Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре О.
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению Р., Г.С., М., К., Ф., Ч., Ш., Щ., Г.А., А., Б.М. о признании частично недействующим постановления министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 года N 112-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск",
установил:
постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 года N 112-пн утверждены определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск", согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему постановлению (пункт 1).
Установлено, что приложение N 1 к настоящему постановлению вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года по 25 апреля 2013 года включительно, и применяется в целях проведения перерасчета платы граждан за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды; приложение N 2 к настоящему постановлению вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 26 апреля 2013 года по 14 мая 2013 года включительно, и применяется в целях проведения перерасчета платы граждан за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды (пункт 2).
В приложении N 1 приведены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в месяц) для многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем: для 3-этажных домов показатели "0,201" (по холодному водоснабжению), "0,138" (по горячему водоснабжению), "0,339" (по водоотведению); соответственно для 5-этажных домов - показатели "0,269", "0,181", "0,450"; для 8 - 9-этажных домов - показатели "0,263", "0,173", "0,436".
В пункте 3 приложения N 2 для 3-этажных домов соответствующие показатели составили "0,035", "0,035", "0", для 5-ти домов показатели - "0,037", "0,037", "0"; для 9-этажных домов показатели - "0,026", "0,026", "0".
Текст постановления официально опубликован в печатном издании "Волна" N 33, 27 августа 2013 года. Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу.
Заявители обратились в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими указанных положений, ссылаясь на их противоречие статьям 6, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Считают, что принятие нормативного акта, распространяющего свое действие на прошлое время и ухудшающее положение потребителей, недопустимо. Установленные в приложении N 1 и в приложении N 2 нормативы отличаются более чем в 200 раз, что свидетельствует о нарушении их расчета.
Заявители в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте как предварительного, так и основного судебного заседания по указанным в заявлении адресам. Запрошенных письменных пояснений не направили, согласия на уведомление посредством СМС-сообщения не дали.
В судебном заседании представитель заявителя Р. - Б.Д. заявленные требования поддержал.
Представители министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Х.В., Х.О. не согласились с заявленными требованиями, указав, что оспариваемые нормативы утверждены уполномоченным органом на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, в соответствии с формулами N 26 дифференцированно к разным периодам регулирования.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление в части приложения N 1, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды, установленные для 3-, 5-, 8 - 9-этажных многоквартирных и жилых домов, оборудованных системами горячего и холодного водоснабжения с ваннами (1500 мм и более) и душем, затрагивает права и законные интересы заявителей, поскольку они проживают в домах с вышеуказанными характеристиками, перерасчет платы за указанные коммунальные услуги должен производиться в соответствии с утвержденными нормативами.
Учитывая направленность правового регулирования оспариваемого акта, не указание в нем срока (периода), в который надлежит произвести перерасчет платы гражданам за коммунальные услуги, отсутствие данных об отмене названного нормативного правового акта следует признать его действующим, подлежащим проверке по правилам главы 24 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
В Архангельской области такими полномочиями наделено министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг в домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск", применен расчетный метод ввиду отсутствия возможности применения метода аналогов, что подтверждается материалами дела и соответствует пункту 22 Правил.
В соответствии с пунктом 13 Правил нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.
Как установлено по делу, при расчете оспариваемых нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в приложении N 1 к постановлению от 20 августа 2013 года N 112-пн, была использована формула N 26 (пункт 27 приложения к Правилам в первоначальной редакции)
В
(-------------------------------- + 0,0903) x K
одн 4,3
N = -----------------------------------------------
В ои
S
Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" пункт 27 приложения к Правилам изменен, установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле N 26
одн K
N = 0,09 x ---,
в ои
S
где:
одн
N - норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему)
В
водоснабжению (куб. м в месяц на 1 человека), определяемый в соответствии с
- пунктами 23 - 26 настоящего документа;
- 0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека);
- K - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
- ои
S - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в
многоквартирных домах (кв. м).
Установлено, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 в вышеуказанной части подлежало вступлению в силу через 7 дней со дня официального опубликования, было опубликовано в печатном издании "Российская газета" N 86, 19 апреля 2013 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации надлежало до 1 июня 2013 года обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим Постановлением.
Таким образом, на дату принятия министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области постановления от 20 августа 2013 года N 112-пн расчеты оспариваемых нормативов не могли производиться по формуле N 26, приведенной в пункте 27 приложения к Правилам в их первоначальной редакции. Данная формула фактически не действовала в силу издания более позднего акта.
В этой связи не может быть признан состоятельным довод заинтересованного лица о том, что при регулировании правоотношений, возникших с 1 сентября 2012 года по 25 апреля 2013 года включительно, в целях проведения перерасчета платы за коммунальные услуги следовало руководствоваться Правилами в редакции, действовавшей в указанный период, с учетом вынесенного судебного решения о признании частично недействующим нормативного правового акта.
