 * 238); по остаткам средств софинансирования местного бюджета в объеме 1021,8 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 66,9 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 459,9 * 238); по остаткам средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли в объеме 121,0 тыс. рублей с 27.12.2013 г. по 05.05.2014 г. (129 дней) сумма неустойки 4,3 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 24,9 * 129).
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Оценив представлены доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 20 Закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства" получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют средства бюджета между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Получателями средств Фонда могут быть непосредственно муниципальные образования в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение об определении муниципальных образований в качестве получателей средств.
В городской адресной программе "капитальный ремонт многоквартирных домов на территории города Ростова-на-Дону в 2013 году", утвержденной Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.05.2013 года N 557, объем запланированной финансовой поддержки распределен между муниципальными образованиями (участниками программы).
Согласно п. 4 ст. 20 Закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение 14-ти дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу п. 6 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ (утвержден правлением Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 05.08.2008 г., протокол N 27) неизрасходованные средства капитального ремонта, находящиеся на отдельном банковском счете, открытом в соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ, подлежат в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возврату в местный бюджет. Исключения составляют случаи их перераспределения между видами работ и (или) направления на новые работы виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Так как Фонд действует до 01.01.2018 г. (п. 6 ст. 3 Закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ), неизрасходованные средства капитального ремонта могли бы быть перераспределены между домами, направлены на новые дома, если они расположены на территории того же муниципального образования, что и многоквартирный дом, по которому образовались эти средства.
Однако в соответствии с п. 11 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, использование названных средств невозможно, если при этом подлежит изменению срок реализации региональной адресной программы или отдельных ее этапов, а также уменьшение объема долевого финансирования проведения капитального ремонта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, средств товариществ собственников жилья или собственников помещений многоквартирных домах.
В целях осуществления мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта субъекты Российской Федерации уведомляют Фонд содействия реформирования ЖКХ о планируемом использовании неизрасходованных средств. К уведомлению субъекта помимо пояснительной записки об объеме и причинах образования неизрасходованных средств предусмотрено приложить сведения о неизрасходованных денежных средствах, т.е. сведения о денежных средствах, оставшихся на счетах местных бюджетов в виде выписки со счета местного бюджета на момент обращения.
Уведомления субъектов Российской Федерации по мере их поступления рассматриваются правлением Фонда. Решение правления Фонда о согласовании использования неизрасходованных средств является основанием для осуществления предусмотренного Федеральным законом о Фонде мониторинга реализации региональных адресных программ с учетом использования неизрасходованных средств, предусмотренного в указанном уведомлении.
Таким образом, дальнейшее использование неизрасходованных средств Фонда в данном случае предполагает предварительный возврат этих средств на счет местного бюджета.
К отношениям сторон в части возврата полученной субсидии подлежит применению бюджетное законодательство.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов федеральными целевыми программами и законами субъектов РФ.
Условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предусмотрены в статье 78 БК РФ.
При этом пункт 1 ст. 78 БК РФ, предусматривает, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (п. п. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 78 БК РФ цели, условия, порядок предоставления субсидий управляющим организациям, ТСЖ, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения таких условий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 17 Порядка субсидии на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Получатели субсидий в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование средств, полученных ими на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В случае нецелевого использования субсидий или не использования их в установленные сроки получатели субсидий возвращают полученные средства в бюджет города в полном объеме в течение двух месяцев.
В соответствии с п\\п 4 п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Указания п/п 4 п. 3 ст. 78 БК РФ носят императивный характер и не допускают отсутствия в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, положений о порядке возврата неиспользованной части субсидий.
Договоры заключены в соответствии с Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 27.03.2009 г. N 188 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону" (далее - положение).
Согласно указанному положению субсидии предоставляются товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - получатели субсидий), из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального города на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включая расходы на разработку проектной документации для капитального ремонта, изготовленной, в том числе, с учетом требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проведение ее государственной экспертизы или получение заключения о ее техническом соответствии.
