Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В нарушение установленной процедуры к работе комиссии не привлекалась специализированная организация, не проводились специальные замеры и не использовалось оборудование, осмотр дома проводился визуально.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Порфирьева И.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Попова Г.В. и Салиховой Э.И.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л.Е. и Х. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 января 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Прокурора г. Йошкар-Олы, поданного в интересах Л.Е., Х., о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания, возложении обязанности по организации проведения обследования жилого дома и принятии решения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Йошкар-Олы обратился в суд в интересах Л.Е. и Х. с заявлением об оспаривании заключения межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - межведомственная комиссия) N... от 00.00.00 о признании помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, пригодными для проживания, возложении на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола", как собственника вышеуказанного дома, обязанности по организации проведения обследования жилого дома специализированной организацией и представлению в течение 10 рабочих дней по результатам исследования заключения в межведомственную комиссию. Также прокурор просил обязать межведомственную комиссию в течение 1 месяца со дня представления заключения специализированной организации обеспечить принятие нового решения по дому.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой г. Йошкар-Олы проведена проверка по обращению жителей дома, расположенного по адресу: <...>, по вопросу несогласия с заключением межведомственной комиссии N... от 00.00.00, принятым по результатам обследования жилого дома.
В ходе проверки установлено, что указанный дом относится к муниципальному жилищному фонду, построен в 1970 году, является одноэтажным, многоквартирным, имеет следующие элементы благоустройства: отопление и газоснабжение. Водопровод и канализация отсутствуют.
Оспариваемое заключение межведомственной комиссии принято по результатам рассмотрения ряда документов, в частности, справки Йошкар-Олинского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Марий Эл, согласно которой износ дома на 27 февраля 2014 года составляет 68%, экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл", согласно которому дом расположен в населенном пункте с централизованными сетями хозяйственно-питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения. Дом обеспечен электроосвещением, газоснабжением, теплоснабжением, но не обеспечен централизованными сетями питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации, стоками, канализация - местная. Указанное не соответствует требованию пунктов 2.7, 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Несмотря на это, в своей работе комиссия не учла факт необеспеченности инженерными системами дома, расположенного в населенном пункте с централизованными инженерными сетями, а также иные нарушения санитарных норм и правил, перечисленные в заключении.
Кроме того, в нарушение установленной процедуры к работе комиссии не привлекалась специализированная организация, не проводились специальные замеры и не использовалось оборудование, осмотр проводился визуально. Отсутствуют какие-либо документы, в том числе заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, что определенный процент износа многоквартирного дома, отсутствие водоснабжения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. В заключении не указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям.
Собственник дома - администрация МО "Город Йошкар-Ола" не принимает меры к признанию жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, к решению вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией. Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Л.Е. и Х. оспаривают законность и обоснованность решения суда, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Указывают, что дом находится в собственности муниципального образования и собственник должен доказывать пригодность помещений дома для проживания и проводить экспертизу несущих конструкций, представлять в межведомственную комиссию заключение специализированной организации. Доказательства, имеющиеся в деле, подтверждают наличие оснований для признания жилого дома непригодным для проживания.
Выслушав объяснения Л.Е., Х., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения заинтересованных лиц Л.С., В., Е.Т., Ф., Е.М., С., Н., поддержавших позицию заявителей, объяснения прокурора Полозовой Т.В., полагавшей жалобу подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, дом <...> относится к муниципальному жилищному фонду, является одноэтажным, 6-квартирным, 1970 года постройки.
На основании Постановления мэра города Йошкар-Олы от 05.05.2006 года N 1196 при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" была образована комиссия по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и утверждено Положение о межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии N... от 00.00.00 комиссия по результатам рассмотренных документов: справки Йошкар-Олинского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Марий Эл, экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл", заключения Отдела надзорной деятельности городского округа "Город Йошкар-Ола" ГУ МЧС России по Республике Марий Эл, на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, в связи с приведенным процентом износа 68% многоквартирного жилого дома <...>, по результатам работы приняла решение о соответствии помещений указанного многоквартирного жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания (л.д. 12-13).
Прокурор, обращаясь с иском в суд о признании указанного заключения незаконным, действовал в интересах Л.Е. и Х., являющихся нанимателями жилых помещений в указанном доме - квартир N... и N... соответственно.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, со ссылкой на положение статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что не представлено доказательств того, что проживание в доме не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, и что многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу.
