Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказ уполномоченного органа мотивирован тем, что не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кондратюк О.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.
при секретаре С.,
рассмотрела 17 декабря 2014 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 25 сентября 2014 г., которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-12166 от 14.07.2014 г. в предоставлении Щ. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить Щ. земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части иска Щ. отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя истца - Т., судебная коллегия
установила:
Щ. обратилась с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми N И-21-01-09-12166 от 14.07.2014 года в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Указала, что имеет вторую группу инвалидности. В соответствии ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" она обратилась в ДЗО администрации г. Перми с заявлением предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, на что Департамент ответил отказом, что она считает незаконным. Просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления ей в аренду указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1). Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ч. 14).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Щ. является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию.
Ей на праве собственности принадлежит квартира по адресу <...>, общей площадью 42,2 кв. м, где зарегистрированы члены ее семьи, всего зарегистрировано 4 человека.
Ни истец, ни члены ее семьи прав собственности либо пользования в отношении других жилых помещений не имеют.
Щ. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 242 кв. м по ул. <...> г. Перми (кадастровый номер <...>) для индивидуального жилищного строительства.
Письмом начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14.07.2014 г. N И-21-01-09-12166 в удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что в настоящее время в Пермском крае не разработан (отсутствует) порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь выше приведенным материальным законом, пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми является незаконным, поскольку истец, будучи инвалидом, обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы, то есть нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Частично удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок, суд обоснованно отметил, что из ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не следует право истца требовать предоставления земельного участка по своему выбору, в данном случае - по ул. <...> г. Перми.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности истцом нуждаемости в улучшении жилищных условий, отсутствии сведений о постановке истца в таком качестве на учет, не указывают на незаконность решения суда.
В данном случае, исходя из общей площади принадлежащей истцу квартиры (42,2 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в ней (4 человека), на истца приходится 10,55 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы. Данное юридически-значимое обстоятельство правильно было установлено и учтено судом при рассмотрении настоящего гражданского дела. Это обстоятельство само по себе свидетельствует о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, не требуя иного подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств отсутствия отчужденных объектов недвижимости за последние 5 лет, опровергаются материалами дела, где имеются справки из ЕГРП на всех членов семьи истца, где указано на отсутствие у них на праве собственности иных жилых помещений и земельных участков для индивидуального жилищного строительства за период с 19.05.2009 г. по 19.05.2014 г.
Ссылка в жалобе на то, что испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован, его границы не согласованы со смежными землепользователями, не имеют правового значения. Обязанность по предоставлению истцу испрашиваемого им земельного участка суд на ответчика не возложил. В рамках исполнения решения суда у ответчика есть возможность передать истцу в аренду иной земельный участок, отвечающий требованиям, предъявляемым законом к нему, как к предмету аренды.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 25 сентября 2014 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11740
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказ уполномоченного органа мотивирован тем, что не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-11740
Судья Кондратюк О.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.
при секретаре С.,
рассмотрела 17 декабря 2014 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 25 сентября 2014 г., которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-12166 от 14.07.2014 г. в предоставлении Щ. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить Щ. земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части иска Щ. отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя истца - Т., судебная коллегия
установила:
Щ. обратилась с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми N И-21-01-09-12166 от 14.07.2014 года в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Указала, что имеет вторую группу инвалидности. В соответствии ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" она обратилась в ДЗО администрации г. Перми с заявлением предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, на что Департамент ответил отказом, что она считает незаконным. Просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления ей в аренду указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1). Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ч. 14).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Щ. является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию.
Ей на праве собственности принадлежит квартира по адресу <...>, общей площадью 42,2 кв. м, где зарегистрированы члены ее семьи, всего зарегистрировано 4 человека.
Ни истец, ни члены ее семьи прав собственности либо пользования в отношении других жилых помещений не имеют.
Щ. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 242 кв. м по ул. <...> г. Перми (кадастровый номер <...>) для индивидуального жилищного строительства.
Письмом начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14.07.2014 г. N И-21-01-09-12166 в удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что в настоящее время в Пермском крае не разработан (отсутствует) порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь выше приведенным материальным законом, пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми является незаконным, поскольку истец, будучи инвалидом, обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы, то есть нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Частично удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок, суд обоснованно отметил, что из ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не следует право истца требовать предоставления земельного участка по своему выбору, в данном случае - по ул. <...> г. Перми.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности истцом нуждаемости в улучшении жилищных условий, отсутствии сведений о постановке истца в таком качестве на учет, не указывают на незаконность решения суда.
В данном случае, исходя из общей площади принадлежащей истцу квартиры (42,2 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в ней (4 человека), на истца приходится 10,55 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы. Данное юридически-значимое обстоятельство правильно было установлено и учтено судом при рассмотрении настоящего гражданского дела. Это обстоятельство само по себе свидетельствует о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, не требуя иного подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств отсутствия отчужденных объектов недвижимости за последние 5 лет, опровергаются материалами дела, где имеются справки из ЕГРП на всех членов семьи истца, где указано на отсутствие у них на праве собственности иных жилых помещений и земельных участков для индивидуального жилищного строительства за период с 19.05.2009 г. по 19.05.2014 г.
Ссылка в жалобе на то, что испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован, его границы не согласованы со смежными землепользователями, не имеют правового значения. Обязанность по предоставлению истцу испрашиваемого им земельного участка суд на ответчика не возложил. В рамках исполнения решения суда у ответчика есть возможность передать истцу в аренду иной земельный участок, отвечающий требованиям, предъявляемым законом к нему, как к предмету аренды.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 25 сентября 2014 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)