В соответствии с пунктами 5, 6 положения МКУ УЖКХ в течение семи дней со дня принятия распоряжения Мэра города Ростова-на-Дону, указанного в пункте 4 настоящего положения, уведомляет получателей субсидий об объеме средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома, а также направляет получателям субсидий для подписания проект договора на предоставление субсидий из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получатели субсидий в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 5 настоящего положения, открывают отдельные банковские счета на каждый многоквартирный дом и направляют в МКУ ЖКХ следующие документы:
1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее 5 процентов от общей стоимости расходов на капитальный ремонт;
3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме сметную документацию на финансирование расходов, предусмотренных частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В течение указанного периода МКУ ЖКХ подписывает договоры на предоставление субсидий из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и представляет их на регистрацию в Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 положения получатели субсидий выбирают подрядную организацию и заключают с ней договор на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется в соответствии с приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 09.04.2012 N 49 "Об утверждении Порядка привлечения ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома". При этом подрядная организация должна иметь допуск к производству работ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Получатели субсидий производят оплату работ по капитальному ремонту многоквартирного дома из средств субсидий, размещенных на банковских счетах, а также средств собственников помещений с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома производится на основании актов приемки работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
Получатели субсидий не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 11 и 13 настоящего положения.
В соответствии с пунктами 15, 16 положения получатели субсидий представляют в МКУ ЖКХ районов города, а МКУ ЖКХ районов города представляют в Департамент ЖКХ и энергетики отчет о целевом использовании бюджетных средств в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, установленной Департаментом ЖКХ и энергетики.
Субсидии на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Получатели субсидий в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование средств, полученных ими на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В случае нецелевого использования субсидий или неиспользования их в установленные сроки получатели субсидий возвращают полученные средства в бюджет города в полном объеме в течение двух месяцев.
Однако, Положением о порядке предоставления субсидий из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий не предусмотрен, отсутствует такой порядок и в договорах на долевое финансирование проведения капитального ремонта.
При этом, стороны заключили дополнительные соглашения N 2 от 30.04.2014 года к договору N 18-2013-УЖКХ, N 2 от 30.04.2014 года к договору N 19-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г., N 2 от 30.04.2014 года к договору N 20-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г., на основании которых производился возврат субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.
В соответствии с заключенными дополнительными соглашениями сумма субсидий окончательно установлена в размере соответственно 5843632 руб., 2524284 руб. и 1850589 руб., и соответствует 85% стоимости фактических выполненных работ.
Материалами дела подтверждается, что обществом полностью освоены денежные средства, предоставленные ему в качестве субсидии, в размере, установленном дополнительными соглашениями к договорам о предоставлении субсидии.
Учитывая изложенное, истцом не представлено доказательств подтверждающих нарушение сроков возврата бюджетных средств, а также неиспользование бюджетных средств, в связи с чем, требование о взыскании неустойки не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 по делу N А53-32576/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (ИНН 6165057602, ОГРН 1036165003874) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2015 N 15АП-11556/2015 ПО ДЕЛУ N А53-32576/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. N 15АП-11556/2015
Дело N А53-32576/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии: от истца - Жученко Е.А. по доверенности от 12.01.2015 N 59-625-3/6,
от ответчика - Макаренко А.Б. по доверенности от 26.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 по делу N А53-32576/2014, (судья Корх С.Э.),
по иску муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (ИНН 6165057602, ОГРН 1036165003874)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-1" (ИНН 6165156297, ОГРН 1096165002988) о взыскании неустойки
установил:
муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (далее - МКУ "УЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-1" (далее - ООО "Лидер-1", ответчик) о взыскании 750900 руб. неустойки.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 в иске отказано.
МКУ "УЖКХ" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с п. 3.6 договоров на предоставление субсидий в случае выявления факта нецелевого использования средств субсидий или их неиспользования в установленный срок, управляющая организация в течение двух месяцев производит возврат субсидий в бюджет в полном объеме с выплатой пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день со дня поступления средств на расчетный счет управляющей организации до их возврата. Указанная ответственность предусмотрена также Положением о порядке предоставления субсидии из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону (далее Положение о порядке предоставления субсидии, утв. постановлением мэра г. Ростова-на-Дону N 188 от 27.03.2009 г.). По условиям договоров срок их действия ограничен 31.12.2013. Таким образом, возврат неиспользованных бюджетных средств должен быть произведен не позднее 01.03.2014. Однако, часть субсидии была возвращена ответчиком 05.05.2014, т.е. с нарушением срока.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Лидер-1" апелляционную жалобу не признало, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Ответчик указал, что в соответствии с п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, определяется нормативными правовыми актами. Положением о порядке предоставления субсидии порядок возврата в текущем финансовом году получателей субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, не предусмотрен. В договорах такой порядок также не согласован. Сторонами заключены дополнительные соглашения N 2 от 30.04.2012, которыми определен объем субсидий, подлежащих возврату истцу. Ответчик произвел возврат платежными поручениями от 05.05.2014. Условия п. 3.6, 3.7 договоров не позволяют определить механизм начисления неустойки за нарушение срока возврата неиспользованных бюджетных средств при отсутствии оснований возврата бюджетных средств в казну, в силу чего, невозможно определить действительный размер ответственности, подлежащей применению к ответчику.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ответчика апелляционную жалобу не признал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.08.2013 г. на основании постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 27.03.2009 г. N 188, постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2013 г., распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону от 19.07.2013 г. N 277 между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района и ООО "Лидер-1" был заключен договор N 19-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г. о предоставлении субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
По условиям указанного договора (раздел 1) МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) приняло на себя обязательства по предоставлению субсидии, а ООО "Лидер-1" (организация) по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. Филимоновская, 92.
