Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.05.2014 ПО ДЕЛУ N А46-10332/2013

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. по делу N А46-10332/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 (Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-10332/2013 по заявлению товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" (644047, г. Омск, ул. Челюскинцев, 85, ИНН 5503065116, ОГРН 1025500759052) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, пер-к Орликов, 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области о признании незаконным решения от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении ошибок в кадастровых сведениях и обязании выполнить действия.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости", Департамент имущественных отношений администрации города Омска.
В заседании приняли участие: управляющий товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" Любочко А.В. согласно трудовому договору от 19.04.2010 N 14, выписки из ЕГРЮЛ от 09.03.2011 N 3497А/2011, представитель товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" Дмитренко Н.А. по доверенности от 03.03.2014; представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Соболев К.Ю. по доверенности от 18.02.2013.
Суд

установил:

товарищество собственников жилья "Челюскинцев-85" (далее - ТСЖ "Челюскинцев-85", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, филиал) о признании незаконным решения от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, а также об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости посредством обязания филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области произвести учет изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147 в границах и площади, определенными кадастровым инженером в межевом плане от 25.06.2013, представленном в орган кадастрового учета вместе с заявлением о кадастровом учете от 29.06.2013 N 55-0-1-21/3003/2013-10992.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивированы тем, что решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях принято с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "Челюскинцев-85" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального права.
Заявитель считает, что не соответствует действительности вывод суда о том, что распоряжение Департамента имущественных отношений администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного дома по ул. Челюскинцев, д. 85 в Центральном административном округе города Омска" является документом, определяющим местоположение границ спорного земельного участка при его образовании.
Товарищество полагает, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не является документом, который определяет местоположение границ спорного земельного участка при его образовании.
По мнению ТСЖ "Челюскинцев-85", точное местоположение границ и площадь образуемого (уточняемого) земельного участка определяются кадастровым инженером во время подготовки межевого плана.
Заявитель считает необоснованным вывод судов о том, при подготовке межевого плана об исправлении кадастровой ошибки ТСЖ "Челюскинцев-85" не было учтено распоряжение Департамента имущественных отношений администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р.
Товарищество полагает, что с учетом особенностей рассматриваемого спора судами первой и апелляционной инстанций не было выяснено, имел ли место факт уклонения государственного органа от исправления кадастровой ошибки и в чем оно выразилось, что, по его мнению, противоречит позиции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, высказанной в постановлении от 19.08.2011 по делу N А46-8275/2010.
В отзыве на кассационную жалобу филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области указал, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управляющий ТСЖ "Челюскинцев-85" и представитель ТСЖ "Челюскинцев-85" в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что между Департаментом имущественных отношений администрации города Омска (муниципальный заказчик) и муниципальным предприятием города Омска "Городское кадастровое бюро "Земля и недвижимость" (генподрядчик) в целях обеспечения муниципальных нужд был подписан муниципальный контракт от 28.08.2009 N 140-А на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, на основании которого генподрядчик обязался выполнить кадастровые работы, обеспечить осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, занятых многоквартирными (многоэтажными) домами и работы по расчету долей в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельные участки, занятые многоквартирными (многоэтажными) домами, согласно "Техническому заданию", являющемуся приложением N 1 к настоящему муниципальному контракту).
Департаментом имущественных отношений администрации города Омска вынесено распоряжение от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного дома по ул. Челюскинцев, 85 в Центральном административном округе города Омска", на основании которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:040114, относящего к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования земельного участка - для размещения домов многоэтажной жилой застройки. Местоположение данного земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, ЦАО, ул. Челюскинцев, 85.
В связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, ул. Челюскинцев, на основании распоряжения от 29.12.2009 Департамента имущественных отношений администрации города Омска N 15468-р 20.04.2010 подготовлен межевой план.
В государственный кадастр недвижимости 26.04.2010 были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:040114:3147, земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Местоположение: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Челюскинцев. На земельном участке расположен многоэтажный жилой дом N 85.
Полагая, что при постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет была допущена кадастровая ошибка, касающаяся границ и площади земельного участка, по заказу ТСЖ "Челюскинцев-85" был подготовлен межевой план от 25.06.2013. Из заключения кадастрового инженера следует, что в ходе выполнения геодезических работ была допущена ошибка, которая повлекла внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений. В межевом плане была уточнена конфигурация границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147, в связи с чем, площадь земельного участка была увеличена с 3 338 кв. м до 3 535 кв. м.
ТСЖ "Челюскинцев-85" 29.06.2013 обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном учете изменений рассматриваемого объекта недвижимости, направленным, по мнению товарищества, на устранение допущенных кадастровых ошибок.
Решением от 26.07.2013 N 55/13-60912 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало заявителю в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях о спорном земельном участке, мотивировав это тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
Указывая на незаконность решения от 26.07.2013 N 55/13-60912 ФГБУ "ФКП Росреестра", ТСЖ "Челюскинцев-85" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона о кадастре).
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок предусмотрена статьей 28 Закона о кадастре.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Закона о кадастре).
В результате кадастрового учета фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, которые при этом могут быть изменены в установленном законом порядке с приложением подтверждающих документов.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если, в том числе заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований товариществу, придя к выводам о том, что ТСЖ "Челюскинцев-85", обращаясь с заявлением о государственном учете изменений рассматриваемого объекта недвижимости, представило в орган кадастрового учета документы, по содержанию не соответствующие требованиям Закона о кадастре, поскольку межевой план от 25.06.2013, представленный товариществом (в межевом плане была уточнена конфигурация границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147, в связи с чем, площадь земельного участка была увеличена с 3 338 кв. м до 3 535 кв. м), был составлен без учета сведений, содержащихся в распоряжении Департамента имущественных отношений администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р, которое, в свою очередь, в силу части 9 статьи 38 Закона о кадастре, является документом, определяющим местоположение границ спорного земельного участка при его образовании; решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, а также об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, является законным и обоснованным, а, следовательно, необходимая совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, для признания незаконными ненормативных актов, отсутствует.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А46-10332/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)