Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-10506/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N 33-10506/2013


Судья: Матвеев А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Кузнецовой С.В., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре К.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Бийскэнерго" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 07 октября 2011 года по иску открытого акционерного общества "Бийскэнерго" к К.В.Г., К.М.К. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

установила:

Открытое акционерное общество "Бийскэнерго" (далее - ОАО "Бийскэнерго") обратилось в суд с исковым заявлением к К.М.К., К.В.Г. о взыскании в солидарном порядке задолженности за коммунальные услуги в размере <данные изъяты> и судебных расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указало, что ответчики К.М.К. и К.В.Г., являясь собственниками квартиры, расположенной по адресу<адрес>, в нарушение установленного действующим законодательством порядка, систематически не производят оплату за потребленную тепловую энергию в виде отопления и горячего водоснабжения.
Согласно ст. ст. 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, ответчики, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, обязаны производить оплату за предоставляемые коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Представитель истца М. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации К.М.К. и К.В.Г. в качестве собственников вышеуказанного жилого помещения несут бремя содержания своего имущества.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти объектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Иного способа производства расчета размера платы за коммунальные услуги действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Возражения ответчиков по поводу отсутствия отопительных приборов в жилом помещении по адресу: <адрес>, по мнению истца, являются не обоснованными по следующим основаниям.
Факт отсутствия в период взыскания с 01.12.2010 по 31.05.2013 отопительных приборов документально не подтвержден.
Квартира *** является неотъемлемой частью многоквартирного жилого дома N *** по <адрес>.
Инженерное оборудование и инженерные сети, в том числе и тепловые сети, и приборы центрального отопления, находящиеся в многоквартирных жилых домах, и предназначенные для их обслуживания, являются сложными инженерными сооружениями, нуждающимися в постоянном специализированном обслуживании, поскольку какие-либо повреждения и неисправности указанных сетей могут привести к серьезным негативным последствиям для неограниченного круга физических лиц.
Согласно п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее по тексту орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения, при этом под переустройством понимается установка, замены или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (п. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
В соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и не характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются основании разрешения на строительство, а после выполнения работ по инструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55).
Согласно п. в ст. 53 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N от 23.05.2006, потребителю запрещается самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Данное положение нашло свое отражение в п. 35 новых Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
С учетом изложенного, истец полагал, что ответчики, в случае действительного отсутствия отопительных приборов, грубо нарушая действующее законодательство, демонтировали отопительные приборы, что привело к изменению схемы теплоснабжения всего здания по <адрес>, результатом являются изменение размеров тепловых нагрузок в тепловых сетях всего здания целом. Каких-либо разрешений на данный демонтаж отопительных приборов надлежащего органа ответчиками не получено.
Исходя из содержания п. 103 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ресурсоснабжающая организация не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем и несет ответственность за качество коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения (внешняя стена здания), в связи, с чем изменение размера платы за коммунальную услугу ресурсоснабжающая организация производит только в том случае, если нарушено качество и (или) перерыв в предоставлении коммунальной услуги до границы раздела элементов внутри домовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения.
Поставка тепловой энергии на объект по адресу <адрес> подтверждается тем, что помещение, принадлежащее ответчикам, находится в многоквартирном жилом доме, отдельный ввод в указанное помещение отсутствует, помещение отапливается из общей системы отопления жилого дома.
ОАО "Бийскэнерго" перед ответчиками исполняет свои обязательства по доставлению коммунальных услуг надлежащего качества до границы раздела эксплуатационной ответственности, ответчик не оспаривает факт того, что на границе раздела балансовой принадлежности услуга по отпуску тепловой энергии (отопление) была оказана надлежащего качества.
Из содержания информационного письма Главного управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 30-07/П/3046 от 02.10.2012 следует, что начисление платы за потребленную тепловую энергию применяется в ином объеме независимо от наличия отопительных приборов, потому как услуга оказывается ввиду того, что при инфильтрации воздуха нагрев помещений происходит через стены, неплотности в ограждающих конструкциях. В этой связи, истец считает, что отсутствие отопительных приборов по адресу; <адрес> не является основанием для того, чтобы не возмещать расходы по оплате за отопление.
Представитель ответчиков К.П. в судебном заседании пояснил, что ответчики обратились в МКП г. Бийска "Бийскгражданпроект" для составления расчета по оплате за тепловую энергию, исходя из того, что теплоотдача стояков за отопительный период составляет 7,1 Гкал. Задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляла <данные изъяты>. Данная сумма стороной ответчика оплачена в полном объеме.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 07.10.2013 в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Бийскэнерго" отказано в полном объеме.
