Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Фоминой И.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Е. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,
Е. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Минэнерго и ЖКХ Самарской области N 134 в части абзаца 2 пункта 1 приложения N 1, по которому установлена дифференцированная цена на газ для потребителей, не оснащенных приборами учета расходов газа - 6 190 рублей за тысячу куб. м, со дня принятия, свои требования обосновал следующим.
Он является собственником комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <...>. Регулярно производит оплату за газоснабжение, задолженности не имеется. Индивидуальный прибор учета газа в квартире отсутствует, поэтому услугу по газоснабжению он оплачивает по нормативу.
Оспариваемым им приказом N 134 Минэнерго и ЖКХ Самарской области установлена дифференцированная цена на газ: для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - 6190 руб. за тыс. куб. м; для потребителей, оснащенных приборами учета расхода газа - 3200 руб. за тыс. куб. м. В этой части приказ противоречит действующему законодательству, поскольку федеральными нормативными актами не предусмотрена дифференциация розничных цен в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа. Нарушаются его права как потребителя, поскольку для него созданы дискриминационные условия по сравнению с потребителями, оснащенными приборами учета расхода газа. По сравнению с ними он вынужден платить за газоснабжение в несколько раз больше, что нарушает равенство прав.
В судебном заседании Е. свои требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заявленные Е. требования не признали, пояснив, что приказ N 134 был принят Министерством в пределах своих полномочий, в рамках требований, установленных действующим федеральным законодательством. Изменение порядка расчета розничных цен в связи с введением предельного индекса роста размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2011 N 813, не позволило единовременно установить розничные цены на природный газ в соответствии с Методическими указаниями. Особо отметили, что в соответствии с пунктом 13 Методических указаний, в случае если структура и (или) уровень установленных на момент вступления настоящих Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них. В этом отношении структура розничных цен в соответствии с Методикой будет производиться поэтапно.
Привлеченный к участию в деле по ходатайству Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области представитель ООО "Самарарегионгаз" оставил вопрос об удовлетворении требований заявителя на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителя подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения требований Е.
В соответствии со статьями 154 и 157 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, пунктом 4 которых предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года N 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, которые предусматривают установление розничных цен на газ дифференцированно по направлениям (наборам направлений) использования газа.
Так, в пункте 5 данных Методических рекомендаций указано, что розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа:
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- - на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
При этом данные Методические указания содержат во 2 разделе принципы формирования розничных цен на газ и в разделе 3 устанавливают саму формулу расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, которая не содержит величины (коэффициента), указывающих на то, что розничная цена на газ рассчитывается в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расчета газа. Принципы формирования розничных цен также не указывают на зависимость этих цен от наличия приборов учета.
Таким образом, федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов полномочиями по установлению розничных цен на газ, достаточно четко определил рамки, в которых должен действовать субъект, определив принципы и порядок их расчета, указав, в зависимости от чего они дифференцируются.
13.06.2012 Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принят Приказ N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению". Приказ опубликован в "Волжской коммуне" N 212(28140), 20.06.2012.
В соответствии с данным приказом Министерство с 01.07.2012 установило розничные цены на газ природный, реализуемый населению, согласно приложению 1. В оспариваемом пункте 1 данного приложения установлена цена газа, используемого:
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - 6190 руб. за тыс. куб. метров;
- - для потребителей, оснащенных приборами учета расхода газа - 3200 руб. за тыс. куб. метров.
Из совокупности федеральных норм, определяющих процесс образования цен на газ, следует, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. При этом законодательством не предусмотрено право субъекта РФ произвольно устанавливать цены на газ.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, устанавливая розничную цену на природный газ, реализуемый населению, по перечисленным в пункте 1 направлениям его использования, дополнительно по своему усмотрению дифференцировал цену в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей прибора учета расхода газа.
