Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2014 ПО ДЕЛУ N А33-21655/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу N А33-21655/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "05" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Дирекция эксплуатации зданий" администрации поселка Тура
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2014 года по делу N А33-21655/2013, принятое судьей Чурилиной Е.М.,

установил:

муниципальное казенное учреждение "Дирекция эксплуатации зданий" администрации поселка Тура (далее - МКУ "Дирекция эксплуатации зданий", учреждение, заявитель, ИНН 8801012500, ОГРН 1048800003120) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и контроля Красноярского края (далее - служба, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.10.2013 N 1340-ж/13.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, ссылается на то, что не извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем заявителем указано в дополнении от 30.01.2014 N 211.
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru, служба представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
С целью осуществления государственного регионального жилищного надзора за соблюдением требований по использованию и сохранности жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в связи с поступившим обращением (N 02-08/4898 от 11.09.2013) о нарушении прав потребителей при предоставлении жилищных услуг должностным лицом административного органа на основании приказа руководителя службы от 24.09.2013 N 4362-ж проведена внеплановая выездная проверка технического состояния многоквартирных домов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, а также по соблюдению учреждением обязательных требований правовых актов по управлению и содержанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, пгт. Тура, ул. Кочечумская, д. 22.
В ходе проведения проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 30.09.2013 N 52, согласно которому в двухэтажном доме, расположенном по адресу: пгт. Тура, УЛ. Кочечумская, д. 22 (в районе квартир N N 5 и 6 подъезда N 1) выявлено ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, а именно: неисправность элементов закрытия электрощита, неисправность (оплавление) медных шин подключения двух автоматических выключателей, наличие налета черного цвета (нагара) на контактах, шинах и изоляции автоматических выключателей электрощита, наличие большого количества отсоединенных элементов кабельных линий в электрощите, отсутствует линейная схема указанного электрощита электроснабжения и жилого дома, неисправность изоляции в распредкоробке системы электроснабжения лестничной клетки второго этажа подъезда N 1 в нарушение требований пунктов 5.6.1 и 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170).
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 02.10.2013 1340- ж/13, отразивший вышеуказанные нарушения.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 21.10.2013 N 1340-ж/13 учреждение привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая, что постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и учреждением не оспаривается.
Довод учреждения о том, что оно не извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем заявителем указано в дополнении от 30.01.2014 N 211, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель учреждения Рукавишников Н.И. извещен в протоколе об административном правонарушении от 02.10.2013 N 1340-ж/13, что подтверждается его подписью об ознакомлении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 21.10.2013 и получением копии протокола.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2013 N 1340-ж/13, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП, по следующим основаниям.
Согласно статье 7.22 КоАП нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3.1 постановления Пленума от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП, суды должны исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Из смысла данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Из материалов дела (в том числе договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за учреждением от 02.12.2008 N 240 в редакции соглашения от 15.07.2009 N 365, положения о МКУ "Дирекция эксплуатации зданий", утвержденного главой администрации п. Тура 14.12.2012) следует, что учреждение осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: пгт. Тура, УЛ. Кочечумская, 22, в том числе осуществляет содержание и ремонт общего имущества указанного дома.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества.
Статьей 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
В соответствии с пунктом 2.1. договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за учреждением от 02.12.2008 учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, целями его деятельности.
Пунктом 3.1 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за учреждением от 02.12.2008 предусмотрено, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества обязуется, в том числе не допускать ухудшения технического состояния имущества, закрепленного за ним настоящим договором, обеспечивать сохранность имущества, использовать имущество, закрепленное за учреждением, для обеспечения своих обязательств перед любыми юридическими и физическими лицами.
Согласно приложению к договору заявителю на праве оперативного управления передан жилой фонд, в том числе многоквартирный жилой дом по адресу: пгт. Тура, УЛ. Кочечумская, 22.
Согласно пункту 2.1 Положения учреждение создано с целью осуществления муниципальных функций в отношении объектов муниципального жилищного фонда п. Тура, переданных учреждению в оперативное управление.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения учреждение вправе осуществлять функции по организации мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту имущества муниципального жилищного фонда п. Тура; предоставлению жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде п. Тура; сохранности и надлежащего использования объектов жилищного фонда п. Тура.
Следовательно, учреждение является лицом, ответственным за содержание жилого многоквартирного дома по вышеуказанному адресу.
Объективная сторона вмененного заявителю административного правонарушения заключается в нарушении правил содержания и ремонта жилого дома.
Пунктом 10 Правил от 13.08.2006 N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Исходя из требований пункта 1.8 Правил от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом (в том числе организацию эксплуатации); техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий (в том числе техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации).
Согласно разделу II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание здания включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Согласно пункту 5.6.1 Правил от 27.09.2003 N 170 эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 5.6.2 Правил от 27.09.2003 N 170 определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обслуживать внутридомовое электрооборудование и внутридомовые электрические сети питания электроприемников общедомовых потребителей и этажные щитки и шкафы, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
Факт нарушения вышеприведенных пунктов Правил от 27.09.2003 N 170, выразившегося в неисправности элементов закрытия электрощита, неисправности (оплавление) медных шин подключения двух автоматических выключателей, наличии налета черного цвета (нагара) на контактах, шинах и изоляции автоматических выключателей электрощита, наличии большого количества отсоединенных элементов кабельных линий в электрощите, отсутствии линейной схемы указанного электрощита электроснабжения и жилого дома, неисправности изоляции в распредкоробке системы электроснабжения лестничной клетки второго этажа подъезда N 1, заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 30.09.2013 N 52, протоколом об административном правонарушении от 02.10.2013 N 1340- ж/13).
Таким образом, в вышеуказанных действиях (бездействии) заявителя содержатся признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП, что заявителем в суде апелляционной инстанции не оспаривается.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательства своевременности принятия необходимых мер по соблюдению вышеуказанных правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда заявителем не представлены, в связи с чем вина учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП, является установленной.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях (бездействии) учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП, в связи чем основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Оспариваемым постановлением административный штраф назначен заявителю в минимальном размере санкции, установленной статьей 7.22 КоАП.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2014 года по делу N А33-21655/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)