ОАО "Бийскэнерго" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование ссылается на доводы, изложенные представителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции и указывает, что судом при вынесении решения не по одной позиции истца не даны правовые оценки и не изложены доводы, согласно которым суд отверг позицию истца, что является прямым нарушением норм процессуального права (ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Вывод суда о том, что истец не оспорил расчета ответчиков, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в судебном заседании 07.10.2013 представителем истца были изложены доводы о недопустимости применения расчета задолженности ответчиков в связи с его несоответствием действующему законодательству. Ответчики не наделены полномочиями государственного органа определять собственный норматив потребления коммунальной услуги, исходя не из площади жилого помещения и площади всего жилого дома, а из каких-либо иных параметров потребления. В период взыскания с 01.12.2010 по 12.12.2012 в многоквартирном доме отсутствовал общедомовой прибор учета, в связи с чем, данный период для расчета является нормативным. Ответчики в своем расчете определяют объем потребления исходя из фактического периода отопительного сезона 2011 - 2012 гг., а также объем 2012 - 2013 гг., в том числе, не принимая в учет период взыскания с 01.12.2010. С 12.12.2012 в жилом доме по <адрес> установлен общедомовой прибор учета, в связи с чем, в расчет начислений оплат за отопление принимаются показания данного прибора В расчете ответчиков показания общедомового прибора учета не учтены, расчет ответчиков основан на справочнике проектировщика, который не является нормативно-правовым актом. Указывает, что действующее законодательство о порядке определения размера платы за коммунальные услуги выстроено на основании недопустимости демонтажа отопительных приборов в жилых помещениях многоквартирных домов.
В суде апелляционной инстанции представитель истца М. на доводах жалобы настаивала. Ответчики К.В.Г., К.М.К. возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя истца М., ответчиков К.В.Г. и К.М.К., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира N *** по <адрес> в г. Бийске находится в общей совместной собственности супругов К.В.Г. и К.М.К. Указанная квартира находится в многоквартирном жилом доме, имеющем центральное отопление. Услуги теплоснабжения жильцам дома оказывает ОАО "Бийскэнерго". Данный факт следует из материалов дела и не оспаривается сторонами.
ДД.ММ.ГГ в указанной квартире по заявлению К.В.Г. и с согласия зам. директора ООО "Бийскэнергосбыт" Е. тепловой инспекцией ООО "Бийскэнерго" произведен демонтаж приборов отопления во всей квартире.
Из материалов дела следует, что ответчиками услуги теплоснабжения не оплачиваются в полном объеме, в связи с чем, перед ОАО "Бийскэнерго" образовалась задолженность за период с 01.12.2010 по 31.05.2013 в размере <данные изъяты> руб. Судом также установлено, что ответчиками произведена оплата задолженности перед истцом за горячее водоснабжение и отопление в размере <данные изъяты>.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО "Бийскэнерго", суд первой инстанции исходил из того, что задолженность ответчиков перед ОАО "Бийскэнерго" за горячее водоснабжение и отопление за период с 01.12.2010 по 31.05.2013 составляет <данные изъяты>., и, поскольку ответчиками произведена оплата данной задолженности, суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
На основании ч. 4 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что только предусмотренный ч. 5 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии с п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003, не допускается переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг; определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Указанное Постановление за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012 N 857), утвердившим новые Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Указанные Правила N 354 введены в действие с 01.09.2012.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Таким образом, в спорный период действовали и Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно ст. 19 Правил, утвержденных Постановлением N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в виде отопления определяется в соответствии с п. п. 1 п. 1 Приложения N 2 к указанным Правилам по формуле, в которой размер платы за отопление равен произведению общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тарифа на тепловую энергию, установленному в соответствии с законодательством РФ.
Из указанного положения Правил следует, что оплата поставленной тепловой энергии зависит от размера площади жилого помещения, а не от количества потребляемой услуги.
Согласно подп. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
С учетом приведенных норм собственник или наниматель жилого помещения в многоквартирном доме не вправе без разрешительных документов самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом.
В материалах дела доказательства, подтверждающие проведение переустройства системы отопления (инженерных сетей) квартиры N *** дома N *** по улице <адрес> в г. Бийске с соблюдением требований жилищного законодательства, отсутствуют.
Представленные ответчиками акты от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ об отсутствии приборов отопления, акты об отсутствии горячего водоснабжения, заявление на имя директора ООО "Бийскэнергосбыт" от ДД.ММ.ГГ о выдаче разрешения на отключение приборов отопления от централизованного теплоснабжения, не являются доказательствами получения надлежащих разрешений на переоборудование жилого помещения и не заменяют эти разрешения.
Поскольку судебной коллегией установлено, что разрешительных документов, установленных законом, на переоборудование инженерных сетей ответчиками ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, что свидетельствует о самовольных действиях по демонтажу радиаторов в квартире, то оснований для отказа в удовлетворении требований ОАО "Бийскэнерго" о взыскании суммы задолженности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению у суда первой инстанции не имелось.
В силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 153, части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Согласно представленному в суд истцом лицевому счету ответчиков *** (л.д. 44) и расчету задолженности за период взыскания с 01.12.2010 по 31.05.2013 оплата коммунальных услуг по предоставлению отопления производилась К.В.Г. и К.М.К. не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность в размере <данные изъяты>
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией от ДД.ММ.ГГ, К.В.Г. в счет погашения задолженности за отопление внесена сумма в размере <данные изъяты>
Таким образом, задолженность ответчиков перед истцом составляет <данные изъяты> (<данные изъяты> - <данные изъяты>).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и частичном удовлетворении заявленных исковых требований ОАО "Бийскэнерго" о взыскании с К.В.Г., К.М.К. в солидарном порядке задолженности за потребленную тепловую энергию в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истцом ОАО "Бийскэнерго" при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> Поскольку требования истца удовлетворены на 89,4%, с ответчиков подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. в равных долях с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 07 октября 2013 года отменить и принять новое решение.
Исковые требования открытого акционерного общества "Бийскэнерго" удовлетворить частично.
Взыскать с К.В.Г., К.М.К. в солидарном порядке в пользу открытого акционерного общества "Бийскэнерго" сумму задолженности за период с 01 декабря 2010 года по 31 мая 2013 года в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с К.В.Г., К.М.К. в пользу открытого акционерного общества "Бийскэнерго" расходы по оплате государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей в равных долях с каждого.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)