Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): Сопина И.В., паспорт, доверенность от 08.05.2014,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386): Писаренко Л.Г., удостоверение, доверенность от 09.09.2014,
от потерпевшей - Трубиной К.А.: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2014 года
по делу N А50-16483/2014,
принятое судьей Самаркиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
потерпевшая Трубина К.А.
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
ООО "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - административный орган) от 18.07.2014 N 294-07 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве потерпевшей привлечена Трубина К.А.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Пермская сетевая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ООО "ПСК" указывает на то, что при расчете платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение подлежал применению двухкомпонентный тариф, установленный постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг. По мнению заявителя, для расчета платы за горячее водоснабжение с применением двухкомпонентного тарифа необходимо определить показатель расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, который рассчитывается в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета как объем тепловой энергии на нужды ГВС (по общедомовым приборам учета), деленный на объем ГВС (по общедомовым приборам учета). Указанный расчет позволяет установить точное количество потребленной тепловой энергии на подогрев холодной воды по показаниям общедомовых приборов учета. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения. Представитель административного орган в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Трубина К.А. отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебное заседание не явилась, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на основании поступившего обращения Трубиной Г.Д., проживающей по адресу: <...>, была проведена проверка соблюдения ООО "ПСК" действующего законодательства при расчете размера платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение).
В ходе проверки установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, предоставленные потребителям в жилом помещении, и платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, предоставленные на общедомовые нужды, за январь, февраль, март, апрель, май 2014 года, и предъявлении этой платы собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Репина, 63, ООО "ПСК" не применяло специальные формулы, установленные п. 1, 10, 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанное нарушение квалифицировано административным органом как нарушение порядка ценообразования, установленного ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 44 Правил N 354 и п. 10, 13 приложения N 2 к Правилам N 354.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ООО "ПСК" 30.06.2014 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 18.07.2014 N 294-07 ООО "ПСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ПСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "ПСК" состава вмененного административного правонарушения.
Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520).
В силу пунктов 36, 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 44 Правил N 354).
Судом первой инстанции установлено и заявителем по существу не оспаривается, что собственниками и нанимателями многоквартирных жилых домов по адресам: г. Пермь, ул. Репина, 63, выбран непосредственный способ управления общим имуществом многоквартирных домов. Многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета теплопотребления. Поставку горячей воды в указанные дома осуществляет ООО "ПСК" путем конклюдентных действий.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг тариф на горячую воду ООО "ПСК" в период с 01.07.2013 по 30.06.2014 установлен в размере 121,16 руб./куб. м - горячая вода в закрытой системе горячего водоснабжения, компонент на холодную воду в размере 25,08 руб./куб. м, компонент на тепловую энергию в размере 1455,69 руб./Гкал.
Как установлено в ходе проверки административным органом, фактически для собственников жилых помещений в указанных жилых домах, размер платы за горячую воду рассчитывался без применения тарифа 121,16 руб./ куб. м, посредством определения отдельно платы за холодную воду путем умножения фактического объема потребленной горячей воды за расчетный период, определенного по показаниям индивидуального учета потребления горячей воды на компонент холодной воды, установленный постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг в размере 25,08 руб., и отдельно платы за теплоэнергию путем умножения объема теплоэнергии, определенного по показаниям прибора учета на компонент тепловой энергии, установленный постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг в размере 1455,69 руб./Гкал.
Подобный расчет, как верно указывает административный орган, не соответствует ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п. 42 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) и п. 10, 13 приложения N 2 к указанным Правилам.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ООО "ПСК" допущено иное нарушение установленного порядка ценообразования, примененный им расчет платы за горячее водоснабжение не соответствует ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п. 42, 44 Правил N 354 и п. 10, 13 приложения N 2 к указанным Правилам.
Доводы заявителя о правомерности произведенного расчета не могут быть приняты во внимание, поскольку действия ООО "ПСК" по начислению платы за горячее водоснабжение с использованием двухкомпонентного тарифа не могут быть произвольными, действующим законодательством не предусмотрена возможность предъявлять плату за коммунальные услуги, полученную с применением расчетного метода, отличном от установленного двухкомпонентного тарифа.
Как разъяснено в письме Региональной службы по тарифам Пермского края от 13.09.2013 N СЭД-46-01-34-1232, при установлении тарифов постановлением от 16.05.2013 N 65-вг учтено количество тепловой энергии, необходимой для нагрева холодной воды - 0,066 Гкал. В связи с отсутствием в Пермском крае утвержденных нормативов расхода тепловой энергии на нагрев холодной воды, расчеты за потребленную горячую воду, необходимо производить по одноставочному тарифу.
Следовательно, ООО "ПСК" допущено иное нарушение установленного порядка ценообразования, так как использованный порядок ценообразования не предусмотрен действующим законодательством, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем своевременно предпринимались меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, а также доказательств отсутствия у ООО "ПСК" возможности соблюдения требований законодательства о порядке ценообразования в материалах дела не имеется.