Данный вывод суда, как следует из решения, основан на том, что истцы отказались от оплаты судебной строительно-технической экспертизы, назначенной определением суда. Иное обоснование указанного вывода в решении суда отсутствует.
Кроме того, суд первой инстанции, проанализировав содержание Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, пришел к выводу о том, что доказательств, подтверждающих нарушение межведомственной комиссией порядка проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не представлено.
С указанными выводами, изложенными в решении суда, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7).
В соответствии с пунктом 42 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия решения N 14 от 20 марта 2014 года) комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно акту обследования помещений дома <...> Республики Марий Эл N... от 00.00.00 обследование помещений было произведено по заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (л.л.д. 14-15).
Как следует из данного заявления, имеющегося в материалах дела, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл рассмотрело обращения Л.Е., проживающей по адресу: <...>, по вопросу неудовлетворительного состояния строительных конструкций в указанной квартире. В результате очередного обследования многоквартирного дома по указанному адресу установлено, что состояние строительных конструкций в жилых помещениях после проведенного в 2011 году капитального ремонта не изменилось. В квартире N <...> наружные стены, деревянные перекрытия, полы и оконные блоки находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Учитывая изложенное, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл считает необходимым рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о непригодности (пригодности) жилого помещения N... указанного многоквартирного дома для дальнейшего проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (л.д. 35).
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.08.2005 года N 194, одной из функций Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является контроль соблюдения порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода жилых помещений в нежилые в пределах, установленных законодательством.
В силу пункта 45 (1) Положения в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
Как следует из оспариваемого заключения межведомственной комиссии N... от 00.00.00, соответствующее заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в отношении помещения по адресу: <...> предметом рассмотрения комиссии не являлось, оценка ему не давалась, сведений о том, что оно было истребовано межведомственной комиссией у заявителя, в том числе в порядке абзаца 3 пункта 44 Положения, материалы дела не содержат. Само заключение в материалах гражданского дела отсутствует.
В силу пункта 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с пунктом 34 жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).
Из заявления Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, составленного по результатам обследования многоквартирного дома <...>, усматривается, что в квартире N <...> наружные стены, деревянные перекрытия, полы и оконные блоки находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.
Между тем, как следует из материалов дела и подтвердил представитель администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в судебном заседании, межведомственная комиссия была проведена визуально и без доступа в квартиры, заявители о проведении комиссии не уведомлялись (л.д. 92).
В силу пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (абзац 3).
В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).
В пункте 48 Положения предусмотрено, что по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1, согласно которому комиссией должны быть приведены обоснования принимаемого ею заключения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания. По настоящему делу межведомственная комиссия, принимая решение о соответствии помещений многоквартирного жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, не указала, по каким основаниям она пришла к данному решению в отношении квартиры N <...> с учетом того обстоятельства, что осмотр квартиры не производился, а в заявлении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ставился вопрос о пригодности (непригодности) для проживания именно данного жилого помещения. Кроме того, несмотря на сведения, изложенные в заявлении органа государственного надзора (контроля), касающиеся неудовлетворительного состояния наружных стен, деревянных перекрытий, полов и оконных блоков указанной выше квартиры, данных, опровергающих эти сведения, в заключении не приведено.
Таким образом, выводы комиссии относительно квартиры N <...> ничем не подтверждены.
Эти обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения, в связи с чем решение суда подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом совокупности исследованных доказательств судебная коллегия приходит к выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии, в связи с чем принимает по делу новое решение об удовлетворении заявления Прокурора г. Йошкар-Олы, поданного в интересах Л.Е., Х., о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания.
В соответствии с положением части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и в установленный в нем срок.