03.10.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 31-2013-УЖКХ об участии в проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого организация принимает на себя обязанности по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: ул. Филимоновская, 92, доля расходов собственников помещений составляет не менее 15% от общего объема затрат на капитальный ремонт, а управление предоставляет субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования.
Согласно п. 2.1. финансирование муниципальной доли капитального ремонта составляет 96 299,92 руб. С учетом дополнительного соглашения N 2 от 22.01.2014 г. к договору N 31-2013-УЖКХ от 03.10.2013 г. финансирование муниципальной доли подлежит оплате в размере 30 823,97 руб.
29.11.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 54-2013-УЖКХ на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан при выплате ими средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно п. 2.1 объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки составляет 116 622,20 руб. С учетом дополнительного соглашения N 3 от 22.01.2014 г. к договору N 54-2013-УЖКХ от 29.11.2013 г. объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан на проведение капитального ремонта в 2013 г. подлежат оплате в размере 37 328,77 руб. (п. 3).
21.08.2013 г. на основании постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 27.03.2009 г. N 188, постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2013 г., распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону от 19.07.2013 г. N 277 между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района и ООО "Лидер-1" был заключен договор N 18-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г. о предоставлении субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
По условиям указанного договора (раздел 1) МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) приняло на себя обязательства по предоставлению субсидии, а ООО "Лидер-1" (организация) по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. Филимоновская, 137.
03.10.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 30-2013-УЖКХ об участии в проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого организация принимает на себя обязанности по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: ул. Филимоновская, 137, доля расходов собственников помещений составляет не менее 15% от общего объема затрат на капитальный ремонт, а управление предоставляет субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования.
Согласно п. 2.1 финансирование муниципальной доли капитального ремонта составляет 11 982,04 руб. С учетом дополнительного соглашения N 2 от 22.01.2014 г. к договору N 30-2013-УЖКХ от 03.10.2013 г. финансирование муниципальной доли подлежит оплате 5 637,12 руб.
29.11.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 55-2013-УЖКХ на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан при выплате ими средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно п. 2.1 объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки составляет 253 948,17 руб. С учетом дополнительного соглашения N 3 от 22.01.2014 г. к договору N 55-2013-УЖКХ от 29.11.2013 г. объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан на проведение капитального ремонта в 2013 г. подлежит оплате в размере 119 473,61 руб. (п. 3).
21.08.2013 г. на основании постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 27.03.2009 г. N 188, постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2013 г., распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону от 19.07.2013 г. N 277 между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района и ООО "Лидер-1" был заключен договор N 20-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г. о предоставлении субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
По условиям указанного договора (раздел 1) МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) приняло на себя обязательства по предоставлению субсидии, а ООО "Лидер-1" (организация) по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. Тельмана, 49/68.
03.10.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 28-2013-УЖКХ об участии в проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого организация принимает на себя обязанности по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: ул. Тельмана, 49/68, доля расходов собственников помещений составляет не менее 15% от общего объема затрат на капитальный ремонт, а управление предоставляет субсидии за счет средств бюджета на условиях долевого финансирования.
Согласно п. 2.1. финансирование муниципальной доли капитального ремонта составляет 228 895,15 руб. С учетом дополнительного соглашения N 2 от 22.01.2014 г. к договору N 28-2013-УЖКХ от 03.10.2013 г. финансирование муниципальной доли составляет подлежит оплате в размере 84 604,50 руб. (п. 3).
