Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2015 N Ф06-21129/2013 ПО ДЕЛУ N А12-21888/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. N Ф06-21129/2013

Дело N А12-21888/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Парамоновой С.А., доверенность от 30.12.2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-21888/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области о признании ненормативного правового акта недействительным в части, с участием администрации городского округа Волжский Волгоградской области,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным пункта 3 предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа Волжский Волгоградской области (далее - КЖД) от 12.04.2014 N 127-г/2014.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация городского округа город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 пункт 3 предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - Волжский Волгоградской области от 12.04.2014 N 127-г/2014 признан незаконным.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как не соответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленного требования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, по итогам проверки соблюдения ОАО "Волгоградэнергосбыт" требований жилищного законодательства и жалобы собственников помещений о порядке учета и начислении платы за поставляемую электроэнергию в многоквартирный жилой дом N 2 по улице Пионерской в городе Волжском Волгоградской области, результаты которой отражены в акте от 12.04.2014 N 127-г/2014, Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области вынес в адрес Общества предписание от 12.04.2014 N 127-г/2014, пунктом 3 которого на Общество возложена обязанность в срок до 10.05.2014 прекратить проведение перерасчетов за общедомовые нужды по электроэнергии, в связи с изменением индивидуального потребления.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункты 1 и 2 статьи 544 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание, принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пунктам 37, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе проверки Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области установлено, что в декабре 2014 года ОАО "Волгоградэнергосбыт" произвело перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за предыдущий период, при этом нарушение требований законодательства в результате неправомерных действий по перерасчету привело к обману потребителя, о чем указано в акте.
В связи с этим, по итогам проверки Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области пришел к выводу, что Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрена возможность перерасчета платы за общедомовые нужды, что явилось основанием вынесения предписания.
Судебными инстанциями установлено, что основанием для перерасчета послужило представление неверных показаний индивидуальных приборов учета либо непредставление показаний.
Арбитражный суд правомерно признал названный вывод Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области ошибочным, поскольку при расчете платы за общедомовые нужды подлежит учету объем коммунального ресурса, потребленный конкретным потребителем в квартире, оснащенной индивидуальным прибором учета.
Правила предоставления коммунальных услуг не содержат прямого запрета производить перерасчет платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, в случае изменения объемов потребления индивидуальных приборов учета в жилом помещении (квартире) и признания таких изменений ресурсоснабжающей организацией достоверными.
При этом доказательств отсутствия законных оснований для применения ОАО "Волгоградэнергосбыт" измененных показателей индивидуальных приборов учета электроэнергии административным органом в соответствии со статьей 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Таким образом, положения пунктов 31, 61 Правил предоставления коммунальных услуг предоставляют возможность ресурсоснабжающей организации (исполнителя) производить перерасчет в случае изменения показаний индивидуальных приборов учета при наличии предусмотренных законом оснований.
Вместе с тем, как следует из оспариваемого пункта предписания, Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области пришел к выводу о невозможности проведения перерасчета платы на общедомовые нужды независимо от расчетного периода проведения перерасчета, оснований принятия измененных показаний.
Установив, что первоначальный размер платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, исчислен Обществом в меньшем размере, чем после произведенного на основании достоверных, актуализированных показаний индивидуальных приборов учета, судебные инстанции пришли к обоснованному выводы о нарушении в рассматриваемом случае права заявителя на получение оплаты за предоставленную им коммунальную услугу.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как обоснованно указали судебные инстанции, содержащиеся в предписании Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Волгоградской области формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано. По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что пункт 3 оспариваемого предписания содержит лишь категоричный вывод об отсутствии законных оснований для проведения перерасчета платы за общедомовые нужды без учета положений пунктов 31, 61 Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающих возможность проведения перерасчета. Также в предписании не указаны основания, по которым Обществом не может быть произведен перерасчет платы за потребленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы.
Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что формулировка оспариваемого пункта предписания не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, неконкретизированный и немотивированный запрет административного органа ОАО "Волгоградэнергосбыт" производить перерасчет платы за общедомовые нужды нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно признали незаконным пункт 3 предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - Волжский Волгоградской области от 12.04.2014 N 127-г/2014.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств, поэтому судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N А12-21888/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
Н.Н.САФИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)