Поскольку заявление Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, которое явилось основанием для оценки межведомственной комиссией соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, касалось необходимости рассмотрения вопроса о непригодности (пригодности) жилого помещения <...>, судебная коллегия возлагает на межведомственную комиссию при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность по проведению оценки соответствия указанного жилого помещения требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом в силу части 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Руководствуясь статьями 328, 330, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 января 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" N... от 00.00.00 о соответствии помещений жилого дома, расположенного по адресу: <...> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Возложить на межведомственную комиссию при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность по проведению оценки соответствия... жилом доме, расположенном по адресу: <...>, требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, для решения вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Председательствующий
О.А.ПЕТРОВА
Судьи
Г.В.ПОПОВ
Э.И.САЛИХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 28.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-697/2015
Требование: О признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии помещений жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, возложении обязанности по организации проведения обследования жилого дома и по принятию соответствующего решения.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В нарушение установленной процедуры к работе комиссии не привлекалась специализированная организация, не проводились специальные замеры и не использовалось оборудование, осмотр дома проводился визуально.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N 33-697/2015
Судья Порфирьева И.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Попова Г.В. и Салиховой Э.И.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л.Е. и Х. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 января 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Прокурора г. Йошкар-Олы, поданного в интересах Л.Е., Х., о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания, возложении обязанности по организации проведения обследования жилого дома и принятии решения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Йошкар-Олы обратился в суд в интересах Л.Е. и Х. с заявлением об оспаривании заключения межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - межведомственная комиссия) N... от 00.00.00 о признании помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, пригодными для проживания, возложении на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола", как собственника вышеуказанного дома, обязанности по организации проведения обследования жилого дома специализированной организацией и представлению в течение 10 рабочих дней по результатам исследования заключения в межведомственную комиссию. Также прокурор просил обязать межведомственную комиссию в течение 1 месяца со дня представления заключения специализированной организации обеспечить принятие нового решения по дому.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой г. Йошкар-Олы проведена проверка по обращению жителей дома, расположенного по адресу: <...>, по вопросу несогласия с заключением межведомственной комиссии N... от 00.00.00, принятым по результатам обследования жилого дома.
В ходе проверки установлено, что указанный дом относится к муниципальному жилищному фонду, построен в 1970 году, является одноэтажным, многоквартирным, имеет следующие элементы благоустройства: отопление и газоснабжение. Водопровод и канализация отсутствуют.
Оспариваемое заключение межведомственной комиссии принято по результатам рассмотрения ряда документов, в частности, справки Йошкар-Олинского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Марий Эл, согласно которой износ дома на 27 февраля 2014 года составляет 68%, экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл", согласно которому дом расположен в населенном пункте с централизованными сетями хозяйственно-питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения. Дом обеспечен электроосвещением, газоснабжением, теплоснабжением, но не обеспечен централизованными сетями питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации, стоками, канализация - местная. Указанное не соответствует требованию пунктов 2.7, 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Несмотря на это, в своей работе комиссия не учла факт необеспеченности инженерными системами дома, расположенного в населенном пункте с централизованными инженерными сетями, а также иные нарушения санитарных норм и правил, перечисленные в заключении.
Кроме того, в нарушение установленной процедуры к работе комиссии не привлекалась специализированная организация, не проводились специальные замеры и не использовалось оборудование, осмотр проводился визуально. Отсутствуют какие-либо документы, в том числе заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, что определенный процент износа многоквартирного дома, отсутствие водоснабжения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. В заключении не указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям.
Собственник дома - администрация МО "Город Йошкар-Ола" не принимает меры к признанию жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, к решению вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией. Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Л.Е. и Х. оспаривают законность и обоснованность решения суда, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Указывают, что дом находится в собственности муниципального образования и собственник должен доказывать пригодность помещений дома для проживания и проводить экспертизу несущих конструкций, представлять в межведомственную комиссию заключение специализированной организации. Доказательства, имеющиеся в деле, подтверждают наличие оснований для признания жилого дома непригодным для проживания.
Выслушав объяснения Л.Е., Х., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения заинтересованных лиц Л.С., В., Е.Т., Ф., Е.М., С., Н., поддержавших позицию заявителей, объяснения прокурора Полозовой Т.В., полагавшей жалобу подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, дом <...> относится к муниципальному жилищному фонду, является одноэтажным, 6-квартирным, 1970 года постройки.
На основании Постановления мэра города Йошкар-Олы от 05.05.2006 года N 1196 при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" была образована комиссия по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и утверждено Положение о межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии N... от 00.00.00 комиссия по результатам рассмотренных документов: справки Йошкар-Олинского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Марий Эл, экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл", заключения Отдела надзорной деятельности городского округа "Город Йошкар-Ола" ГУ МЧС России по Республике Марий Эл, на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, в связи с приведенным процентом износа 68% многоквартирного жилого дома <...>, по результатам работы приняла решение о соответствии помещений указанного многоквартирного жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания (л.д. 12-13).
Прокурор, обращаясь с иском в суд о признании указанного заключения незаконным, действовал в интересах Л.Е. и Х., являющихся нанимателями жилых помещений в указанном доме - квартир N... и N... соответственно.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, со ссылкой на положение статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что не представлено доказательств того, что проживание в доме не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, и что многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу.