При изложенных обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы представителей Министерства о том, что изменение порядка расчета розничных цен в связи с введением предельного индекса роста размера платы граждан за коммунальные услуги, не позволило единовременно установить розничные цены на природный газ в соответствии с Методическими указаниями. Поскольку, соблюдение предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, на необходимость чего указано в пункте 13 Методических указаний, не является основанием возникновения полномочий у субъекта РФ по своему усмотрению производить дифференциацию розничных цен при их установлении по иным основаниям, нежели на которые указано в Методических указаниях. Введение предельного индекса роста размера платы за коммунальные услуги не изменяет принципы и порядок расчета розничных цен на газ, установленный федеральными нормами.
Действительно, в силу норм жилищного законодательства существуют два подхода по оплате коммунальных услуг. А именно, существует разница в оплате коммунальных услуг для потребителей, оснащенных приборами учета - исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Это четко определено в законе, который в свою очередь нигде не указывает на то, что при данных различиях среди потребителей для них устанавливается еще и различная розничная цена, в данном случае на газ.
Следует отметить, что представители Министерства в своем отзыве не обосновали каким образом и на основании каких расчетов, предусмотренных действующим законодательством, установлена розничная цена в одном случае в размере 3200 руб. за тыс. куб. метров, в другом в размере 6190 рублей за тыс. куб. метров.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии со статьей 253 ГПК РФ, требования Е. о признании незаконным абзаца 2 пункта 1 приложения N 1, устанавливающего розничную цену на газ по перечисленным в данном пункте направлениям его использования, для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа в размере 6190 рублей за тыс. куб. метров, подлежат удовлетворению.
Оспариваемая норма применялась продолжительное время и на ее основании были реализованы права граждан, в связи с чем, суд считает необходимым признать ее недействующей в части со дня вступления решения в законную силу. На что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
Требования Е. удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1 приложения N 1 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.06.2012 N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению", устанавливающий розничные цены на газ по перечисленным в пункте 1 направлениям для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - в размере 6190 рублей за тыс. куб. метров.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.06.2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2013 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Фоминой И.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Е. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,
установил:
Е. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Минэнерго и ЖКХ Самарской области N 134 в части абзаца 2 пункта 1 приложения N 1, по которому установлена дифференцированная цена на газ для потребителей, не оснащенных приборами учета расходов газа - 6 190 рублей за тысячу куб. м, со дня принятия, свои требования обосновал следующим.
Он является собственником комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <...>. Регулярно производит оплату за газоснабжение, задолженности не имеется. Индивидуальный прибор учета газа в квартире отсутствует, поэтому услугу по газоснабжению он оплачивает по нормативу.
Оспариваемым им приказом N 134 Минэнерго и ЖКХ Самарской области установлена дифференцированная цена на газ: для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - 6190 руб. за тыс. куб. м; для потребителей, оснащенных приборами учета расхода газа - 3200 руб. за тыс. куб. м. В этой части приказ противоречит действующему законодательству, поскольку федеральными нормативными актами не предусмотрена дифференциация розничных цен в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа. Нарушаются его права как потребителя, поскольку для него созданы дискриминационные условия по сравнению с потребителями, оснащенными приборами учета расхода газа. По сравнению с ними он вынужден платить за газоснабжение в несколько раз больше, что нарушает равенство прав.
В судебном заседании Е. свои требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заявленные Е. требования не признали, пояснив, что приказ N 134 был принят Министерством в пределах своих полномочий, в рамках требований, установленных действующим федеральным законодательством. Изменение порядка расчета розничных цен в связи с введением предельного индекса роста размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2011 N 813, не позволило единовременно установить розничные цены на природный газ в соответствии с Методическими указаниями. Особо отметили, что в соответствии с пунктом 13 Методических указаний, в случае если структура и (или) уровень установленных на момент вступления настоящих Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них. В этом отношении структура розничных цен в соответствии с Методикой будет производиться поэтапно.
