Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 15.04.2015 N Ф05-3133/2015 ПО ДЕЛУ N А40-94513/14

Требование: Об обязании сформировать земельный участок под многоквартирным домом и провести его государственный кадастровый учет.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению общества, отказ в определении границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, собственником нежилого помещения в котором является общество, ввиду отсутствия проекта межевания квартала нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N А40-94513/14


Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Восход" - Нихо С.И. - дов. от 17.06.2014; Ровати И.А. - дов. от 16.02.2015
от заинтересованных лиц - 1) Департамента городского имущества города Москвы - Верясова Г.В. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-952/14
2) Префектуры Северного административного округа города Москвы - Эрендженов Б.Б. - дов. от 03.06.2014 N 6-5-10329/4
рассмотрев 09 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Восход"
на решение от 30 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 22 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Поповым В.И., Поташовой Ж.В.,
по делу N А40-94513/14
по заявлению закрытого акционерного общества "Восход" (ОГРН 1027700521364)
к Департаменту городского имущества города Москвы и Префектуре Северного административного округа города Москвы
о признании незаконным бездействия по формированию земельного участка

установил:

Закрытое акционерное общество "Восход" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и Префектуре Северного административного округа города Москвы (далее - Префектура) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Москва, Бутырская ул., д. 5, и проведению в отношении данного земельного участка кадастрового учета;
- - обязать Департамент и Префектуру сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, и обеспечить проведение в отношении земельного участка государственного кадастрового учета в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения решения суда в течение установленного срока предоставить Обществу право осуществить соответствующие действия за счет Департамента и Правительства, со взысканием с них пропорционально необходимых расходов.
Решением от 30.09.2014, оставленным без изменения постановлением от 22.12.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представители Департамента и Префектуры просили жалобу отклонить, ссылаясь на законность принятых судебных актов.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником нежилого помещения площадью 861,7 кв. м с условным номером 174807, находящегося в многоквартирном жилом доме по адресу: Москва, Бутырская ул., д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2005 серии 77 АВ 673731.
Общество 01.08.2013 обратилось в Департамент с заявлением N 372 о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и проведении его кадастрового учета.
Письмом от 27.08.2013 N ДГИ-1-83136/13-1 Департамент сообщил заявителю о том, что определить границы земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома N 5 по ул. Бутырской, в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия проекта межевания квартала.
Ссылаясь на то, что данный отказ Департамента является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно частям 3 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Таким образом, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев с момента поступления заявления о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета. Полученный кадастровый план передается заявителю. Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким уполномоченным органом в городе Москве является Департамент, что следует из Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП.
При этом отсутствие на момент обращения Общества проекта межевания территории квартала само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления собственников помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит исключительное право собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку подготовка и утверждение проектов межевания территорий в городе Москве зависит от воли уполномоченных государственных органов, в связи с чем Общество не может нести негативные последствия в связи с отсутствием их решения об утверждении проекта межевания квартала.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12 по делу N А40-80260/11 Арбитражного суда города Москвы.
Таким образом, Департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в установленный законом срок сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Отказ Департамента нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его недействительным.
Принимая во внимание, что в полномочия Префектуры согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, непосредственно формирование земельного участка многоквартирного дома и постановка его на кадастровый учет не входит, судебные акты в части отказа в удовлетворении требований к указанному лицу являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но данный судами неправильно применена норма права, в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2014 года по делу N А40-94513/14 отменить в части отказа в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Восход" к Департаменту городского имущества города Москвы.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: Москва, Бутырская ул., д. 5, и провести его государственный кадастровый учет в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего постановления.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
С.В.КРАСНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)