По настоящему делу установлено, что определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2013 года по делу N 1-АПГ13-2 отменено решение Архангельского областного суда от 5 февраля 2013 года, принято новое решение, которым признано недействующим с момента его принятия постановление министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года N 11-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск" (в редакции от 25 декабря 2012 года) в части утверждения нормативов на общедомовые нужды на холодное водоснабжение "0,205" - пункт 3, строка 3, столбец 4; "0,275" - пункт 3, строка 5, столбец 4; "0,269" - пункт 3, строка 8-9, столбец 4; "0,254" - пункт 3, строка 12, столбец 4; на горячее водоснабжение "0,138" - пункт 3 строка 3, столбец 6; "0,181" - пункт 3, строка 5, столбец 6; "0,173" - пункт 3, строка 8-9, столбец 6; "0,161" - пункт 3 строка 12, столбец 6; на водоотведение "0,343" - пункт 3, строка 3, столбец 8; "0,456" - пункт 3, строка 5, столбец 8; "0,442" - пункт 3, строка 8-9 столбец 8; "0,415" - пункт 3, строка 12, столбец 8 Приложения.
Как следует из частей 3 и 4 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Таким образом, признание недействующим в судебном порядке нормативного правового акта обеспечивает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, но не может предопределять, каким законом или подзаконным актом следует руководствоваться уполномоченному органу субъекта Российской Федерации при новом правовом регулировании, тем более по вопросу действия подзаконного акта во времени.
Что касается оспариваемых нормативов, приведенных в приложении N 2 к постановлению от 20 августа 2013 года N 112-пн, то их расчет произведен по формуле N 26 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344).
Данные о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определялся норматив, а также об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, заинтересованным лицом представлены. Каких-либо нарушений в расчетах или фактов использования недостоверных данных судом не установлено.
Распространение действия указанных нормативов на правоотношения, возникшие с 26 апреля по 14 мая 2013 года, соответствует пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые нормативы, приведенные в приложении N 1 к постановлению от 20 августа 2013 года N 112-пн, следует признать недействующими, поскольку они противоречат федеральному законодательству, их применение нарушает права граждан, плательщиков коммунальных платежей в г. Северодвинске.
Суд полагает признать их недействующими со дня вступления в силу - 27 августа 2013 года, поскольку оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в названной части недействующим с иного времени судом не установлено.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные Р. судебные расходы в сумме <...> рублей в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Р., Г.С., М., К., Ф., Ч., Ш., Щ., Г.А., А., Б.М. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления его в силу постановление министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 года N 112-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск" в части утверждения нормативов на общедомовые нужды: для 3-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,201", "0,138", "0,339"; для 5-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,269", "0,181", "0,450"; для 8 - 9-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,263", "0,173", "0,436".
В остальной части заявителям в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в пользу Р. судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд <...> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья
Н.Б.ГУДУШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N 3-82
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N 3-82
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре О.
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению Р., Г.С., М., К., Ф., Ч., Ш., Щ., Г.А., А., Б.М. о признании частично недействующим постановления министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 года N 112-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск",
установил:
постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 года N 112-пн утверждены определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск", согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему постановлению (пункт 1).
Установлено, что приложение N 1 к настоящему постановлению вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года по 25 апреля 2013 года включительно, и применяется в целях проведения перерасчета платы граждан за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды; приложение N 2 к настоящему постановлению вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 26 апреля 2013 года по 14 мая 2013 года включительно, и применяется в целях проведения перерасчета платы граждан за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды (пункт 2).
В приложении N 1 приведены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в месяц) для многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем: для 3-этажных домов показатели "0,201" (по холодному водоснабжению), "0,138" (по горячему водоснабжению), "0,339" (по водоотведению); соответственно для 5-этажных домов - показатели "0,269", "0,181", "0,450"; для 8 - 9-этажных домов - показатели "0,263", "0,173", "0,436".
В пункте 3 приложения N 2 для 3-этажных домов соответствующие показатели составили "0,035", "0,035", "0", для 5-ти домов показатели - "0,037", "0,037", "0"; для 9-этажных домов показатели - "0,026", "0,026", "0".
Текст постановления официально опубликован в печатном издании "Волна" N 33, 27 августа 2013 года. Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу.
Заявители обратились в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими указанных положений, ссылаясь на их противоречие статьям 6, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Считают, что принятие нормативного акта, распространяющего свое действие на прошлое время и ухудшающее положение потребителей, недопустимо. Установленные в приложении N 1 и в приложении N 2 нормативы отличаются более чем в 200 раз, что свидетельствует о нарушении их расчета.
Заявители в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте как предварительного, так и основного судебного заседания по указанным в заявлении адресам. Запрошенных письменных пояснений не направили, согласия на уведомление посредством СМС-сообщения не дали.
В судебном заседании представитель заявителя Р. - Б.Д. заявленные требования поддержал.
Представители министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Х.В., Х.О. не согласились с заявленными требованиями, указав, что оспариваемые нормативы утверждены уполномоченным органом на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, в соответствии с формулами N 26 дифференцированно к разным периодам регулирования.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление в части приложения N 1, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды, установленные для 3-, 5-, 8 - 9-этажных многоквартирных и жилых домов, оборудованных системами горячего и холодного водоснабжения с ваннами (1500 мм и более) и душем, затрагивает права и законные интересы заявителей, поскольку они проживают в домах с вышеуказанными характеристиками, перерасчет платы за указанные коммунальные услуги должен производиться в соответствии с утвержденными нормативами.
