Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Егоровой С.Г., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
- от истца Дегтяревой Л.В. (дов. N 14/08-2 от 01.08.2014);
- от ответчика Королевой Н.В. (дов. N 635 от 30.06.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУП "Калугаоблводоканал" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А23-1450/2014,
установил:
Государственное предприятие Калужской области "Калугаоблводоканал" (далее - ГП "Калугаоблводоканал", истец), 1024001186461, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа Управляющих Предприятий Калуги" (далее - ООО "ГУП Калуги", ответчик), ОГРН 1074027004732, о взыскании задолженности на установку прибора учета в размере 72 883 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 (судья Акимова М.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 (судьи Дайнеко М.М., Токарева М.В., Сентюрина И.Г.) решение Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ГП "Калугаоблводоканал" подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в постановлении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 30.12.2011 между ГП "Калугаоблводоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ГУП Калуги" (абонент) был заключен договор N 6024 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод для населения, по условиям которого абонент обеспечивает потребителей-граждан, проживающих в жилых домах, указанных в приложении N 1 к договору, питьевой водой и услугами по водоотведению.
В разделе 6 договора установлены цена и тарифы.
Согласно п. п. 11.1 - 11.2 договор заключается на срок до 31.12.2012 и распространяет свои действия на отношения сторон, возникшие с 30.12.2011. Договор считается ежегодно продленным на прежних условиях на срок один год, если за месяц до истечения срока не последует заявления одной из сторон об отказе от договора или его пересмотре.
Во исполнение положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) ГП "Калугаоблводоканал" направило предложение от 30.04.2013 собственникам и лицам, представляющим интересы собственников, об оснащении домов приборами учета (л.д. 117 - 120 т. 1).
Письмом от 09.09.2013 N 2611-13 ГП "Калугаоблводоканал" уведомило ООО "ГУП Калуги" о необходимости установить узлы учета в многоквартирных жилых домах с приложением перечня многоквартирных домов и заявления о намерении заключить договор на установку общедомового (коллективного) прибора учета.
07.11.2013 между ГП "Калугаоблводоканал" (покупатель) и ОАО "Завод Водоприборов" (поставщик) был заключен договор поставки N 217/11-13, по условиям которого поставщик обязался передать в собственность покупателю, а покупатель принять и оплатить узлы учета холодной воды с устройствами сбора и передачи данных согласно перечню продукции (приложение N 1).
Прибор учета был установлен в доме N 46 по ул. Степана Разина г. Калуги, составлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета 25.11.2013.
Ссылаясь на то, что общая стоимость работ по установке узла учета холодной воды в доме N 46 по ул. Степана Разина г. Калуги составила 72 883 руб. 14 коп., однако ответчиком оплата указанных работ не произведена, ГП "Калугаоблводоканал" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что истец как ресурсоснабжающая организация правомерно установил узел учета воды, а ответчик, являющийся управляющей компанией в отношении спорного многоквартирного дома, обязан данные работы оплатить.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что истцом не доказано, что у ответчика имеются обязательства по возмещению расходов на установку прибора учета, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими у истца убытками и противоправными действиями ответчика, в связи с чем сделал вывод об отсутствии правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по оплате расходов истца, понесенных им в связи с установкой в порядке ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ коллективного (общедомового) прибора учета воды в многоквартирном доме.
Судебная коллегия не может признать выводы, содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение требований Федерального закона N 261-ФЗ ГП "Калугаоблводоканал" направило предложение об установлении прибора учета в адрес управляющей компании с учетом того, что между истцом и собственниками помещений в спорном многоквартирном доме отсутствуют договорные отношения, договор водоснабжения и водоотведения заключен ГП "Калугаоблводоканал" с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, поэтому информацией о собственниках жилых помещений предприятие не располагало.
Прибор учета холодной воды был установлен в доме N 46 по ул. Степана Разина г. Калуги. Акт от 25.11.2013 о вводе прибора учета в эксплуатацию подписан представителями ГП "Калугаоблводоканал" и ООО "ГУП Калуги"
ГП "Калугаоблводоканал" направило в адрес ООО "ГУП Калуги" документы на установленный прибор учета холодной воды, а также акт технического освидетельствования от 25.11.2013 N 34, документы на оплату работ по установке узла учета холодной воды в доме N 46 по ул. Степана Разина г. Калуга.
Оплата работ ООО "ГУП Калуги" не произведена.
Однако ответчик оплачивает потребленный коммунальный ресурс в соответствии с показаниями прибора учета, что свидетельствует о соответствии действий истца воле собственников помещений в доме, от имени которых выступает управляющая компания, на обеспечение многоквартирного дома общедомовым прибором учета в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Суд первой инстанции, системно истолковав положения законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов, сделал вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию, выступающую в отношениях с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений и осуществляющую управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку действия истца по установке общедомового прибора учета, который используется по назначению, не противоречат воле собственников, в данном случае имеются основания для взыскания стоимости работ по установке общедомового прибора учета с ответчика, ООО "ГУП Калуги", являющегося ответственным за содержание многоквартирного дома, установку приборов учета, выполнение требований законодательства об энергосбережении, положения ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов истца по фактической установке прибора учета.
При этом сумма иска ответчиком не оспорена.
