Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Борисовой Л.В.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям открытого акционерного общества Теплоэнергетического предприятия тепловых сетей "Теплоэнерго" и гр. Рубан З.А. о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29 июля 2014 г. N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 19 ноября 2014 г., которым заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя гр. Рубан З.А. - Капусты В.В., представителя открытого акционерного общества Теплоэнергетического предприятия тепловых сетей "Теплоэнерго" Макаровой Т.В., представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Варламовой А.В., Остарковой И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
открытое акционерное общество Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" (далее - ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго") и гр. Рубан З.А. обратились в Ростовский областной суд с заявлениями о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29 июля 2014 г. N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" (далее - постановление от 29 июля 2014 г. N 39/8).
Указанным постановлением установлен единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории города Таганрога в размере 0,0206 Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома, норматив применяется в течение отопительного периода 2014 - 2015 годов.
По мнению заявителей, постановление от 29 июля 2014 г. N 39/8 не соответствует положениям подпункта "д" пункта 4 и пункта 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, поскольку норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен без дифференциации применительно к этажности жилых домов.
Решением Ростовского областного суда от 19 ноября 2014 г. требования заявителей удовлетворены, оспариваемое постановление признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с решением суда, Региональная служба по тарифам Ростовской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В силу пункта 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Основанием для определения и введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в Ростовской области послужило постановление Правительства Ростовской области от 16 февраля 2014 г. N 431 "О применении в Ростовской области порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", согласно которому Региональной службой по тарифам Ростовской области в срок до 1 августа 2014 г. должны быть установлены и введены в действие нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Согласно заключению по делу N 40/1255/19.03.2014 об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещений по муниципальному образованию "Город Таганрог" Ростовской области определен единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению с применением расчетного метода в размере 0,0206 Гкал на 1 кв. м.
В обоснование невозможности применения метода аналогов регулирующий орган указывает на отсутствие результатов измерений объема потребления тепловой энергии на отопление общедомовыми приборами учета, установленными в многоквартирных домах, а также на наличие в таких домах нежилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, что не отвечает условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Между тем, как следует из материалов дела, по состоянию на 1 апреля 2014 г. на территории города Таганрога 1 146 домов подключены к центральной системе отопления, из них 830 домов не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, 316 домов оборудованы общедомовыми приборами учета, следовательно, возможность определения представительности выборки у тарифного органа имелась.
В своем отзыве региональная служба по тарифам указывает, что принимались меры по формированию объема выборки многоквартирных домов, запрашивались сведения о месячном расходе тепловой энергии и другие данные по многоквартирным домам или жилым домам, имеющим аналогичные конструктивные и технические параметры.
Однако такие данные МУП "Бюро технической инвентаризации" г. Таганрога не представлены.
Неприменение метода аналогов возможно по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки, однако сведения о наличии (отсутствии) таких приборов учета в управляющих компаниях, товариществах собственников жилья, ресурсоснабжающих организациях, статистических органах и иных органах тарифным органом не запрашивались, в связи с чем применение расчетного метода необоснованно.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 19 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Ростовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.04.2015 N 41-АПГ15-3
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. N 41-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Борисовой Л.В.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям открытого акционерного общества Теплоэнергетического предприятия тепловых сетей "Теплоэнерго" и гр. Рубан З.А. о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29 июля 2014 г. N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 19 ноября 2014 г., которым заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя гр. Рубан З.А. - Капусты В.В., представителя открытого акционерного общества Теплоэнергетического предприятия тепловых сетей "Теплоэнерго" Макаровой Т.В., представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Варламовой А.В., Остарковой И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
открытое акционерное общество Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" (далее - ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго") и гр. Рубан З.А. обратились в Ростовский областной суд с заявлениями о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29 июля 2014 г. N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" (далее - постановление от 29 июля 2014 г. N 39/8).
Указанным постановлением установлен единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории города Таганрога в размере 0,0206 Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома, норматив применяется в течение отопительного периода 2014 - 2015 годов.
По мнению заявителей, постановление от 29 июля 2014 г. N 39/8 не соответствует положениям подпункта "д" пункта 4 и пункта 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, поскольку норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен без дифференциации применительно к этажности жилых домов.
Решением Ростовского областного суда от 19 ноября 2014 г. требования заявителей удовлетворены, оспариваемое постановление признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с решением суда, Региональная служба по тарифам Ростовской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В силу пункта 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Основанием для определения и введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в Ростовской области послужило постановление Правительства Ростовской области от 16 февраля 2014 г. N 431 "О применении в Ростовской области порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", согласно которому Региональной службой по тарифам Ростовской области в срок до 1 августа 2014 г. должны быть установлены и введены в действие нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Согласно заключению по делу N 40/1255/19.03.2014 об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещений по муниципальному образованию "Город Таганрог" Ростовской области определен единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению с применением расчетного метода в размере 0,0206 Гкал на 1 кв. м.
В обоснование невозможности применения метода аналогов регулирующий орган указывает на отсутствие результатов измерений объема потребления тепловой энергии на отопление общедомовыми приборами учета, установленными в многоквартирных домах, а также на наличие в таких домах нежилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, что не отвечает условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Между тем, как следует из материалов дела, по состоянию на 1 апреля 2014 г. на территории города Таганрога 1 146 домов подключены к центральной системе отопления, из них 830 домов не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, 316 домов оборудованы общедомовыми приборами учета, следовательно, возможность определения представительности выборки у тарифного органа имелась.
В своем отзыве региональная служба по тарифам указывает, что принимались меры по формированию объема выборки многоквартирных домов, запрашивались сведения о месячном расходе тепловой энергии и другие данные по многоквартирным домам или жилым домам, имеющим аналогичные конструктивные и технические параметры.
Однако такие данные МУП "Бюро технической инвентаризации" г. Таганрога не представлены.
Неприменение метода аналогов возможно по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки, однако сведения о наличии (отсутствии) таких приборов учета в управляющих компаниях, товариществах собственников жилья, ресурсоснабжающих организациях, статистических органах и иных органах тарифным органом не запрашивались, в связи с чем применение расчетного метода необоснованно.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 19 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Ростовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)