Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2014 ПО ДЕЛУ N 3-55/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу N 3-55/2014


14 августа 2014 года Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.,
при секретаре Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Челябинске в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта Правительства Челябинской области и
установил:

прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта Правительства Челябинской области и просил, с учетом заявления об изменении заявленных требований, признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты 4 и 5 пункта 2, подпункты 1 и 2 пункта 6 Порядка выплаты региональным оператором и (или) владельцем специального счета средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 25 декабря 2013 года N 556-п, и возложить на Правительство Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете "Южноуральская панорама" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал на противоречие подпунктов 4 и 5 пункта 2 оспариваемого Порядка положениям ч. 2 ст. 174 и ст. 184 Жилищного кодекса РФ, поскольку они допускают выплату средств фонда капитального ремонта не во всех случаях изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных или муниципальных нужд, а только в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Подпункт 1 пункта 6 противоречит федеральному закону во взаимосвязи с подпунктами 4 и 5 пункта 2 оспариваемого Порядка. Подпункт 2 пункта 6 оспариваемого Порядка устанавливает в качестве основания для отказа заявителю в предоставлении выплаты выявление недостоверных сведений, при этом критерии определения достоверности документов в оспариваемом Порядке... не предусмотрены, что устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, широту дискреционных полномочий в связи с неопределенностью условий и оснований принятия решения. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 данные обстоятельства отнесены к коррупциогенным факторам.
В судебном заседании старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Челябинской области Р. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Челябинской области Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласился и указал на то, что оспариваемые нормы не противоречат действующему законодательству и не устанавливают необоснованно широкие пределы усмотрения, широту дискреционных полномочий в связи с неопределенностью условий и оснований принятия решения. Порядок... регулирует вопросы получения денежных средств собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме, в отношении которого органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение об изъятии помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд в силу признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Вопросы предоставления выплат во всех других случаях изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных или муниципальных нужд будет урегулирован в другом нормативном правовом акте. Недостоверность содержащихся в документах сведений означает несоответствие указанных сведений действительности, указанные требования к сведениям не являются оценочными и необходимость в определении дополнительных критериев для установления достоверности содержащихся в представленных заявителем документах отсутствует.
Выслушав объяснения прокурора Р., поддержавшей доводы заявления, возражения представителя заинтересованного лица Правительства Челябинской области Д., проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором Челябинской области требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пунктам "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Челябинской области от 26 декабря 2013 года N 556-П утвержден Порядок выплаты региональным оператором и (или) владельцем специального счета средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории Челябинской области (далее - оспариваемый Порядок...). Нормативный правовой акт опубликован в газете "Южноуральская панорама", N 25, от 25.02.2014 г., являющейся официальным печатным изданием для опубликования нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Челябинской области.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) за органами государственной власти субъекта Российской Федерации закреплено полномочие по принятию нормативных правовых актов, которыми устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных ЖК РФ.
Пунктом 1 Порядка выплаты региональным оператором и (или) владельцем специального счета средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории Челябинской области предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает правила и условия выплаты региональным оператором и (или) владельцем специального счета за счет средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории Челябинской области, в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в данном многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Челябинской области или муниципальному образованию Челябинской области.
Подпунктами 4 и 5 пункта 2 оспариваемого Порядка... предусмотрено, что для получения выплаты за счет средств фонда капитального ремонта собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в отношении которого органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение об изъятии помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, представляет региональному оператору и (или) владельцу специального счета копию заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и копию распоряжения, принятого соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти Челябинской области, органом местного самоуправления муниципального образования Челябинской области о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пункт 6 оспариваемого Порядка... предусматривает, что в предоставлении выплаты собственнику отказывается в случае:
- - непредставления (представления не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (подпункт 1);
- - при выявлении в представленных документах недостоверных или неполных сведений (подпункт 2).
Постановление Правительства Челябинской области от 25.12.2013 года N 556-П "О Порядке выплаты региональным оператором и (или) владельцем специального счета средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории Челябинской области" разработано в целях реализации статьи 167 ЖК РФ, статьи 12 Закона Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области".
Из анализа пункта 1 Порядка и части 2 статьи 174 ЖК РФ следует, что оспариваемый пункт 1 воспроизводит часть текста части 2 статьи 174 ЖК РФ - "в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в данном многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации (произведена замена на Челябинской области) или муниципальному образованию".
Подпунктами 4 и 5 пункта 2 Порядка для получения денежных средств собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в отношении которого органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение об изъятии помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, обязан представить региональному оператору и (или) владельцу специального счета копию заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также копию распоряжения, принятого соответствующим федеральным органом исполнительной власти Челябинской области, органом местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Порядка непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка является основанием для отказа в предоставлении выплаты собственнику. Следовательно, непредставление документов, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 оспариваемого Порядка..., является основанием для отказа собственникам помещений в многоквартирном доме в предоставлении выплаты средств за счет фонда капитального ремонта.
Таким образом, положения Порядка не предусматривают возможность выплаты средств фонда капитального ремонта в случае, если изъятию для государственных (муниципальных) нужд подлежит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, непризнанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Оспариваемый Порядок не предусматривает каких-либо положений, позволяющих расходование средств специального счета фонда капитального ремонта на цели, не предусмотренные ч. 2 ст. 174 ЖК РФ.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что анализ оспариваемых положений, содержащихся в подпунктах 4 и 5 пункта 2 и подпункте 1 пункта 6 оспариваемого Порядка..., а также положений оспариваемого нормативного правового акта в целом, позволяет сделать вывод о том, что данный нормативный правовой акт не предусматривает возможности выплаты средств фонда капитального ремонта во всех случаях изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных или муниципальных нужд.
Однако это обстоятельство не свидетельствует о том, что оспариваемые прокурором положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону.
В соответствии со статьей 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливаются порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В исполнение федерального законодательства принят Закон Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области", статья 12 которого предусматривает, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с Жилищным кодексом РФ по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме.
Порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома устанавливается Правительством Челябинской области.
В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Челябинской области или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.
Порядок выплаты региональным оператором и (или) владельцем специального счета средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме устанавливается Правительством Челябинской области.
Постановлением Правительства Челябинской области от 25 декабря 2013 г. N 557-П утвержден Порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома, расположенного на территории Челябинской области, который установил правила и условия использования в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 Жилищного кодекса РФ средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома, расположенного на территории Челябинской области, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу (далее именуется - многоквартирный дом), по решению собственников помещений в многоквартирном доме.
















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)