Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.05.2014 N 33-6796/2014 ПО ДЕЛУ N 2-72/2014

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. N 33-6796/2014


Судья: Ершова Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Птоховой З.Ю.
судей Александровой Ю.К. и Параевой В.С.
с участием прокурора Войтюк Е.И.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ф.А.И., Ф.И.И. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2014 года по гражданскому делу N 2-72/2014 по иску Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жил. Аг." к Ф.А.И., Ф.И.И. о выселении из жилого помещения и по встречному иску Ф.А.И. и Ф.И.И. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургскому Государственному казенному учреждению "Жил. Аг." о признании права пользования жилым помещением, обязании Администрации Московского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о заключении договора социального найма жилого помещения, обязании Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жил. Аг." заключить договор социального найма жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения ответчиков Ф.А.И., Ф.И.И. и их представителя - С.С.Б. поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца СПб ГКУ "Жил. Аг." - М.Н.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Войтюк Е.И., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части выселения ответчиков без предоставления иного жилого помещения,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

СПб ГКУ "Жил. Аг." (далее - Жил. Аг.) обратилось в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Ф.А.И. и Ф.И.И. о выселении ответчиков из <адрес> по <адрес> (далее - спорная квартира) без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование своих требований истец указал, что вышеназванное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду и является служебным. На основании Распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> это жилое помещение было предоставлено Ф.А.И., с которым <дата> был заключен договор найма специализированного жилого помещения N <...>. Совместно с Ф.А.М. в спорной квартире зарегистрирована его супруга Ф.И.И. Согласно пункту 5.1 договора найма специализированного жилого помещения, он заключен на период прохождения службы сроком на пять лет, а именно с <дата> года по <дата> года. В соответствии с пунктом 5.8.1 указанного Договора, его действие прекращается в момент прекращения трудовых отношений, учебы, а также увольнения со службы нанимателя.
Также указал, что Ф.А.И. в настоящее время уволен со службы в УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга. <дата> года Жил. Аг. направило в адрес ответчиков предписание с требованием освободить спорное жилое помещение в срок до <дата> года, однако до настоящего времени данное предписание ответчиками не исполнено. В связи с чем ГКУ ЖА обратилось в суд с настоящими требованиями.
Ф.А.И. и Ф.И.И. предъявили встречный иск к Жил. Аг. и Администрации Московского района Санкт-Петербурга, о признании за ними права на спорное жилое помещение, об обязании Администрации Московского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о заключении с ними договора социального найма данного жилого помещения, об обязании Жил. Аг. заключить Ф.А.И. и Ф.И.И. договор социального найма этой квартиры.
В обоснование встречных требований Ф.А.И. и Ф.И.И.: Ф.А.И. и Ф.И.И. указали, что были вселены в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, с <дата> года постоянно проживают в этом помещении, с <дата> года состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, Ф.И.И. является ветераном труда, работает учителем в школе, Ф.А.И., также является ветераном труда. Кроме того, Ф.А.И. и Ф.И.И. во встречном исковом заявлении указали на пропуск Жил. Аг. срока исковой давности.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования Жил. Аг. удовлетворены.
Ф.А.И. и Ф.И.И. выселены из жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Встречный иск Ф.А.И. и Ф.И.И. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга и Жил. Аг. о признании за ними права на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, об обязании Администрации Московского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о заключении с Ф.А.И. и Ф.И.И. договора социального найма вышеназванного жилого помещения и об обязании Жил. Аг. заключить договор социального найма указанного жилого помещения - оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчики Ф.А.И. и Ф.И.И. просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Полагают, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Администрация Московского района Санкт-Петербурга, третье лицо Жилищный комитет Санкт-Петербурга, извещенные о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 174 - 180), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки своих представителей не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу на основании ч. 3 ст. 167, ч. ч. 1. 2 ст. 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что ответчики с <дата> состоят на учете как нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Решением жилищно-бытовой комиссии УВД Московского района от <дата> Ф.А.И. признан нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий.
На основании распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга N <...> от <дата> Ф.А.И., как сотруднику УМВД Российской Федерации по Московскому району Санкт-Петербурга, с женой - Ф.И.И. в соответствии со статьями 92, 93, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 31,66 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, с зачислением данного жилого помещения в специализированный жилой фонд.
