Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2015 N Ф06-23376/2015 ПО ДЕЛУ N А12-24154/2014

Требование: О взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидий.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец утверждал, что ответчик не перечислил в полном размере субсидию на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. N Ф06-23376/2015

Дело N А12-24154/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.10.2014 (судья Прудникова Н.И.) постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Жаткина С.А., Антонова О.И.)
по делу N А12-24154/2014
по исковому заявлению администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3428985196, ОГРН 1053478414791) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072) о взыскании 2 471 298 руб. долга, 105 339 руб. 78 коп. неустойки, с участием третьих лиц: Министерства финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), общества с ограниченной ответственностью "Спецдорстрой" (ИНН 3403017980, ОГРН 1023405372726),

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - истец, администрация) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Министерство) о взыскании задолженности по соглашению от 13.05.2013 N 233-13 в размере 2 471 268 руб., а также процентов в размере 105 339,78 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015, исковые требования удовлетворены частично.
С Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области взыскано 2 471 268 руб. по соглашению от 13.05.2013 N 23313.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В пункте 26.3 данного постановления предусмотрено выделение Фрунзенскому сельскому поселению 6831,3 тыс. руб. в виде субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда.
В Законе Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" средства дорожного фонда на 2013 год утверждены (часть 5 статьи 7, Приложение N 8).
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, администрацией Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и администрацией Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение от 13.05.2013 N 233-13 о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
В пункте 1.2 соглашения указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Фрунзенского сельского поселения в сумме 3 230 500 руб.
При этом истец обязан направить средства бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 646 000 руб. (пункт 1.4 соглашения).
В Приложении N 2 в соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ: ремонт ул. Школьная, ул. Зеленая х. Бурковский Фрунзенского сельского поселения.
Дополнительным соглашением от 02.09.2013 к соглашению от 13.05.2013 N 233-13 стороны установили, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Фрунзенского сельского поселения в сумме 5 310 800 руб.
Во исполнение принятых на себя обязательств истцом заключен контракт от 12.07.2013 N 0129300034313000001-0120033-03 с подрядчиком ООО "Спецдорстрой" на ремонт дорог в х. Бурковский.
Выполненные подрядчиком работы оплачены частично из бюджета Фрунзенского сельского поселения в сумме 494 254,50 руб.
Задолженность в сумме 2 471 268 руб. не погашена, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2014 по делу N А12-8135/2014.
По утверждению истца, до настоящего времени ответчиком финансирование выполненных работ по ремонту дорожного покрытия в соответствии с соглашением от 13.05.2013 N 233-13 не произведено.
Данные обстоятельства легли в основу настоящего иска.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 91-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ):
- - бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- - расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- - публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим Законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным Законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и соглашения от 13.05.2013 N 228-13 у Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области перед Фрунзенским сельским поселением в лице администрации возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2013.
Фактически субсидия из областного бюджета в бюджет Фрунзенского сельского поселения не перечислена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ не предусмотрено.
Нормы бюджетного законодательства предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в Соглашении от 13.05.2013 N 233-13 указано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика перечислить в бюджет Фрунзенского сельского поселения причитающуюся субсидию.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Что подтверждается дальнейшими действиями ответчика по заключению соглашения на 2014 год о выделении денежных средств истцу в размере исковых требований.
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Кроме того, в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 БК РФ) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по соглашению от 13.05.2013 N 233-13 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца 2 471 268 руб. по соглашению от 13.05.2013 N 233-13 за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
Довод жалобы о том, что Миндортранс Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, также подлежит отклонению.
Оспариваемым решением взыскана задолженность с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного дорожного фонда.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Таким образом, суды правомерно взыскали задолженность с Волгоградской области в лице главного распорядителя денежных средств - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А12-24154/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ

Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)