Данный вывод суда, как следует из решения, основан на том, что истцы отказались от оплаты судебной строительно-технической экспертизы, назначенной определением суда. Иное обоснование указанного вывода в решении суда отсутствует.
Кроме того, суд первой инстанции, проанализировав содержание Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, пришел к выводу о том, что доказательств, подтверждающих нарушение межведомственной комиссией порядка проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не представлено.
С указанными выводами, изложенными в решении суда, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7).
В соответствии с пунктом 42 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия решения N 14 от 20 марта 2014 года) комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно акту обследования помещений дома <...> Республики Марий Эл N... от 00.00.00 обследование помещений было произведено по заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (л.л.д. 14-15).
Как следует из данного заявления, имеющегося в материалах дела, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл рассмотрело обращения Л.Е., проживающей по адресу: <...>, по вопросу неудовлетворительного состояния строительных конструкций в указанной квартире. В результате очередного обследования многоквартирного дома по указанному адресу установлено, что состояние строительных конструкций в жилых помещениях после проведенного в 2011 году капитального ремонта не изменилось. В квартире N <...> наружные стены, деревянные перекрытия, полы и оконные блоки находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Учитывая изложенное, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл считает необходимым рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о непригодности (пригодности) жилого помещения N... указанного многоквартирного дома для дальнейшего проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (л.д. 35).
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.08.2005 года N 194, одной из функций Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является контроль соблюдения порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода жилых помещений в нежилые в пределах, установленных законодательством.
В силу пункта 45 (1) Положения в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
Как следует из оспариваемого заключения межведомственной комиссии N... от 00.00.00, соответствующее заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в отношении помещения по адресу: <...> предметом рассмотрения комиссии не являлось, оценка ему не давалась, сведений о том, что оно было истребовано межведомственной комиссией у заявителя, в том числе в порядке абзаца 3 пункта 44 Положения, материалы дела не содержат. Само заключение в материалах гражданского дела отсутствует.
В силу пункта 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с пунктом 34 жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).
Из заявления Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, составленного по результатам обследования многоквартирного дома <...>, усматривается, что в квартире N <...> наружные стены, деревянные перекрытия, полы и оконные блоки находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.
Между тем, как следует из материалов дела и подтвердил представитель администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в судебном заседании, межведомственная комиссия была проведена визуально и без доступа в квартиры, заявители о проведении комиссии не уведомлялись (л.д. 92).
В силу пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (абзац 3).
В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).
В пункте 48 Положения предусмотрено, что по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1, согласно которому комиссией должны быть приведены обоснования принимаемого ею заключения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания. По настоящему делу межведомственная комиссия, принимая решение о соответствии помещений многоквартирного жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, не указала, по каким основаниям она пришла к данному решению в отношении квартиры N <...> с учетом того обстоятельства, что осмотр квартиры не производился, а в заявлении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ставился вопрос о пригодности (непригодности) для проживания именно данного жилого помещения. Кроме того, несмотря на сведения, изложенные в заявлении органа государственного надзора (контроля), касающиеся неудовлетворительного состояния наружных стен, деревянных перекрытий, полов и оконных блоков указанной выше квартиры, данных, опровергающих эти сведения, в заключении не приведено.
Таким образом, выводы комиссии относительно квартиры N <...> ничем не подтверждены.
Эти обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения, в связи с чем решение суда подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом совокупности исследованных доказательств судебная коллегия приходит к выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии, в связи с чем принимает по делу новое решение об удовлетворении заявления Прокурора г. Йошкар-Олы, поданного в интересах Л.Е., Х., о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания.
В соответствии с положением части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и в установленный в нем срок.
Поскольку заявление Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, которое явилось основанием для оценки межведомственной комиссией соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, касалось необходимости рассмотрения вопроса о непригодности (пригодности) жилого помещения <...>, судебная коллегия возлагает на межведомственную комиссию при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность по проведению оценки соответствия указанного жилого помещения требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом в силу части 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Руководствуясь статьями 328, 330, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 января 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" N... от 00.00.00 о соответствии помещений жилого дома, расположенного по адресу: <...> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Возложить на межведомственную комиссию при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность по проведению оценки соответствия... жилом доме, расположенном по адресу: <...>, требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, для решения вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Председательствующий
О.А.ПЕТРОВА
Судьи
Г.В.ПОПОВ
Э.И.САЛИХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)