Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Токмановой К.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН: 1074345051186; ИНН: 4345207469)
без участия представителей сторон,
на Решение Арбитражного суда Кировской области от 07.07.2015 по делу N А28-52052015, принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН: 1074345051186; ИНН: 4345207469)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: 1024301334089; ИНН: 4345049124)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ООО "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция, ГЖИ Кировской области) по делу об административном правонарушении от 17.04.2015 N 334 (далее - Постановление, Постановление N 334), в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами", и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей 00 копеек.
Требования, основанные на положениях статей 22.1, 7.23 КоАП РФ, мотивированы заявителем несогласием с оспариваемым Постановлением. Управляющая организация настаивает, что подаваемый коммунальный ресурс в виде горячей воды не соответствует установленным параметрам уже на вводе в многоквартирный жилой дом N 10 по улице Ульяновской города Кирова, управляемый заявителем (далее также - многоквартирный дом, дом, МКД). Следовательно, некачественный ресурс в адрес дома поставляет ресурсоснабжающая организация. С учетом изложенного считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ.
Решением суда от 30.07.2015, принятого в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований заявителя было отказано. Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу, что Обществом не были приняты необходимые, достаточные и своевременные меры по соблюдению норматива обеспечения жильцов дома коммунальной услугой горячего водоснабжения и отопления, что свидетельствует о виновности Управляющей компании в совершении вменяемого правонарушения. Довод ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" о недоказанности в его деянии вины в совершении административного правонарушения арбитражный суд посчитал несостоятельным. Такое обстоятельство как нарушение обязательств со стороны ресурсоснабжающей организации не свидетельствует об отсутствии вины заявителя. Общество как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг обязано контролировать исполнение ресурсоснабжающей организацией обязательств, а также уровень качества предоставляемой коммунальной услуги.
Вместе с тем, продолжая настаивать на отсутствии в материалах дела доказательств нарушения именно Обществом условий по обеспечению нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, ссылаясь на имеющиеся в деле копии писем в открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания (далее - ОАО "КТК") от 13.12.2014, от 16.12.2014, от 20.12.2014, от 28.01.2015, ведомостей учета параметров потребления, акта разграничения балансовой принадлежности, искового заявления к ОАО "КТК" и определения о принятии данного иска к производству, заявитель принес апелляционную жалобу во Второй арбитражный апелляционный суд с требованием решение от 30.07.2015 отменить, Постановление N 334 признать незаконным и отменить.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны в суд апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 210 АПК РФ. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей Общества и Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
07.12.2007 собственники многоквартирного жилого дома N 10 по улице Ульяновской города Кирова во исполнение решения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования от 22.11.2007 заключили договор управления многоквартирным домом N 08/266 (далее - договор, договор управления; л.д. 50-58) с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова", в соответствии с условиями которого последнее, являясь управляющей организацией в отношении МКД, обязано обеспечить надлежащее функционирование и эксплуатацию дома с соблюдением характеристик надежности и безопасности; организовать работы по содержанию общего имущества в порядке и объеме, указанных в Перечне работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома (приложение N 2); организовать проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно Перечню работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (приложение N 3); обеспечивать собственников коммунальными услугами путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение в целях бытового потребления соответствующих услуг собственниками. Коммунальные услуги должны отвечать параметрам качества, надежности и экологической безопасности в соответствии с Правилами представления коммунальных услуг и СанПиН (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.6, подпункт "д" пункта 2.1.7 договора). В обязанности управляющей организации также входит организация систематического контроля и оценки соответствия качества представления жилищных и коммунальных услуг критериям, установленным законодательствам и договором. В случае отсутствия или снижения качества представляемых услуг управляющая организация обязана производить перерасчет платы за жилищные и коммунальные услуги в установленном законом порядке (подпункт "м" пункта 2.1.7 договора). Собственники, в свою очередь, вправе осуществлять через уполномоченного представителя контроль над фактическим выполнением работ, их объемом и качеством, целевым использованием средств; требовать надлежащего исполнения управляющей организацией ее обязанностей по договору, в том числе требовать получения услуг по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (пункты 3.2.4, 3.2.5 договора).
В приложении N 4 к договору к коммунальным услугам, предоставляемым управляющей организацией, стороны отнесли наряду с другими теплоснабжение, горячее водоснабжение.