<дата> между Жил. Аг. (Наймодателем) и Ф.А.И. (Нанимателем) заключен договор найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга N <...> (далее - договор найма), в соответствии с которым Ф.А.И. за плату представлена <адрес> в <адрес> для временного проживания в нем, на период прохождения службы.
Согласно пункту 1.2 договора найма совместно с Нанимателем в жилое помещение, в качестве члена его семьи вселена супруга нанимателя - Ф.И.И.
Пункт 5.1 договора найма устанавливает, что он заключен на период прохождения Ф.А.И. службы, сроком на пять лет.
В силу пункта 5.8 договора найма, его действие прекращается в случае прекращения трудовых отношений, учебы, а также увольнения со службы.
Приказом N <...> от <дата> исполняющего обязанности начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ф.А.И. уволен из органов внутренних дел по статье 19 пункта "в" Федерального закона "О милиции" в связи с выслугой срока службы, дающего право на пенсию.
Согласно выписке из Приказа N <...> от <дата> ГУ УМВД выслуга лет Ф.А.И. в календарном исчислении составила <...>
<дата> Жил. Аг. направило в адрес Ф.А.И. письмо с требованием об освобождении спорного жилого помещения в срок до <дата>, однако до настоящего времени ответчики данное жилое помещение не освободили, что ими не оспаривается.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца о выселении ответчиков из служебного жилого помещения, руководствовался ст. 103 ЖК РФ, регулирующей порядок выселения из специализированного жилого помещения, и пришел к выводу о том, что ответчики не относятся к категории лиц, не подлежащих выселению из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не согласна.
В силу статьи 125 ГК РФ права собственника в отношении спорного жилого помещения осуществляют органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 15.03.2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" служебные жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в установленном порядке на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган).
Статьей 99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии с положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 1038, Министерство внутренних дел Российской Федерации относится к правоохранительным органам.
В силу п. 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N 897 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01 октября 2004 года N 5) установлено, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Однако в силу пункта 28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В соответствии со статьей 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм Ф.А.И., имеющий выслугу лет в правоохранительных органах более 20 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Соответственно обязательства Ф.А.И. об освобождении служебного жилого помещения, содержащиеся в договоре найма, ничтожны в силу прямого противоречия их действующему закону.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ГКУ ЖА о выселении Ф.А.И. и Ф.И.И.: А.И. и И.И. из спорной квартиры нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно необходимости удовлетворения встречного иска Ф.А.И. и Ф.И.И. о признании за ними права пользования на служебное жилое помещение обоснованно не были приняты во внимание судом первой инстанции.
Как было указано ранее, в соответствии с положениями ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Поскольку занимаемое ответчиками спорное жилое помещение имеет статус служебного в соответствии со ст. 99 ЖК РФ, не переводилось в жилищный фонд социального использования, с ними не может быть заключен договор социального найма жилого помещения, т.к. пользование служебным помещением по договору социального найма невозможно, поскольку служебное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, а по договору социального найма может использоваться жилое помещение, относящееся к жилищному фонду социального использования.
Судебная коллегия также отмечает, что согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
Поскольку Ф.А.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, то обязанность по обеспечению его жильем после введения в действие Жилищного кодекса РФ за Администрацией Московского района Санкт-Петербурга сохраняется.
Право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма закреплено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Оснований, перечисленных в вышеназванной статье, для предоставления Ф.А.И. и Ф.И.И.: Ф.А.И. и Ф.И.И. жилого помещения во внеочередном порядке, не имеется.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения заявленных встречных исковых требований не имеется.
В данном случае жилищные права Ф.А.И. и Ф.И.И. не будут нарушены, так, как за ними сохраняется право пользования служебным жилым помещением, из которого они не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2014 года в части удовлетворения исковых требований Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жил. Аг." к Ф.А.И., Ф.И.И. о выселении из жилого помещения отменить.
В иске Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жил. Аг." к Ф.А.И., Ф.И.И. о выселении из жилого помещения - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.А.И., Ф.И.И. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)