29.11.2013 г. между МКУ "УЖКХ" Октябрьского района (управление) и ООО "Лидер-1" (организация) заключен договор N 50-2013-УЖКХ на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан при выплате ими средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно п. 2.1 объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки составляет 61760,45 руб. С учетом дополнительного соглашения N 3 от 22.01.2014 г. к договору N 50-2013-УЖКХ от 29.11.2013 г. объем субсидии на компенсацию расходов в связи с оказанием мер социальной поддержки граждан на проведение капитального ремонта в 2013 г. подлежит оплате в размере 22 827,97 руб. (п. 3).
Принятые на себя обязательства по вышеперечисленным договорам истцом выполнены в полном объеме, что подтверждается копиями платежных поручений о перечислении и возврате денежных средств.
В соответствии с условиями договоров на предоставление субсидий на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД, заключенных между УЖКХ Октябрьского района и управляющими организациями МКД по перечисленным выше адресам, для получения в полном объеме субсидий управляющие организации должны были предоставить УЖКХ Октябрьского района три документа:
- уведомление об открытии отдельного банковского счета на многоквартирный дом с указанием его реквизитов;
- заверенную копию протоколов собрания собственников помещений МКД о долевом финансировании капитального ремонта в размере не менее 15,0% от общей стоимости расходов;
- утвержденную общим собранием собственников помещений МКД смету расходов на капитальный ремонт такого МКД, прошедшую экспертизу (или заключение о ее техническом соответствии) в установленном порядке.
В дальнейшем, управляющая организация обязана была предоставлять отчет о целевом использовании бюджетных средств и разовые информации по запросам УЖКХ Октябрьского района.
Управляющая организация не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, поступившими на банковский счет, на проведение капитального ремонта МКД, за исключением выплаты аванса в соответствии с условиями договора подряда, но не более 30,0% от суммы поступивших субсидий и оплаты выполненных работ на основании акта приемки работ по форме N КС-2, справки о их стоимости по форме КС-3, согласованных с УЖКХ Октябрьского района и подписанными представителями собственников жилья.
В соответствии с пунктом 3.6 договора на предоставление субсидий на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД, субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Управляющая организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за целевое, эффективное и своевременное использование выделенных субсидий, а также за достоверность представленных документов и информации для получения субсидий.
В случае выявления факта нецелевого использования средств субсидий или их не использования в установленный срок управляющая организация в течение двух месяцев производит возврат субсидий в бюджет в полном объеме с выплатой пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день со дня поступления средств на расчетный счет управляющей организации до их возврата.
Кроме того, пунктом 3.7 договора установлено, что за нарушение срока выполнения работ управляющая организация уплачивает УЖКХ Октябрьского района неустойку (штраф, пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от стоимости неисполненного обязательства за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после истечения срока исполнения.
По условиям заключенных договоров на предоставление субсидий, сроки их действия ограничены 31.12.2013 г.
Истец считает, что возврат неиспользованных бюджетных средств должен быть не позднее 01.03.2014 г. (по истечении двух месяцев после установленного срока).
Однако, часть средств субсидии была возвращена с нарушением установленного срока лишь 05.05.2014 г., а именно по следующим объектам капитального ремонта:
- по ул. Филимоновская, 92 на общую сумму 3 769,7 тыс. рублей, в том числе остатки средств Фонда ЖКЖ 2 286,7 тыс. рублей, средств софинансирования местного бюджета 1437,5 тыс. рублей, средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли в объеме 45,5 тыс. рублей;
- по ул. Филимоновская, 137 на общую сумму 5 012,4 тыс. рублей, в том числе остатки средств Фонда ЖКЖ 3074,7 тыс. рублей, средств софинансирования местного бюджета 1932,9 тыс. рублей, средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли 4,8 тыс. рублей;
- по ул. Тельмана, 49/68 на общую сумму 2 768,1 тыс. рублей, в том числе остатки средств Фонда ЖКЖ 1625,3 тыс. рублей, средств софинансирования местного бюджета 1021,8 тыс. рублей, средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли 121,0 тыс. рублей.
