Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2015 N 08АП-9778/2015 ПО ДЕЛУ N А46-5411/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2015 г. N 08АП-9778/2015

Дело N А46-5411/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9778/2015) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23 июля 2015 года по делу N А46-5411/2015 (судья Третинник М.А.), принятое по заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - ЖЭУ N 3" (ИНН 5501242909) к Государственной жилищной инспекции Омской области о признании недействительным предписания от 26.03.2015 N 05-02-14/35,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - Шаповалова Юлия Анатольевна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 06.04.2015 сроком действия до 31.12.2015;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - ЖЭУ N 3" - Яновская Марина Геннадьевна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 28.10.2014 сроком действия три года;

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "УК "Наш дом - ЖЭУ N 3" (далее по тексту - ООО "УК "Наш дом - ЖЭУ N 3", Общество, Управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - Инспекция) о признании недействительным предписания от 26.03.2015 N 05-02/14/35 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2015 по делу N А46-5411/2015 требования заявителя удовлетворены ввиду незаконности оспариваемого предписания.
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 23.07.2015 по делу N А46-5411/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указала, что, во-первых, является неправильной ссылка суда первой инстанции на Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, которым утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку договоры управления многоквартирными домами N 25 по ул. Заозерная, N 25 корпус 2 по ул. Заозерная, N 14 по улице Тюленина были заключены 23.10.2012, следовательно, действие указанного Постановления не распространяется на данные правоотношения. Во-вторых, Общество неправомерно, в отсутствие положительного решения собственников помещений многоквартирных домов по вопросу размера платы за содержание и ремонт жилого дома помещения, произвело изменение платы за содержание и ремонт жилых помещений с 01.01.2015, применив положения Постановления Администрации города Омска N 1660-п от 27.11.2014 "О плате за содержание и ремонт жилого помещения".
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Учреждения в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
26.03.2015 Инспекцией проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении ООО УК "Наш дом-ЖЭУ N 3". В ходе проведения мероприятия было выявлено нарушение Обществом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, о чем составлен акт проверки 05-03-14/99 от 26.03.2015, в котором зафиксировано следующее.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 25 корп. 2 по улице Заозерная от 18.12.2014 установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения на 2015 год в размере 16, 20 руб. за 1 кв. м.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 25 по улице Заозерная N 4 от 18.12.2014 установлена плата за содержание, и ремонт жилого Ношения на 2015 год в размере 16,20 руб. за 1 кв. м.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 14 по улице Тюленина от 18.12.2014 установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения на 2015 год в размере 16,20 руб. за 1 кв. м и 17,51 (кирпичная вставка) руб. за 1 кв. м.
Между тем, Инспекцией установлено, что ООО УК "Наш дом-ЖЭУ N 3" в отношении указанных многоквартирных домов (далее также - МКД) применяет размер платы 21,68 руб. за 1 кв. м (22,49 руб. за 1 кв. м в отношении кирпичной вставки к МКД N 14 по улице Тюленина) за содержание и ремонт жилого помещения, установленной Постановлением Администрации города Омска от 27.11.2014 N 1660-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения".
Инспекция сделала вывод о том, что указанное свидетельствует о нарушении части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ООО "УК "Наш дом-ЖЭУ N 3" Инспекцией было выдано предписание N 05-02-14/35 от 26.03.2015, в котором Обществу было предписано устранить нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно производить начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2015 год, указанных многоквартирных домов, в соответствии с решениями общих собраний собственников указанных многоквартирных домов. Также Обществу было предписано в срок до 08.05.2015 произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01.01.2015 собственникам многоквартирных домов N 25 по улице Заозерная, N 25 корпус 2 по улице Заозерная, N 14 по улице Тюленина в соответствии с требованиями законодательства.
ООО "УК "Наш дом-ЖЭУ N 3", полагая, что данное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2015 по делу N А46-5411/2015 требования заявителя удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Инспекцией в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было указано, Обществом оспаривается предписание от 26.03.2015 N 05-02/14/35 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 данной статьи установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 1.2 данной нормы установлено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в частности, в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, между Обществом и собственниками указанных МКД 23.10.2012 были заключены договоры управления многоквартирными домами.
В силу пунктов 3.2.1 данных договоров управляющая компания обязана осуществлять управление многоквартирным домом, предоставлять услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД с надлежащим качеством и с соблюдением установленных действующим законодательством правил и норм, ГОСТов стандартов, а также соблюдением условий договора. Перечень услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определен в приложении N 2 к договору, являющегося его неотъемлемой частью. Указанный перечень может быть изменен решением общего собрания собственников помещений с учетом предложений управляющей компании, а также обязательными для исполнения предписаниями органов государственного надзора и контроля, возмещением собственниками затрат, связанных с исполнением выданных предписаний.
В приложениях N 2 к договорам управления МКД определен перечень услуг многоквартирных домов, обязанность по предоставлению которых возложена на управляющую компанию.
28.11.2014 Общество представило собственникам помещений МКД предложения об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов на 2015 год.
Решениями общих собраний собственников помещений МКД, проведенных в форме заочного голосования (протоколы от 18.12.2014), установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 16,20 руб. за 1 кв. м (17,51 руб. за 1 кв. м в отношении кирпичной вставки к МКД N 14 по улице Тюленина).
Собственники помещений указанных МКД, голосуя против предложенного управляющей компанией размера платы (17,42 и 18,82 руб. за 1 кв. м), утвердили размер платы в указанном размер за счет исключения услуг по статьям 2.3.4 (дератизация, дезинсекция), 2.3.10 (уборка и выкашивание газонов), 2.3.7 (организация мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации).
Между тем, указанные услуги содержатся в перечне услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Суд первой инстанции правомерно указал, что исключение указанных услуг из числа оказываемых управляющей организацией в рамках заключенных договоров управления МКД является недопустимым, поскольку в этом случае не будет обеспечено надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о неприменении к спорным правоотношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами N 25 по ул. Заозерная, N 25 корпус 2 по ул. Заозерная, N 14 по улице Тюленина до вступления указанного постановления в законную силу - 23.10.2012.
Так, в силу пункта 2 указанного постановления соответствующий перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, дата заключения данных договоров не имеет значения.
Кроме того, в силу вышеуказанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.
Установление платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.
При проведении мероприятия по контролю Инспекция пришла к выводу о неправомерности применения ООО УК "Наш дом-ЖЭУ N 3" размера платы за содержание и ремонт жилых помещений вышеуказанных домов на основании Постановления Администрации города Омска от 27.11.2014 N 1660-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения".
Однако, в данном случае пунктом 5.3 договоров установлено, что в случае принятия общим собранием собственников решения о не утверждении платы за жилье в размере предложенном Управляющей компанией и (или) утверждения размера платы в меньшем размере, для начисления суммы ежемесячной оплаты за предоставляемые по договору услуги и работы с 1-го января следующего года применяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемый органами местного самоуправления.
Следовательно, ООО УК "Наш Дом - ЖЭУ N 3", руководствуясь указанными условиями договоров управления МКД, начиная с 01.01.2015 года обоснованно производило начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании Постановления Администрации города Омска N 1660-п от 27.11.2014 "О плате за содержание и ремонт жилого помещения".
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Инспекция, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23 июля 2015 года по делу N А46-5411/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)