Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10970/2015

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в вопросе формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом, обязании провести работы по формированию земельного участка и выдать схему расположения земельного участка.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заявитель указал, что обратился с заявлением, в котором просил сформировать земельный участок под многоквартирным домом, однако поставленный им вопрос не разрешен, что нарушает его права и интересы, как собственника недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. по делу N 33-10970/2015


Судья Орская Т.А.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 мая 2015 года апелляционную жалобу П.П. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 15 декабря 2014 года по делу по заявлению П.П. об оспаривании действий (бездействия) Администрации городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения П.П., его представителя П.Э.,
установила:

П.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области в вопросе формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <данные изъяты>; обязании заинтересованного лица провести работы по формированию земельного участка и выдать заявителю схему расположения земельного участка.
В обоснование заявления указал, что еще 24.12.2012 он обратился на имя главы городского поселения Новоивановское с заявлением, в котором просил сформировать земельный участок под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, однако до настоящего времени поставленный им вопрос не разрешен, что нарушает его права и интересы как собственника недвижимости.
П.П. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации городского поселения Новоивановское требования заявителя не признал по доводам письменных возражений (л.д. 76 - 77).
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 15 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных П.П. требований отказано.
Не согласившись с данным решением, П.П. обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Из материалов дела следует, что 24.12.2012 П.П., собственник помещения по адресу: Московская область, <данные изъяты>, обратился с заявлением на имя главы городского поселения Новоивановское (одновременно возглавляющего администрацию поселения), в котором просил сформировать земельный участок, на котором расположен дом по вышеуказанному адресу (л.д. 10).
Длительное время между заявителем и заинтересованным лицом велась переписка по вопросу формирования земельного участка; до настоящего времени земельный участок под многоквартирным домом не сформирован. В последнем письме, датированном 25.07.2014 (исх. N 946), администрация поселения разъяснила заявителю, что вопрос формирования земельного участка под многоквартирным домом относится к компетенции органа местного самоуправления муниципального района (л.д. 25 - 26).
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения П.П. с заявлением в администрацию поселения) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом в силу пункта 3 указанной статьи в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3); формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4); с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П признал часть 3 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 и постановил, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) в случае, если кадастровый учет земельного участка не осуществлен, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В указанной правовой норме отсутствовала конкретизация того факта, какой именно орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка.
Вместе с тем, системное толкование положений ст. 11.3 и 36 ЗК РФ позволяет сделать вывод, что речь идет об органах местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса, а именно: об органах местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Действующее земельное законодательство (п. 2 ст. 11.3, п. 13 ст. 11.10, ст. 39.2 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ) сохранило прежний правовой подход к разрешению указанного вопроса.
Таким образом, неправомерного бездействия со стороны Администрации городского поселения Новоивановское при рассмотрении обращения П.П. о формировании земельного участка под многоквартирным домом допущено не было: разрешение поставленного заявителем вопроса не относится к компетенции указанного органа местного самоуправления, о чем заявителю неоднократно разъяснялось.
По смыслу ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные П.П. требования.
Поскольку доводы апелляционной жалобы П.П. не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений процессуального закона, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.П. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)