29.01.2015 в связи с обращением жителя квартиры N 65 дома Контяковой Н.В. с информацией о предоставлении коммунальной услуги горячего водоснабжения (далее также - ГВС) ненадлежащего качества в МКД, что свидетельствует о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (л.д. 39-40) начальником Инспекции вынесен приказ N 192/15 (л.д. 44-45) о проведении в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" внеплановой выездной проверки качества предоставления жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме сроком с 09.02.2015 по 10.03.2015, предметом которой является соблюдение Обществом обязательных требований, перечисленных в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилах представления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Положении о государственной жилищной инспекции Кировской области, утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/432.
Для достижения целей и задач проведения проверки у Общества были запрошены технический паспорт МКД, договор управления многоквартирным домом, договор с ресурсоснабжающей организацией в полном объеме, акты плановых и внеплановых осмотров за 2014 год, паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях 2014-2015 годов, информацию о поступлении заявок от жильцов МКД по вопросу представления услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества с октября 2014 года по январь 2015 года, акты проверок при представлении коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества с октября 2014 года по январь 2015 года, информацию о снижении платы при отсутствии или предоставлении услуги отопления ненадлежащего качества в МКД, в том числе по квартире N 65, распечатки параметров теплопотребления с архивных данных тепловычислителя с октября 2014 года по январь 2015 года, письменное пояснение о причинах представления ГВС ненадлежащего качества в доме и принимаемых мерах, информацию о проведенной работе с ресурсоснабжающей организацией по снабжению дома коммунальным ресурсом необходимого объема и качества в соответствии с договором теплоснабжения, позволяющего обеспечить потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, иные документы, способствующие своевременному и объективному рассмотрению обращения.
В ходе проведенной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 10.03.2015 N 17/34 (л.д. 99-102), при измерении температуры горячей воды в точках водоразбора Инспекция выявила нарушения ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" подпункта "д" пункта 3 Правил N 354, пункта 4.1.9 Правил N 170, пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354, абзаца первого подпункта 2.3 пункта 2, подпункта 2.4 пункта 2 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), а именно: в квартире N 46 дома температура горячей воды составила в ванной комнате 47,3 °C, на кухне 39,8 °C; в квартире N 41 дома температура горячей воды составила в ванной комнате 38 °C, на кухне 35,6 °C; в квартире N 63 температура горячей воды составила в ванной комнате 29,7 °C, на кухне 33,7 °C; в квартире N 69 температура горячей воды составила в ванной комнате 24 °C, на кухне 22,6 °C; в подвальном помещении температура горячей воды на вводе в дом в подающем трубопроводе составила 48 °C, в обратном 31 °C, давление в подающем трубопроводе составило 5,8 атмосфер, в обратном трубопроводе 5,6 атмосфер; на трубопроводах горячего водоснабжения отсутствует тепловая изоляция.
На основании акта проверки от 10.03.2015 N 17/34 ГЖИ Кировской области выдала ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" Предписание от 10.03.2015 N 17/13 (л.д. 107-108), согласно которому Управляющая компания в срок до 01.05.2015 обязана провести полный комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих представление коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в доме в соответствии с нормативными требованиями; провести полный комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих восстановление тепловой изоляции трубопроводов горячего водоснабжения в подвальных помещениях; предоставить отчет в ГЖИ Кировской области о выполнении предписанных мероприятий (с актами замеров температуры горячей воды в точках водоразбора в квартирах N N 41, 46, 63, 69 дома) с отражением суммы денежных средств использованной для обеспечения предписанных мероприятий. Кроме того, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 7.23 КоАП РФ, Инспекция 01.04.2015 в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" составила протокол об административном правонарушении N 17/22 (л.д. 103-106), а 17.04.2015 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение к делу, л.д. 50-52) вынесла Постановление N 334 (л.д. 11-13, 117-122) о привлечении Общества к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей 00 копеек.
ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об оспаривании Постановления N 334, в удовлетворении которого заявителю было отказано. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества во Второй арбитражный апелляционный суд, которой изучив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил и норм предоставления коммунальных услуг. Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, ответственное за обеспечение населения коммунальными услугами.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В силу пунктов 8, 9, 10 Правил N 354 исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов рассматриваемого административного правонарушения могут быть отнесены как управляющие организации, так и ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов.