Таким образом, расчетная сумма неустойки (пункт 3.6 договора на предоставление субсидии), необходимая к уплате управляющей организацией УЖКХ Октябрьского района, по указанным выше объектам капитального ремонта составляет 750 900 рублей, а именно:
- по ул. Филимоновская, 92 общая сумма неустойки 245,4 тыс. рублей, в том числе: по остаткам средств Фонда ЖКЖ в объеме 2 286,7 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 149,7 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 2 286,7 * 238); по остаткам средств софинансирования местного бюджета в объеме 1 437,5 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 94,1 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 1437,5 * 238); по остаткам средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли в объеме 45,5 тыс. рублей с 27.12.2013 г. по 05.05.2014 г. (129 дней) сумма неустойки 1,6 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 45,5 * 129);
- по ул. Филимоновская, 137 общая сумма неустойки 327,9 тыс. рублей, в том числе: по остаткам средств Фонда ЖКЖ в объеме 3 074,7 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 201,2 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 3074,7 * 238); по остаткам средств софинансирования местного бюджета в объеме 1 932,9 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 126,5 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 1932,9 * 238); по остаткам средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли в объеме 4,8 тыс. рублей с 27.12.2013 г. по 05.05.2014 г. (129 дней) сумма неустойки 0,2 тыс. рублей (8,25% * 1/300*24,9*129);
- по ул. Тельмана, 49/68 общая сумма неустойки 177,6 тыс. рублей, в том числе: по остаткам средств Фонда ЖКЖ в объеме 1 625,3 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 106,4 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 1625,3 * 238); по остаткам средств софинансирования местного бюджета в объеме 1021,8 тыс. рублей с 09.09.2013 г. по 05.05.2014 г. (238 дней) сумма неустойки 66,9 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 459,9 * 238); по остаткам средств местного бюджета на финансирование муниципальной доли в объеме 121,0 тыс. рублей с 27.12.2013 г. по 05.05.2014 г. (129 дней) сумма неустойки 4,3 тыс. рублей (8,25% * 1/300 * 24,9 * 129).
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Оценив представлены доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 20 Закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства" получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют средства бюджета между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Получателями средств Фонда могут быть непосредственно муниципальные образования в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение об определении муниципальных образований в качестве получателей средств.
В городской адресной программе "капитальный ремонт многоквартирных домов на территории города Ростова-на-Дону в 2013 году", утвержденной Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.05.2013 года N 557, объем запланированной финансовой поддержки распределен между муниципальными образованиями (участниками программы).
Согласно п. 4 ст. 20 Закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение 14-ти дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу п. 6 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ (утвержден правлением Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 05.08.2008 г., протокол N 27) неизрасходованные средства капитального ремонта, находящиеся на отдельном банковском счете, открытом в соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ, подлежат в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возврату в местный бюджет. Исключения составляют случаи их перераспределения между видами работ и (или) направления на новые работы виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Так как Фонд действует до 01.01.2018 г. (п. 6 ст. 3 Закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ), неизрасходованные средства капитального ремонта могли бы быть перераспределены между домами, направлены на новые дома, если они расположены на территории того же муниципального образования, что и многоквартирный дом, по которому образовались эти средства.
Однако в соответствии с п. 11 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, использование названных средств невозможно, если при этом подлежит изменению срок реализации региональной адресной программы или отдельных ее этапов, а также уменьшение объема долевого финансирования проведения капитального ремонта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, средств товариществ собственников жилья или собственников помещений многоквартирных домах.
В целях осуществления мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта субъекты Российской Федерации уведомляют Фонд содействия реформирования ЖКХ о планируемом использовании неизрасходованных средств. К уведомлению субъекта помимо пояснительной записки об объеме и причинах образования неизрасходованных средств предусмотрено приложить сведения о неизрасходованных денежных средствах, т.е. сведения о денежных средствах, оставшихся на счетах местных бюджетов в виде выписки со счета местного бюджета на момент обращения.
Уведомления субъектов Российской Федерации по мере их поступления рассматриваются правлением Фонда. Решение правления Фонда о согласовании использования неизрасходованных средств является основанием для осуществления предусмотренного Федеральным законом о Фонде мониторинга реализации региональных адресных программ с учетом использования неизрасходованных средств, предусмотренного в указанном уведомлении.
Таким образом, дальнейшее использование неизрасходованных средств Фонда в данном случае предполагает предварительный возврат этих средств на счет местного бюджета.
