Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2014 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-12028/2013
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Рубин" (ОГРН 1106453000950, ИНН 6453109060) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) о взыскании задолженности в сумме 253 298,30 руб., пени, расходов по оплате госпошлины, с участием третьих лиц: Комитета по управлению имуществом города Саратова, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Правительства Саратовской области,
установил:
товарищество собственников жилья "Рубин" (далее - ТСЖ "Рубин", Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Рубин" задолженности по оплате за жилищную услугу "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 01.07.2013 в сумме 253 298,30 руб.; пени за несвоевременную оплату жилищной услуги "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 01.07.2013, рассчитанную с 11.08.2010 по день вынесения завершающего судебного акта; расходов по оплате госпошлины в размере 8066 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Саратова, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Правительство Саратовской области.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Рубин" сумму задолженности по оплате за жилищную услугу "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 31.02.2012 в сумме 200 947,20 руб.; сумму пени за несвоевременную оплату жилищной услуги "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 31.12.2012, рассчитанную с 11.08.2010 по день вынесения завершающего судебного акта 30.01.2014 в размере 43 897,54 руб.; сумму расходов по оплате госпошлины в размере 8066 руб. В части взыскания остальной суммы истец от исковых требований отказался и просил суд прекратить производство по делу.
Суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уменьшение размера исковых требований истцом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Определением от 30.01.2014 Арбитражный суд Саратовской области выделил в отдельное производство часть исковых требований - о взыскании задолженности по оплате за жилищную услугу "Капитальный ремонт" за период с 01.01.2013 по 01.07.2013 в сумме 32 920,70 руб., пени за несвоевременную оплату жилищной услуги "капитальный ремонт" за период с 01.01.2013 по 01.07.2013.
В этой связи в рамках настоящего дела были рассмотрены исковые требования Товарищества о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности жилых домов за период с 01.06.2010 по 31.12.2012 в сумме 200 947 руб. и пени в сумме 43 897,54 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Рубин" взыскана задолженность по оплате за жилищную услугу "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 31.12.2012 в размере 200 947 руб., пени в размере 43 897,54 руб., государственная пошлина в сумме 7541,22 руб. Производство по делу в части взыскания задолженности по оплате за жилищную услугу в размере 19 431,10 руб. прекращено.
В кассационных жалобах Администрация и Комитет по финансам просят отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Товарищества, считая, что судами не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Рубин" образовано на основании решения от 27.02.2010 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 9 по ул. 2-й Московский проезд г. Саратова.
Согласно протоколу от 27.02.2010 N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. 2-й Московский проезд, дом N 9, был выбран способ управления - управление многоквартирным жилым домом ТСЖ "Рубин". Товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица.
В период с 01.06.2010 по 01.01.2013 в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились квартиры: N 36, 39, 44, 48, 52, 57, 65, 73, 77, 81, 91, 93, 96, 103, 107, 109, 117, 121, 130, 132, 135, 141, 142, 144, 145, 171, 186, 187, расположенные в указанном доме.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 9 по 2-му Московскому проезду в г. Саратове от 23.06.2010 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе тариф по статье "Капитальный ремонт" в размере 4 руб. с кв. м общей площади квартиры. Данные тарифы были введены в действие с 01.06.2010.
Решением общего собрания собственников помещений указанного дома от 21.04.2012 с 01.05.2012 был увеличен тариф по статье "Капитальный ремонт" и составлял 5 руб. с кв. м.
Неоплата МО "Город Саратов" жилищной услуги "капитальный ремонт" послужила основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Кассационная инстанция считает принятые судебные акты подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству.
Ссылка заявителей жалоб на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 39 и пункту 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 137 и пункта 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "Рубин" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями Устава ТСЖ "Рубин", утвержденного общим собранием членов Товарищества, установлено, что члены Товарищества, в том числе и муниципальное образование "Город Саратов", своевременно обязаны оплачивать Товариществу взносы по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества в размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Согласно части 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
На основании части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает их от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 БК РФ в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Из указанной нормы права усматривается, что финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий) и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получении субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов Товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249 ГК РФ.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав Товарищества.
Суды предыдущих инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства, правильно применили нормы действующего законодательства и пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов Товарищества.
Доводы Администрации о том, что у муниципального образования "Город Саратов" не возникло обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт со ссылкой на отсутствие публикации региональной программы капитального ремонта, в которую должны быть включены спорные многоквартирные дома, что истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта, судебная коллегия считает несостоятельными.
