Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала поставщика коммунальных услуг снимать показания коллективного прибора учета тепловой энергии, поставляемой в дом, со ссылкой на то, что ведение журнала учета показаний общедомовых приборов обусловлено необходимостью отчетности перед потребителями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2015
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Николаевой Н.Н., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (пл. Петра Великого, д. 4а, г. Липецк, 398001, ИНН 4825066916, ОГРН 1094823016617) - Дулина А.А. - представитель (доверенность N 333 от 12.12.2014, сроком до 31.12.2015);
- от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ул. Советская, д. 3, г. Липецк, 398001, ИНН 4826036760, ОГРН 1024840833456) - Новичковой Л.Н. - представитель (доверенность б/н от 12.01.2015, сроком до 31.12.2015);
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (ул. Белана, д. 7, г. Липецк, 398027, ИНН 4824038761, ОГРН 1064823069255) - Безрукова В.Ф. - представитель (доверенность N 350 от 25.07.2014, сроком на один год)
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.12.2014 (судья Дружинин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-2322/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области о признании недействительным предписания N 7 от 31.01.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО УК "Наш Дом").
Решением арбитражного суда от 05.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Государственная жилищная инспекция Липецкой области просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.01.2014 N 584 Государственной жилищной инспекцией Липецкой области в отношении ОАО "ЛГЭК", расположенной по адресу: 398001 г. Липецк, пл. Петра Великого д. 4"а", была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки было установлено, что с 01.10.2012. собственниками помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Шуминского г. Липецка был выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом.
Поставку энергоресурсов в указанный дом осуществляло ОАО "ЛГЭК".
Учитывая, что дом N 1 по улице Шуминского был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, а расчеты за поставленную тепловую энергию ОАО "ЛГЭК" осуществляло с потребителями без учета показаний этого прибора, жилищная инспекция пришла к выводу о нарушении обществом требований подпункта "е" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в связи с чем и выдала предписание от 31.01.2014 N 7 о соблюдении требований действующего законодательства.
Посчитав указанное предписание незаконным, ОАО "ЛГЭК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 N 372-р утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Липецкой области.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Государственная жилищная инспекция Липецкой области осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:
- - требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- - требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе к определению размера платы за коммунальные услуги.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, собственники помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Шуминского города Липецка одним из способов управления данным домом выбрали непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (решение от 01.10.2012).
До принятия указанного решения поставщиком коммунальных ресурсов для потребителей данного дома являлось ОАО "ЛГЭК".
В связи с выбором вышеназванного способа управления многоквартирным домом, договор о предоставлении коммунальных услуг считается заключенным между поставщиком и потребителями путем совершения последними конклюдентных действий.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обязано при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Государственная жилищная инспекция Липецкой области, используя понятие "исполнитель", изложенное в Правилах N 354, пришло к выводу о наличии у ОАО "ЛГЭК" обязанности снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поставляемой в дом N 1 по улице Шуминского в городе Липецке.
В целях исполнения данной обязанности в адрес общества было направлено соответствующее предписание.
Признавая указанное предписание незаконным, суд обоснованно учитывал, что ведение учета показаний общедомовых приборов с отражением этих сведений в специальном журнале для целей, предусмотренных подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354, обусловлено необходимостью отчетности перед потребителями.
В соответствии с жилищным законодательством подобная обязанность возникает у товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, управляющих организаций при заключении с указанными лицами соответствующих договоров управления.
Как указано выше, ОАО "ЛГЭК" выступает в качестве поставщика коммунальных ресурсов на основании договоров, заключенных путем совершения потребителями конклюдентных действий.
В соответствии с действующим гражданским законодательством ведение учета поставляемого товара (услуг, ресурсов) является обязанностью обеих сторон сделки.
Учитывая изложенное, предписание Государственной жилищной инспекции Липецкой области в части возложения на ОАО "ЛГЭК" обязанности вести учет поставляемых ресурсов в одностороннем порядке является незаконным.
Как указано выше, учет исполнения обязательств по сделке является исключительным правом сторон такой сделки.
Изложенное свидетельствует о том, что Жилищная инспекция, возложив оспариваемым предписанием обязанность осуществлять учет поставленной тепловой энергии только на одну из сторон договора, тем самым превысила свои полномочия.
Кроме того, суд, признавая недействительным оспариваемое предписание, обоснованно учитывал и тот факт, что неснятие ОАО "ЛГЭК" показаний прибора учета тепловой энергии каких-либо правовых последствий за собой не порождало.
Фактически между поставщиком тепловой энергии и ее потребителями имелись разногласия в части порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию.