К отношениям сторон в части возврата полученной субсидии подлежит применению бюджетное законодательство.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов федеральными целевыми программами и законами субъектов РФ.
Условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предусмотрены в статье 78 БК РФ.
При этом пункт 1 ст. 78 БК РФ, предусматривает, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (п. п. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 78 БК РФ цели, условия, порядок предоставления субсидий управляющим организациям, ТСЖ, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения таких условий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 17 Порядка субсидии на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Получатели субсидий в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование средств, полученных ими на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В случае нецелевого использования субсидий или не использования их в установленные сроки получатели субсидий возвращают полученные средства в бюджет города в полном объеме в течение двух месяцев.
В соответствии с п\\п 4 п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Указания п/п 4 п. 3 ст. 78 БК РФ носят императивный характер и не допускают отсутствия в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, положений о порядке возврата неиспользованной части субсидий.
Договоры заключены в соответствии с Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 27.03.2009 г. N 188 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону" (далее - положение).
Согласно указанному положению субсидии предоставляются товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - получатели субсидий), из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального города на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включая расходы на разработку проектной документации для капитального ремонта, изготовленной, в том числе, с учетом требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проведение ее государственной экспертизы или получение заключения о ее техническом соответствии.
В соответствии с пунктами 5, 6 положения МКУ УЖКХ в течение семи дней со дня принятия распоряжения Мэра города Ростова-на-Дону, указанного в пункте 4 настоящего положения, уведомляет получателей субсидий об объеме средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома, а также направляет получателям субсидий для подписания проект договора на предоставление субсидий из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получатели субсидий в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 5 настоящего положения, открывают отдельные банковские счета на каждый многоквартирный дом и направляют в МКУ ЖКХ следующие документы:
1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее 5 процентов от общей стоимости расходов на капитальный ремонт;
3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме сметную документацию на финансирование расходов, предусмотренных частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В течение указанного периода МКУ ЖКХ подписывает договоры на предоставление субсидий из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и представляет их на регистрацию в Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 положения получатели субсидий выбирают подрядную организацию и заключают с ней договор на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется в соответствии с приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 09.04.2012 N 49 "Об утверждении Порядка привлечения ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома". При этом подрядная организация должна иметь допуск к производству работ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Получатели субсидий производят оплату работ по капитальному ремонту многоквартирного дома из средств субсидий, размещенных на банковских счетах, а также средств собственников помещений с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома производится на основании актов приемки работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
Получатели субсидий не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 11 и 13 настоящего положения.
В соответствии с пунктами 15, 16 положения получатели субсидий представляют в МКУ ЖКХ районов города, а МКУ ЖКХ районов города представляют в Департамент ЖКХ и энергетики отчет о целевом использовании бюджетных средств в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, установленной Департаментом ЖКХ и энергетики.
Субсидии на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Получатели субсидий в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование средств, полученных ими на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В случае нецелевого использования субсидий или неиспользования их в установленные сроки получатели субсидий возвращают полученные средства в бюджет города в полном объеме в течение двух месяцев.
Однако, Положением о порядке предоставления субсидий из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий не предусмотрен, отсутствует такой порядок и в договорах на долевое финансирование проведения капитального ремонта.
При этом, стороны заключили дополнительные соглашения N 2 от 30.04.2014 года к договору N 18-2013-УЖКХ, N 2 от 30.04.2014 года к договору N 19-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г., N 2 от 30.04.2014 года к договору N 20-2013-УЖКХ от 21.08.2013 г., на основании которых производился возврат субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.
В соответствии с заключенными дополнительными соглашениями сумма субсидий окончательно установлена в размере соответственно 5843632 руб., 2524284 руб. и 1850589 руб., и соответствует 85% стоимости фактических выполненных работ.
Материалами дела подтверждается, что обществом полностью освоены денежные средства, предоставленные ему в качестве субсидии, в размере, установленном дополнительными соглашениями к договорам о предоставлении субсидии.
Учитывая изложенное, истцом не представлено доказательств подтверждающих нарушение сроков возврата бюджетных средств, а также неиспользование бюджетных средств, в связи с чем, требование о взыскании неустойки не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 по делу N А53-32576/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (ИНН 6165057602, ОГРН 1036165003874) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
О.Х.ТИМЧЕНКО
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
О.Х.ТИМЧЕНКО
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)