Привлеченный к участию в деле по ходатайству Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области представитель ООО "Самарарегионгаз" оставил вопрос об удовлетворении требований заявителя на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителя подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения требований Е.
В соответствии со статьями 154 и 157 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, пунктом 4 которых предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года N 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, которые предусматривают установление розничных цен на газ дифференцированно по направлениям (наборам направлений) использования газа.
Так, в пункте 5 данных Методических рекомендаций указано, что розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа:
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- - на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
При этом данные Методические указания содержат во 2 разделе принципы формирования розничных цен на газ и в разделе 3 устанавливают саму формулу расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, которая не содержит величины (коэффициента), указывающих на то, что розничная цена на газ рассчитывается в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расчета газа. Принципы формирования розничных цен также не указывают на зависимость этих цен от наличия приборов учета.
Таким образом, федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов полномочиями по установлению розничных цен на газ, достаточно четко определил рамки, в которых должен действовать субъект, определив принципы и порядок их расчета, указав, в зависимости от чего они дифференцируются.
13.06.2012 Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принят Приказ N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению". Приказ опубликован в "Волжской коммуне" N 212(28140), 20.06.2012.
В соответствии с данным приказом Министерство с 01.07.2012 установило розничные цены на газ природный, реализуемый населению, согласно приложению 1. В оспариваемом пункте 1 данного приложения установлена цена газа, используемого:
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - 6190 руб. за тыс. куб. метров;
- - для потребителей, оснащенных приборами учета расхода газа - 3200 руб. за тыс. куб. метров.
Из совокупности федеральных норм, определяющих процесс образования цен на газ, следует, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. При этом законодательством не предусмотрено право субъекта РФ произвольно устанавливать цены на газ.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, устанавливая розничную цену на природный газ, реализуемый населению, по перечисленным в пункте 1 направлениям его использования, дополнительно по своему усмотрению дифференцировал цену в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей прибора учета расхода газа.
При изложенных обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы представителей Министерства о том, что изменение порядка расчета розничных цен в связи с введением предельного индекса роста размера платы граждан за коммунальные услуги, не позволило единовременно установить розничные цены на природный газ в соответствии с Методическими указаниями. Поскольку, соблюдение предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, на необходимость чего указано в пункте 13 Методических указаний, не является основанием возникновения полномочий у субъекта РФ по своему усмотрению производить дифференциацию розничных цен при их установлении по иным основаниям, нежели на которые указано в Методических указаниях. Введение предельного индекса роста размера платы за коммунальные услуги не изменяет принципы и порядок расчета розничных цен на газ, установленный федеральными нормами.
Действительно, в силу норм жилищного законодательства существуют два подхода по оплате коммунальных услуг. А именно, существует разница в оплате коммунальных услуг для потребителей, оснащенных приборами учета - исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Это четко определено в законе, который в свою очередь нигде не указывает на то, что при данных различиях среди потребителей для них устанавливается еще и различная розничная цена, в данном случае на газ.
Следует отметить, что представители Министерства в своем отзыве не обосновали каким образом и на основании каких расчетов, предусмотренных действующим законодательством, установлена розничная цена в одном случае в размере 3200 руб. за тыс. куб. метров, в другом в размере 6190 рублей за тыс. куб. метров.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии со статьей 253 ГПК РФ, требования Е. о признании незаконным абзаца 2 пункта 1 приложения N 1, устанавливающего розничную цену на газ по перечисленным в данном пункте направлениям его использования, для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа в размере 6190 рублей за тыс. куб. метров, подлежат удовлетворению.
Оспариваемая норма применялась продолжительное время и на ее основании были реализованы права граждан, в связи с чем, суд считает необходимым признать ее недействующей в части со дня вступления решения в законную силу. На что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Е. удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1 приложения N 1 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.06.2012 N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению", устанавливающий розничные цены на газ по перечисленным в пункте 1 направлениям для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - в размере 6190 рублей за тыс. куб. метров.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА
Е.И.ШАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)