Ссылка Администрации на положения Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившего в силу 26.12.2012, не может быть принята во внимание, поскольку указанный Закон распространяется на отношения, возникающие после вступления в силу данного Закона, следовательно, указанный Закон не применим к спорным отношениям, возникшим до его вступления в силу.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А57-12028/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2014 ПО ДЕЛУ N А57-12028/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. по делу N А57-12028/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2014 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-12028/2013
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Рубин" (ОГРН 1106453000950, ИНН 6453109060) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) о взыскании задолженности в сумме 253 298,30 руб., пени, расходов по оплате госпошлины, с участием третьих лиц: Комитета по управлению имуществом города Саратова, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Правительства Саратовской области,
установил:
товарищество собственников жилья "Рубин" (далее - ТСЖ "Рубин", Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Рубин" задолженности по оплате за жилищную услугу "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 01.07.2013 в сумме 253 298,30 руб.; пени за несвоевременную оплату жилищной услуги "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 01.07.2013, рассчитанную с 11.08.2010 по день вынесения завершающего судебного акта; расходов по оплате госпошлины в размере 8066 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Саратова, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Правительство Саратовской области.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Рубин" сумму задолженности по оплате за жилищную услугу "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 31.02.2012 в сумме 200 947,20 руб.; сумму пени за несвоевременную оплату жилищной услуги "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 31.12.2012, рассчитанную с 11.08.2010 по день вынесения завершающего судебного акта 30.01.2014 в размере 43 897,54 руб.; сумму расходов по оплате госпошлины в размере 8066 руб. В части взыскания остальной суммы истец от исковых требований отказался и просил суд прекратить производство по делу.
Суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уменьшение размера исковых требований истцом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Определением от 30.01.2014 Арбитражный суд Саратовской области выделил в отдельное производство часть исковых требований - о взыскании задолженности по оплате за жилищную услугу "Капитальный ремонт" за период с 01.01.2013 по 01.07.2013 в сумме 32 920,70 руб., пени за несвоевременную оплату жилищной услуги "капитальный ремонт" за период с 01.01.2013 по 01.07.2013.
В этой связи в рамках настоящего дела были рассмотрены исковые требования Товарищества о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности жилых домов за период с 01.06.2010 по 31.12.2012 в сумме 200 947 руб. и пени в сумме 43 897,54 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Рубин" взыскана задолженность по оплате за жилищную услугу "Капитальный ремонт" за период с 01.07.2010 по 31.12.2012 в размере 200 947 руб., пени в размере 43 897,54 руб., государственная пошлина в сумме 7541,22 руб. Производство по делу в части взыскания задолженности по оплате за жилищную услугу в размере 19 431,10 руб. прекращено.
В кассационных жалобах Администрация и Комитет по финансам просят отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Товарищества, считая, что судами не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Рубин" образовано на основании решения от 27.02.2010 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 9 по ул. 2-й Московский проезд г. Саратова.
Согласно протоколу от 27.02.2010 N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. 2-й Московский проезд, дом N 9, был выбран способ управления - управление многоквартирным жилым домом ТСЖ "Рубин". Товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица.
В период с 01.06.2010 по 01.01.2013 в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились квартиры: N 36, 39, 44, 48, 52, 57, 65, 73, 77, 81, 91, 93, 96, 103, 107, 109, 117, 121, 130, 132, 135, 141, 142, 144, 145, 171, 186, 187, расположенные в указанном доме.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 9 по 2-му Московскому проезду в г. Саратове от 23.06.2010 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе тариф по статье "Капитальный ремонт" в размере 4 руб. с кв. м общей площади квартиры. Данные тарифы были введены в действие с 01.06.2010.
Решением общего собрания собственников помещений указанного дома от 21.04.2012 с 01.05.2012 был увеличен тариф по статье "Капитальный ремонт" и составлял 5 руб. с кв. м.
Неоплата МО "Город Саратов" жилищной услуги "капитальный ремонт" послужила основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Кассационная инстанция считает принятые судебные акты подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству.
Ссылка заявителей жалоб на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 39 и пункту 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 137 и пункта 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "Рубин" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями Устава ТСЖ "Рубин", утвержденного общим собранием членов Товарищества, установлено, что члены Товарищества, в том числе и муниципальное образование "Город Саратов", своевременно обязаны оплачивать Товариществу взносы по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества в размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Согласно части 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
На основании части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает их от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 БК РФ в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Из указанной нормы права усматривается, что финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий) и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получении субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов Товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249 ГК РФ.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав Товарищества.
Суды предыдущих инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства, правильно применили нормы действующего законодательства и пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов Товарищества.
Доводы Администрации о том, что у муниципального образования "Город Саратов" не возникло обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт со ссылкой на отсутствие публикации региональной программы капитального ремонта, в которую должны быть включены спорные многоквартирные дома, что истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта, судебная коллегия считает несостоятельными.
Ссылка Администрации на положения Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившего в силу 26.12.2012, не может быть принята во внимание, поскольку указанный Закон распространяется на отношения, возникающие после вступления в силу данного Закона, следовательно, указанный Закон не применим к спорным отношениям, возникшим до его вступления в силу.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А57-12028/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)