Имея возможность для соблюдения действующего законодательства и начисления платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями Правил N 354, ООО "ПСК" надлежащих мер, направленных на его соблюдение не предпринимало, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях ООО "ПСК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание, назначенное заявителю, соответствует минимальному размеру санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2014 года по делу N А50-16483/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2015 N 17АП-17798/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-16483/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N 17АП-17798/2014-АК
Дело N А50-16483/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): Сопина И.В., паспорт, доверенность от 08.05.2014,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386): Писаренко Л.Г., удостоверение, доверенность от 09.09.2014,
от потерпевшей - Трубиной К.А.: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2014 года
по делу N А50-16483/2014,
принятое судьей Самаркиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
потерпевшая Трубина К.А.
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
ООО "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - административный орган) от 18.07.2014 N 294-07 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве потерпевшей привлечена Трубина К.А.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Пермская сетевая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ООО "ПСК" указывает на то, что при расчете платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение подлежал применению двухкомпонентный тариф, установленный постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг. По мнению заявителя, для расчета платы за горячее водоснабжение с применением двухкомпонентного тарифа необходимо определить показатель расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, который рассчитывается в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета как объем тепловой энергии на нужды ГВС (по общедомовым приборам учета), деленный на объем ГВС (по общедомовым приборам учета). Указанный расчет позволяет установить точное количество потребленной тепловой энергии на подогрев холодной воды по показаниям общедомовых приборов учета. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения. Представитель административного орган в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Трубина К.А. отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебное заседание не явилась, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на основании поступившего обращения Трубиной Г.Д., проживающей по адресу: <...>, была проведена проверка соблюдения ООО "ПСК" действующего законодательства при расчете размера платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение).
В ходе проверки установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, предоставленные потребителям в жилом помещении, и платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, предоставленные на общедомовые нужды, за январь, февраль, март, апрель, май 2014 года, и предъявлении этой платы собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Репина, 63, ООО "ПСК" не применяло специальные формулы, установленные п. 1, 10, 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанное нарушение квалифицировано административным органом как нарушение порядка ценообразования, установленного ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 44 Правил N 354 и п. 10, 13 приложения N 2 к Правилам N 354.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ООО "ПСК" 30.06.2014 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 18.07.2014 N 294-07 ООО "ПСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ПСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "ПСК" состава вмененного административного правонарушения.
Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520).
В силу пунктов 36, 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 44 Правил N 354).
Судом первой инстанции установлено и заявителем по существу не оспаривается, что собственниками и нанимателями многоквартирных жилых домов по адресам: г. Пермь, ул. Репина, 63, выбран непосредственный способ управления общим имуществом многоквартирных домов. Многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета теплопотребления. Поставку горячей воды в указанные дома осуществляет ООО "ПСК" путем конклюдентных действий.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг тариф на горячую воду ООО "ПСК" в период с 01.07.2013 по 30.06.2014 установлен в размере 121,16 руб./куб. м - горячая вода в закрытой системе горячего водоснабжения, компонент на холодную воду в размере 25,08 руб./куб. м, компонент на тепловую энергию в размере 1455,69 руб./Гкал.
Как установлено в ходе проверки административным органом, фактически для собственников жилых помещений в указанных жилых домах, размер платы за горячую воду рассчитывался без применения тарифа 121,16 руб./ куб. м, посредством определения отдельно платы за холодную воду путем умножения фактического объема потребленной горячей воды за расчетный период, определенного по показаниям индивидуального учета потребления горячей воды на компонент холодной воды, установленный постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг в размере 25,08 руб., и отдельно платы за теплоэнергию путем умножения объема теплоэнергии, определенного по показаниям прибора учета на компонент тепловой энергии, установленный постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг в размере 1455,69 руб./Гкал.
Подобный расчет, как верно указывает административный орган, не соответствует ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п. 42 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) и п. 10, 13 приложения N 2 к указанным Правилам.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ООО "ПСК" допущено иное нарушение установленного порядка ценообразования, примененный им расчет платы за горячее водоснабжение не соответствует ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п. 42, 44 Правил N 354 и п. 10, 13 приложения N 2 к указанным Правилам.
Доводы заявителя о правомерности произведенного расчета не могут быть приняты во внимание, поскольку действия ООО "ПСК" по начислению платы за горячее водоснабжение с использованием двухкомпонентного тарифа не могут быть произвольными, действующим законодательством не предусмотрена возможность предъявлять плату за коммунальные услуги, полученную с применением расчетного метода, отличном от установленного двухкомпонентного тарифа.
Как разъяснено в письме Региональной службы по тарифам Пермского края от 13.09.2013 N СЭД-46-01-34-1232, при установлении тарифов постановлением от 16.05.2013 N 65-вг учтено количество тепловой энергии, необходимой для нагрева холодной воды - 0,066 Гкал. В связи с отсутствием в Пермском крае утвержденных нормативов расхода тепловой энергии на нагрев холодной воды, расчеты за потребленную горячую воду, необходимо производить по одноставочному тарифу.
Следовательно, ООО "ПСК" допущено иное нарушение установленного порядка ценообразования, так как использованный порядок ценообразования не предусмотрен действующим законодательством, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем своевременно предпринимались меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, а также доказательств отсутствия у ООО "ПСК" возможности соблюдения требований законодательства о порядке ценообразования в материалах дела не имеется.
Имея возможность для соблюдения действующего законодательства и начисления платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями Правил N 354, ООО "ПСК" надлежащих мер, направленных на его соблюдение не предпринимало, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях ООО "ПСК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание, назначенное заявителю, соответствует минимальному размеру санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2014 года по делу N А50-16483/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)