Обращаясь к условиям договора управления, суд апелляционной инстанции находит, что в рассматриваемом случае именно Общество является исполнителем коммунальных услуг в отношении МКД и именно на него возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения, собственникам и пользователям помещений с соблюдением обязательных требований Правил N 354. В этой связи при решении вопроса о том, кто является лицом, ответственным за предоставление некачественной коммунальной услуги, необходимо учитывать в первую очередь то обстоятельство, принимаются ли необходимые и достаточные меры для комфортных и благоприятных условий проживания граждан в жилых помещениях со стороны управляющей организации.
Из части 3 статьи 1 ЖК РФ следует, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). При этом в примечании 2 к пункту 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 отмечено, что перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение 3 минут.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Аналогичные требования в части качества горячего водоснабжения закреплены в пункте 5.1.3 Правил N 170.
В ходе проверки Инспекция установила, что Общество не обеспечило нормативный уровень горячего водоснабжения в перечисленных точках водоразбора многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пунктах 16, 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При этом КоАП РФ в статье 2.2 в отношении юридических лиц формы вины не выделяет, следовательно, в отношении последних требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу пункта 149 Правил N 354 установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг несет исполнитель, то есть в данной ситуации ООО "УК Октябрьского района г. Кирова".
Исполнитель согласно положениям пункта 150 Правил N 354 освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. Однако к обстоятельствам непреодолимой силы не относится, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя.
Апелляционный суд соглашается с оценкой суда первой инстанции, указавшего, что Обществу с 2013 года было известно о том, что жителям находящегося в его управлении многоквартирного дома поставляется коммунальная услуга, которая не отвечает предъявляемым к ее качеству обязательным требованиям. На запросы жильцов дома мер по восстановлению услуги горячего водоснабжения надлежащего качества заявителем не принималось. Обращение заявителя в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к ОАО "КТК" об обязании предоставлять ресурс (горячее водоснабжение) надлежащего качества в дом состоялось только после проведения административным органом проверки и вынесения Постановления (л.д. 28-29).
Таким образом, совокупность представленных в дело доказательств подтверждается факт того, что Управляющей компанией не осуществлялся полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг и контроль за их качеством. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции усматривает в деянии (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, поскольку доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2015 по делу N А28-5205/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2015 N 02АП-6951/2015 ПО ДЕЛУ N А28-5205/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. по делу N А28-5205/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Токмановой К.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН: 1074345051186; ИНН: 4345207469)
без участия представителей сторон,
на Решение Арбитражного суда Кировской области от 07.07.2015 по делу N А28-52052015, принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН: 1074345051186; ИНН: 4345207469)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: 1024301334089; ИНН: 4345049124)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ООО "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция, ГЖИ Кировской области) по делу об административном правонарушении от 17.04.2015 N 334 (далее - Постановление, Постановление N 334), в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами", и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей 00 копеек.
Требования, основанные на положениях статей 22.1, 7.23 КоАП РФ, мотивированы заявителем несогласием с оспариваемым Постановлением. Управляющая организация настаивает, что подаваемый коммунальный ресурс в виде горячей воды не соответствует установленным параметрам уже на вводе в многоквартирный жилой дом N 10 по улице Ульяновской города Кирова, управляемый заявителем (далее также - многоквартирный дом, дом, МКД). Следовательно, некачественный ресурс в адрес дома поставляет ресурсоснабжающая организация. С учетом изложенного считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ.
Решением суда от 30.07.2015, принятого в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований заявителя было отказано. Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу, что Обществом не были приняты необходимые, достаточные и своевременные меры по соблюдению норматива обеспечения жильцов дома коммунальной услугой горячего водоснабжения и отопления, что свидетельствует о виновности Управляющей компании в совершении вменяемого правонарушения. Довод ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" о недоказанности в его деянии вины в совершении административного правонарушения арбитражный суд посчитал несостоятельным. Такое обстоятельство как нарушение обязательств со стороны ресурсоснабжающей организации не свидетельствует об отсутствии вины заявителя. Общество как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг обязано контролировать исполнение ресурсоснабжающей организацией обязательств, а также уровень качества предоставляемой коммунальной услуги.
