Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-387

Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает, что дальнейшее проживание в жилом доме, признанном аварийным, может привести к тяжелым последствиям для жизни и здоровья истцов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N 33-387


Судья: Калинина М.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Селищева В.В.,
судей Быковой Н.В., Назарова В.В.,
при секретаре Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 8 декабря 2014 года по делу по иску прокурора г. Тулы в интересах Н., Ш. к администрации г. Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия

установил:

прокурор г. Тулы обратился в суд с иском в интересах Н., Ш. к администрации г. Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал на то, что проведенной прокуратурой г. Тулы проверкой установлено, что Н. зарегистрирован в коммунальной квартире N дома N по ул. <данные изъяты> общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м в качестве нанимателя с 27.04.1999 г.
Согласно постановлению главы администрации Зареченского района Управы города Тулы N от ДД.ММ.ГГ., Н. составом семьи 2 человека (он и его дочь, Н.А. (Ш.) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.
Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГ. N утвержден акт межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов в г. Туле, согласно которому дом N по ул. <данные изъяты>, 1951 года постройки, признан ветхим.
Согласно постановлению администрации города Тулы от 31.12.2008 N 5421, с целью формирования муниципальной адресной программы по переселению граждан из многоквартирных жилых домов в г. Туле в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", акт межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного дома N по ул. <данные изъяты> N от ДД.ММ.ГГ., был утвержден.
В соответствии с постановлением администрации города Тулы от 31.05.2013 N 14, в постановление администрации г. Тулы от 31.12.2008 N 5421, которым были утверждены акты межведомственных комиссий о признании ветхими жилых домов в г. Туле, дом N по ул. <данные изъяты> включен в список аварийных домов (пункт 451).
В настоящее время в г. Туле действует муниципальная адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, реализуемая за счет совокупного финансирования из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Тульской области города Тулы, однако многоквартирный дом N по ул. <данные изъяты> в действующие муниципальные программы по переселению граждан из домов, признанных непригодными для проживания, не включен в связи ограниченностью финансирования.
Полагал, что не включение в программы по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для постоянного проживания многоквартирного дома N по ул. <данные изъяты>, влечет ущемление и нарушение прав граждан, проживающих в жилых помещениях на основании договора социального найма, на благоприятные безопасные условия проживания, предоставление благоустроенных жилых помещений.
Согласно акту обследования межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ. N и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ. N, износ строения дома N по ул. ДД.ММ.ГГ. составляет%, строительные конструкции находятся в неудовлетворительном состоянии: степень повреждения фундаментов, стен, перегородок сильная.
Полагает, что дальнейшее проживание в жилом доме, признанном аварийным, может привести к тяжелым последствиям для жизни и здоровья Н. и его дочери, поэтому они должны быть выселены из занимаемого жилого помещения, им должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно информации из Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Управления Росреестра по Тульской области, у Н. и Ш. на праве собственности отсутствуют какие-либо жилые помещения.
Ввиду того, что в 2001 г. - дом N по ул. <данные изъяты> признан непригодным для проживания, в 2008 г. - аварийным, администрацией г. Тулы не принимались меры по переселению истцов из жилого помещения и предоставлению благоустроенного жилого помещения, просил суд обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить Н. и Ш. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту их жительства в границах г. Тулы общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, переселив из квартиры N, расположенной в доме N ул. <данные изъяты>, признанного аварийным, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тулы Криволапова А.Д., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец Ш. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что дом, в котором проживают истцы, не признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции в порядке, установленном Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. Кроме того, в настоящее время бюджет города не содержит достаточных средств для переселения всех граждан из непригодных жилых помещений.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Центрального районного суда г. Тулы постановлено:
исковые требования прокурора г. Тулы в интересах Н., Ш. к администрации г. Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию г. Тулы предоставить Н. и Ш. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту их жительства в границах г. Тулы общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, переселив из квартиры N, расположенной в доме N ул. <данные изъяты>, признанного аварийным, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тулы по доверенности Р. просит решение суда, постановленное по делу, отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указала, что предоставление жилого помещения истцам вне очереди нарушает права граждан, чьи дома признаны непригодными для постоянного проживания и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом не указано конкретное благоустроенное жилое помещение, которое должно быть предоставлено Н., Ш.
Прокуратура г. Тулы в поданных возражениях просила решение Центрального районного суда г. Тулы от 08.12.2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тулы без удовлетворения.
Представитель ответчика - администрации города Тулы по доверенности Ф. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу, ссылаясь на те же доводы.
Истец Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение суда, постановленное по делу законным и обоснованным.
Истец Ш. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение явившихся в судебное заседание сторон, заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей решение суда, постановленное по делу, оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н. и его дочь - Ш. (до брака - Н.А.), с 27.04.1999 г. и 02.10.2001 г. состоят на регистрационном учете и проживают по адресу: <адрес>, в комнате площадью <...> кв. м (выписка из домовой книги N от ДД.ММ.ГГ., выписка из лицевого счета N от ДД.ММ.ГГ., лицевой счет N).
Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справок Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" за Н., Ш. иных жилых помещений в собственности либо пользовании не имеется.
Постановлением Главы г. Тулы от ДД.ММ.ГГ. N утвержден акт межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов в городе Туле, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, признан ветхим.
Согласно постановлению главы администрации Зареченского района Управы города Тулы N от ДД.ММ.ГГ., Н. составом семьи 2 человека (он и его дочь, Н.А. (Ш.) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГ. N, заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГ. N, износ строения дома N по ул. <данные изъяты> составляет%, строительные конструкции находятся в неудовлетворительно состоянии: степень повреждения фундаментов, стен, перегородок сильная.
Постановлением Главы администрации г. Тулы от 31 декабря 2008 года N 5421 "Об утверждении актов межведомственных комиссий о признании аварийными жилых домов в городе Туле", с учетом изменений, внесенных постановлением главы администрации города Тулы от 31 мая 2013 года N 1421, жилой дом по адресу: <адрес>, включен в список аварийных домов.
Постановлением администрации г. Тулы от 8 мая 2009 года N 1195 утверждена программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010-2012 годы" по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания, признанных таковыми на 1 января 2002 года и являющихся для них единственным местом проживания, в благоустроенные жилые помещения.
В рамках названной программы многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> планировался к отселению в соответствии с долгосрочной целевой программой "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы".
Постановлением администрации г. Тулы от 18 января 2012 года N 77 постановление администрации г. Тулы от 8 мая 2009 года N 1195 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по городу Туле на 2010-2012 годы" признано утратившим силу в связи с тем, что денежные средства в бюджете города Тулы на 2012 год для реализации программы не предусмотрены.
В настоящее время в г. Туле действует муниципальная адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, но дом, в котором проживают истцы, в вышеуказанную программу не включен в связи с ограниченностью финансирования.
Доказательств того, что дом N по ул. <данные изъяты> отремонтирован и в настоящее время является пригодным для проживания, ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания, от времени включения в список домов признанных непригодными для проживания или отселения.
В ней отсутствуют также указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Как следует из ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статьей 87 Жилищного кодекса РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу положений статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Н., Ш. подлежат переселению из квартиры N дома N по ул. <данные изъяты> с возложением на наймодателя в лице администрации г. Тулы обязанности по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных доказательств и норм права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Довод апелляционной жалобы администрации г. Тулы о том, что предоставление жилого помещения Н., Ш. вне очереди нарушает права граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.
Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, а также не ставит в зависимость предоставление жилого помещение от наличия соответствующего акта органа местного самоуправления.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иные доводы апелляционной жалобы администрации г. Тулы судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем указанная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 8 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тулы - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)