Учитывая направленность правового регулирования оспариваемого акта, не указание в нем срока (периода), в который надлежит произвести перерасчет платы гражданам за коммунальные услуги, отсутствие данных об отмене названного нормативного правового акта следует признать его действующим, подлежащим проверке по правилам главы 24 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
В Архангельской области такими полномочиями наделено министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг в домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск", применен расчетный метод ввиду отсутствия возможности применения метода аналогов, что подтверждается материалами дела и соответствует пункту 22 Правил.
В соответствии с пунктом 13 Правил нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.
Как установлено по делу, при расчете оспариваемых нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в приложении N 1 к постановлению от 20 августа 2013 года N 112-пн, была использована формула N 26 (пункт 27 приложения к Правилам в первоначальной редакции)
В
(-------------------------------- + 0,0903) x K
одн 4,3
N = -----------------------------------------------
В ои
S
Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" пункт 27 приложения к Правилам изменен, установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле N 26
одн K
N = 0,09 x ---,
в ои
S
где:
одн
N - норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему)
В
водоснабжению (куб. м в месяц на 1 человека), определяемый в соответствии с
- пунктами 23 - 26 настоящего документа;
- 0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека);
- K - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
- ои
S - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в
многоквартирных домах (кв. м).
Установлено, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 в вышеуказанной части подлежало вступлению в силу через 7 дней со дня официального опубликования, было опубликовано в печатном издании "Российская газета" N 86, 19 апреля 2013 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации надлежало до 1 июня 2013 года обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим Постановлением.
Таким образом, на дату принятия министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области постановления от 20 августа 2013 года N 112-пн расчеты оспариваемых нормативов не могли производиться по формуле N 26, приведенной в пункте 27 приложения к Правилам в их первоначальной редакции. Данная формула фактически не действовала в силу издания более позднего акта.
В этой связи не может быть признан состоятельным довод заинтересованного лица о том, что при регулировании правоотношений, возникших с 1 сентября 2012 года по 25 апреля 2013 года включительно, в целях проведения перерасчета платы за коммунальные услуги следовало руководствоваться Правилами в редакции, действовавшей в указанный период, с учетом вынесенного судебного решения о признании частично недействующим нормативного правового акта.
По настоящему делу установлено, что определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2013 года по делу N 1-АПГ13-2 отменено решение Архангельского областного суда от 5 февраля 2013 года, принято новое решение, которым признано недействующим с момента его принятия постановление министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года N 11-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск" (в редакции от 25 декабря 2012 года) в части утверждения нормативов на общедомовые нужды на холодное водоснабжение "0,205" - пункт 3, строка 3, столбец 4; "0,275" - пункт 3, строка 5, столбец 4; "0,269" - пункт 3, строка 8-9, столбец 4; "0,254" - пункт 3, строка 12, столбец 4; на горячее водоснабжение "0,138" - пункт 3 строка 3, столбец 6; "0,181" - пункт 3, строка 5, столбец 6; "0,173" - пункт 3, строка 8-9, столбец 6; "0,161" - пункт 3 строка 12, столбец 6; на водоотведение "0,343" - пункт 3, строка 3, столбец 8; "0,456" - пункт 3, строка 5, столбец 8; "0,442" - пункт 3, строка 8-9 столбец 8; "0,415" - пункт 3, строка 12, столбец 8 Приложения.
Как следует из частей 3 и 4 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Таким образом, признание недействующим в судебном порядке нормативного правового акта обеспечивает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, но не может предопределять, каким законом или подзаконным актом следует руководствоваться уполномоченному органу субъекта Российской Федерации при новом правовом регулировании, тем более по вопросу действия подзаконного акта во времени.
Что касается оспариваемых нормативов, приведенных в приложении N 2 к постановлению от 20 августа 2013 года N 112-пн, то их расчет произведен по формуле N 26 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344).
Данные о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определялся норматив, а также об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, заинтересованным лицом представлены. Каких-либо нарушений в расчетах или фактов использования недостоверных данных судом не установлено.
Распространение действия указанных нормативов на правоотношения, возникшие с 26 апреля по 14 мая 2013 года, соответствует пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые нормативы, приведенные в приложении N 1 к постановлению от 20 августа 2013 года N 112-пн, следует признать недействующими, поскольку они противоречат федеральному законодательству, их применение нарушает права граждан, плательщиков коммунальных платежей в г. Северодвинске.
Суд полагает признать их недействующими со дня вступления в силу - 27 августа 2013 года, поскольку оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в названной части недействующим с иного времени судом не установлено.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные Р. судебные расходы в сумме <...> рублей в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Р., Г.С., М., К., Ф., Ч., Ш., Щ., Г.А., А., Б.М. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления его в силу постановление министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 года N 112-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск" в части утверждения нормативов на общедомовые нужды: для 3-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,201", "0,138", "0,339"; для 5-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,269", "0,181", "0,450"; для 8 - 9-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,263", "0,173", "0,436".
В остальной части заявителям в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в пользу Р. судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд <...> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья
Н.Б.ГУДУШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)