Однако, исполнение оспариваемого предписания не влечет за собой устранения вышеназванных нарушений.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что выданное Государственной жилищной инспекцией Липецкой области предписание не соответствует действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А36-2322/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2015 N Ф10-1831/2015 ПО ДЕЛУ N А36-2322/2014
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала поставщика коммунальных услуг снимать показания коллективного прибора учета тепловой энергии, поставляемой в дом, со ссылкой на то, что ведение журнала учета показаний общедомовых приборов обусловлено необходимостью отчетности перед потребителями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. N Ф10-1831/2015
Дело N А36-2322/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2015
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Николаевой Н.Н., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (пл. Петра Великого, д. 4а, г. Липецк, 398001, ИНН 4825066916, ОГРН 1094823016617) - Дулина А.А. - представитель (доверенность N 333 от 12.12.2014, сроком до 31.12.2015);
- от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ул. Советская, д. 3, г. Липецк, 398001, ИНН 4826036760, ОГРН 1024840833456) - Новичковой Л.Н. - представитель (доверенность б/н от 12.01.2015, сроком до 31.12.2015);
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (ул. Белана, д. 7, г. Липецк, 398027, ИНН 4824038761, ОГРН 1064823069255) - Безрукова В.Ф. - представитель (доверенность N 350 от 25.07.2014, сроком на один год)
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.12.2014 (судья Дружинин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-2322/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области о признании недействительным предписания N 7 от 31.01.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО УК "Наш Дом").
Решением арбитражного суда от 05.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Государственная жилищная инспекция Липецкой области просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.01.2014 N 584 Государственной жилищной инспекцией Липецкой области в отношении ОАО "ЛГЭК", расположенной по адресу: 398001 г. Липецк, пл. Петра Великого д. 4"а", была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки было установлено, что с 01.10.2012. собственниками помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Шуминского г. Липецка был выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом.
Поставку энергоресурсов в указанный дом осуществляло ОАО "ЛГЭК".
Учитывая, что дом N 1 по улице Шуминского был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, а расчеты за поставленную тепловую энергию ОАО "ЛГЭК" осуществляло с потребителями без учета показаний этого прибора, жилищная инспекция пришла к выводу о нарушении обществом требований подпункта "е" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в связи с чем и выдала предписание от 31.01.2014 N 7 о соблюдении требований действующего законодательства.
Посчитав указанное предписание незаконным, ОАО "ЛГЭК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 N 372-р утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Липецкой области.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Государственная жилищная инспекция Липецкой области осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:
- - требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- - требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе к определению размера платы за коммунальные услуги.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, собственники помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Шуминского города Липецка одним из способов управления данным домом выбрали непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (решение от 01.10.2012).
До принятия указанного решения поставщиком коммунальных ресурсов для потребителей данного дома являлось ОАО "ЛГЭК".
В связи с выбором вышеназванного способа управления многоквартирным домом, договор о предоставлении коммунальных услуг считается заключенным между поставщиком и потребителями путем совершения последними конклюдентных действий.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обязано при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Государственная жилищная инспекция Липецкой области, используя понятие "исполнитель", изложенное в Правилах N 354, пришло к выводу о наличии у ОАО "ЛГЭК" обязанности снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поставляемой в дом N 1 по улице Шуминского в городе Липецке.
В целях исполнения данной обязанности в адрес общества было направлено соответствующее предписание.
Признавая указанное предписание незаконным, суд обоснованно учитывал, что ведение учета показаний общедомовых приборов с отражением этих сведений в специальном журнале для целей, предусмотренных подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354, обусловлено необходимостью отчетности перед потребителями.
В соответствии с жилищным законодательством подобная обязанность возникает у товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, управляющих организаций при заключении с указанными лицами соответствующих договоров управления.
Как указано выше, ОАО "ЛГЭК" выступает в качестве поставщика коммунальных ресурсов на основании договоров, заключенных путем совершения потребителями конклюдентных действий.
В соответствии с действующим гражданским законодательством ведение учета поставляемого товара (услуг, ресурсов) является обязанностью обеих сторон сделки.
Учитывая изложенное, предписание Государственной жилищной инспекции Липецкой области в части возложения на ОАО "ЛГЭК" обязанности вести учет поставляемых ресурсов в одностороннем порядке является незаконным.
Как указано выше, учет исполнения обязательств по сделке является исключительным правом сторон такой сделки.
Изложенное свидетельствует о том, что Жилищная инспекция, возложив оспариваемым предписанием обязанность осуществлять учет поставленной тепловой энергии только на одну из сторон договора, тем самым превысила свои полномочия.
Кроме того, суд, признавая недействительным оспариваемое предписание, обоснованно учитывал и тот факт, что неснятие ОАО "ЛГЭК" показаний прибора учета тепловой энергии каких-либо правовых последствий за собой не порождало.
Фактически между поставщиком тепловой энергии и ее потребителями имелись разногласия в части порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию.
Однако, исполнение оспариваемого предписания не влечет за собой устранения вышеназванных нарушений.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что выданное Государственной жилищной инспекцией Липецкой области предписание не соответствует действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А36-2322/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)