В связи с изложенным постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А23-1450/2014 подлежит отмене, решение Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 по настоящему делу следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А23-1450/2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2014 ПО ДЕЛУ N А23-1450/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу N А23-1450/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Егоровой С.Г., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
- от истца Дегтяревой Л.В. (дов. N 14/08-2 от 01.08.2014);
- от ответчика Королевой Н.В. (дов. N 635 от 30.06.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУП "Калугаоблводоканал" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А23-1450/2014,
установил:
Государственное предприятие Калужской области "Калугаоблводоканал" (далее - ГП "Калугаоблводоканал", истец), 1024001186461, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа Управляющих Предприятий Калуги" (далее - ООО "ГУП Калуги", ответчик), ОГРН 1074027004732, о взыскании задолженности на установку прибора учета в размере 72 883 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 (судья Акимова М.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 (судьи Дайнеко М.М., Токарева М.В., Сентюрина И.Г.) решение Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ГП "Калугаоблводоканал" подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в постановлении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 30.12.2011 между ГП "Калугаоблводоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ГУП Калуги" (абонент) был заключен договор N 6024 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод для населения, по условиям которого абонент обеспечивает потребителей-граждан, проживающих в жилых домах, указанных в приложении N 1 к договору, питьевой водой и услугами по водоотведению.
В разделе 6 договора установлены цена и тарифы.
Согласно п. п. 11.1 - 11.2 договор заключается на срок до 31.12.2012 и распространяет свои действия на отношения сторон, возникшие с 30.12.2011. Договор считается ежегодно продленным на прежних условиях на срок один год, если за месяц до истечения срока не последует заявления одной из сторон об отказе от договора или его пересмотре.
Во исполнение положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) ГП "Калугаоблводоканал" направило предложение от 30.04.2013 собственникам и лицам, представляющим интересы собственников, об оснащении домов приборами учета (л.д. 117 - 120 т. 1).
Письмом от 09.09.2013 N 2611-13 ГП "Калугаоблводоканал" уведомило ООО "ГУП Калуги" о необходимости установить узлы учета в многоквартирных жилых домах с приложением перечня многоквартирных домов и заявления о намерении заключить договор на установку общедомового (коллективного) прибора учета.
07.11.2013 между ГП "Калугаоблводоканал" (покупатель) и ОАО "Завод Водоприборов" (поставщик) был заключен договор поставки N 217/11-13, по условиям которого поставщик обязался передать в собственность покупателю, а покупатель принять и оплатить узлы учета холодной воды с устройствами сбора и передачи данных согласно перечню продукции (приложение N 1).
Прибор учета был установлен в доме N 46 по ул. Степана Разина г. Калуги, составлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета 25.11.2013.
Ссылаясь на то, что общая стоимость работ по установке узла учета холодной воды в доме N 46 по ул. Степана Разина г. Калуги составила 72 883 руб. 14 коп., однако ответчиком оплата указанных работ не произведена, ГП "Калугаоблводоканал" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что истец как ресурсоснабжающая организация правомерно установил узел учета воды, а ответчик, являющийся управляющей компанией в отношении спорного многоквартирного дома, обязан данные работы оплатить.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что истцом не доказано, что у ответчика имеются обязательства по возмещению расходов на установку прибора учета, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими у истца убытками и противоправными действиями ответчика, в связи с чем сделал вывод об отсутствии правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по оплате расходов истца, понесенных им в связи с установкой в порядке ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ коллективного (общедомового) прибора учета воды в многоквартирном доме.
Судебная коллегия не может признать выводы, содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение требований Федерального закона N 261-ФЗ ГП "Калугаоблводоканал" направило предложение об установлении прибора учета в адрес управляющей компании с учетом того, что между истцом и собственниками помещений в спорном многоквартирном доме отсутствуют договорные отношения, договор водоснабжения и водоотведения заключен ГП "Калугаоблводоканал" с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, поэтому информацией о собственниках жилых помещений предприятие не располагало.
Прибор учета холодной воды был установлен в доме N 46 по ул. Степана Разина г. Калуги. Акт от 25.11.2013 о вводе прибора учета в эксплуатацию подписан представителями ГП "Калугаоблводоканал" и ООО "ГУП Калуги"
ГП "Калугаоблводоканал" направило в адрес ООО "ГУП Калуги" документы на установленный прибор учета холодной воды, а также акт технического освидетельствования от 25.11.2013 N 34, документы на оплату работ по установке узла учета холодной воды в доме N 46 по ул. Степана Разина г. Калуга.
Оплата работ ООО "ГУП Калуги" не произведена.
Однако ответчик оплачивает потребленный коммунальный ресурс в соответствии с показаниями прибора учета, что свидетельствует о соответствии действий истца воле собственников помещений в доме, от имени которых выступает управляющая компания, на обеспечение многоквартирного дома общедомовым прибором учета в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Суд первой инстанции, системно истолковав положения законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов, сделал вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию, выступающую в отношениях с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений и осуществляющую управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку действия истца по установке общедомового прибора учета, который используется по назначению, не противоречат воле собственников, в данном случае имеются основания для взыскания стоимости работ по установке общедомового прибора учета с ответчика, ООО "ГУП Калуги", являющегося ответственным за содержание многоквартирного дома, установку приборов учета, выполнение требований законодательства об энергосбережении, положения ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов истца по фактической установке прибора учета.
При этом сумма иска ответчиком не оспорена.
В связи с изложенным постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А23-1450/2014 подлежит отмене, решение Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 по настоящему делу следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А23-1450/2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)