Вместе с тем, продолжая настаивать на отсутствии в материалах дела доказательств нарушения именно Обществом условий по обеспечению нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, ссылаясь на имеющиеся в деле копии писем в открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания (далее - ОАО "КТК") от 13.12.2014, от 16.12.2014, от 20.12.2014, от 28.01.2015, ведомостей учета параметров потребления, акта разграничения балансовой принадлежности, искового заявления к ОАО "КТК" и определения о принятии данного иска к производству, заявитель принес апелляционную жалобу во Второй арбитражный апелляционный суд с требованием решение от 30.07.2015 отменить, Постановление N 334 признать незаконным и отменить.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны в суд апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 210 АПК РФ. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей Общества и Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
07.12.2007 собственники многоквартирного жилого дома N 10 по улице Ульяновской города Кирова во исполнение решения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования от 22.11.2007 заключили договор управления многоквартирным домом N 08/266 (далее - договор, договор управления; л.д. 50-58) с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова", в соответствии с условиями которого последнее, являясь управляющей организацией в отношении МКД, обязано обеспечить надлежащее функционирование и эксплуатацию дома с соблюдением характеристик надежности и безопасности; организовать работы по содержанию общего имущества в порядке и объеме, указанных в Перечне работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома (приложение N 2); организовать проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно Перечню работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (приложение N 3); обеспечивать собственников коммунальными услугами путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение в целях бытового потребления соответствующих услуг собственниками. Коммунальные услуги должны отвечать параметрам качества, надежности и экологической безопасности в соответствии с Правилами представления коммунальных услуг и СанПиН (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.6, подпункт "д" пункта 2.1.7 договора). В обязанности управляющей организации также входит организация систематического контроля и оценки соответствия качества представления жилищных и коммунальных услуг критериям, установленным законодательствам и договором. В случае отсутствия или снижения качества представляемых услуг управляющая организация обязана производить перерасчет платы за жилищные и коммунальные услуги в установленном законом порядке (подпункт "м" пункта 2.1.7 договора). Собственники, в свою очередь, вправе осуществлять через уполномоченного представителя контроль над фактическим выполнением работ, их объемом и качеством, целевым использованием средств; требовать надлежащего исполнения управляющей организацией ее обязанностей по договору, в том числе требовать получения услуг по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (пункты 3.2.4, 3.2.5 договора).
В приложении N 4 к договору к коммунальным услугам, предоставляемым управляющей организацией, стороны отнесли наряду с другими теплоснабжение, горячее водоснабжение.
29.01.2015 в связи с обращением жителя квартиры N 65 дома Контяковой Н.В. с информацией о предоставлении коммунальной услуги горячего водоснабжения (далее также - ГВС) ненадлежащего качества в МКД, что свидетельствует о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (л.д. 39-40) начальником Инспекции вынесен приказ N 192/15 (л.д. 44-45) о проведении в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" внеплановой выездной проверки качества предоставления жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме сроком с 09.02.2015 по 10.03.2015, предметом которой является соблюдение Обществом обязательных требований, перечисленных в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилах представления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Положении о государственной жилищной инспекции Кировской области, утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/432.
Для достижения целей и задач проведения проверки у Общества были запрошены технический паспорт МКД, договор управления многоквартирным домом, договор с ресурсоснабжающей организацией в полном объеме, акты плановых и внеплановых осмотров за 2014 год, паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях 2014-2015 годов, информацию о поступлении заявок от жильцов МКД по вопросу представления услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества с октября 2014 года по январь 2015 года, акты проверок при представлении коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества с октября 2014 года по январь 2015 года, информацию о снижении платы при отсутствии или предоставлении услуги отопления ненадлежащего качества в МКД, в том числе по квартире N 65, распечатки параметров теплопотребления с архивных данных тепловычислителя с октября 2014 года по январь 2015 года, письменное пояснение о причинах представления ГВС ненадлежащего качества в доме и принимаемых мерах, информацию о проведенной работе с ресурсоснабжающей организацией по снабжению дома коммунальным ресурсом необходимого объема и качества в соответствии с договором теплоснабжения, позволяющего обеспечить потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, иные документы, способствующие своевременному и объективному рассмотрению обращения.
В ходе проведенной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 10.03.2015 N 17/34 (л.д. 99-102), при измерении температуры горячей воды в точках водоразбора Инспекция выявила нарушения ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" подпункта "д" пункта 3 Правил N 354, пункта 4.1.9 Правил N 170, пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354, абзаца первого подпункта 2.3 пункта 2, подпункта 2.4 пункта 2 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), а именно: в квартире N 46 дома температура горячей воды составила в ванной комнате 47,3 °C, на кухне 39,8 °C; в квартире N 41 дома температура горячей воды составила в ванной комнате 38 °C, на кухне 35,6 °C; в квартире N 63 температура горячей воды составила в ванной комнате 29,7 °C, на кухне 33,7 °C; в квартире N 69 температура горячей воды составила в ванной комнате 24 °C, на кухне 22,6 °C; в подвальном помещении температура горячей воды на вводе в дом в подающем трубопроводе составила 48 °C, в обратном 31 °C, давление в подающем трубопроводе составило 5,8 атмосфер, в обратном трубопроводе 5,6 атмосфер; на трубопроводах горячего водоснабжения отсутствует тепловая изоляция.
На основании акта проверки от 10.03.2015 N 17/34 ГЖИ Кировской области выдала ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" Предписание от 10.03.2015 N 17/13 (л.д. 107-108), согласно которому Управляющая компания в срок до 01.05.2015 обязана провести полный комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих представление коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в доме в соответствии с нормативными требованиями; провести полный комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих восстановление тепловой изоляции трубопроводов горячего водоснабжения в подвальных помещениях; предоставить отчет в ГЖИ Кировской области о выполнении предписанных мероприятий (с актами замеров температуры горячей воды в точках водоразбора в квартирах N N 41, 46, 63, 69 дома) с отражением суммы денежных средств использованной для обеспечения предписанных мероприятий. Кроме того, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 7.23 КоАП РФ, Инспекция 01.04.2015 в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" составила протокол об административном правонарушении N 17/22 (л.д. 103-106), а 17.04.2015 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение к делу, л.д. 50-52) вынесла Постановление N 334 (л.д. 11-13, 117-122) о привлечении Общества к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей 00 копеек.
ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об оспаривании Постановления N 334, в удовлетворении которого заявителю было отказано. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества во Второй арбитражный апелляционный суд, которой изучив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил и норм предоставления коммунальных услуг. Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, ответственное за обеспечение населения коммунальными услугами.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В силу пунктов 8, 9, 10 Правил N 354 исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов рассматриваемого административного правонарушения могут быть отнесены как управляющие организации, так и ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов.
Обращаясь к условиям договора управления, суд апелляционной инстанции находит, что в рассматриваемом случае именно Общество является исполнителем коммунальных услуг в отношении МКД и именно на него возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения, собственникам и пользователям помещений с соблюдением обязательных требований Правил N 354. В этой связи при решении вопроса о том, кто является лицом, ответственным за предоставление некачественной коммунальной услуги, необходимо учитывать в первую очередь то обстоятельство, принимаются ли необходимые и достаточные меры для комфортных и благоприятных условий проживания граждан в жилых помещениях со стороны управляющей организации.
Из части 3 статьи 1 ЖК РФ следует, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). При этом в примечании 2 к пункту 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 отмечено, что перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение 3 минут.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Аналогичные требования в части качества горячего водоснабжения закреплены в пункте 5.1.3 Правил N 170.
В ходе проверки Инспекция установила, что Общество не обеспечило нормативный уровень горячего водоснабжения в перечисленных точках водоразбора многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пунктах 16, 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При этом КоАП РФ в статье 2.2 в отношении юридических лиц формы вины не выделяет, следовательно, в отношении последних требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу пункта 149 Правил N 354 установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг несет исполнитель, то есть в данной ситуации ООО "УК Октябрьского района г. Кирова".
Исполнитель согласно положениям пункта 150 Правил N 354 освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. Однако к обстоятельствам непреодолимой силы не относится, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя.
Апелляционный суд соглашается с оценкой суда первой инстанции, указавшего, что Обществу с 2013 года было известно о том, что жителям находящегося в его управлении многоквартирного дома поставляется коммунальная услуга, которая не отвечает предъявляемым к ее качеству обязательным требованиям. На запросы жильцов дома мер по восстановлению услуги горячего водоснабжения надлежащего качества заявителем не принималось. Обращение заявителя в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к ОАО "КТК" об обязании предоставлять ресурс (горячее водоснабжение) надлежащего качества в дом состоялось только после проведения административным органом проверки и вынесения Постановления (л.д. 28-29).
Таким образом, совокупность представленных в дело доказательств подтверждается факт того, что Управляющей компанией не осуществлялся полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг и контроль за их качеством. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции усматривает в деянии (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, поскольку доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2015 по делу N А28-5205/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)