Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1594/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2014 по делу N А70-12128/2013 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области об оспаривании постановления от 15.10.2013 N 1335,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" (далее - ООО "УК "Русь", Общество, заявитель, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, Управление, административный орган, ответчик) об оспаривании постановления от 15.10.2013 N 1335 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2014 по делу N А70-12128/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая ООО "УК "Русь" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель отмечает, что положения Правил N 354 в части расчета платы за коммунальную услугу по отоплению вступают в действие с 01.09.2013.
Податель жалобы указал на необходимость применения при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правил N 307, что, по его мнению, также подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2013 N АКПИ12-1630.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В Управление поступило обращение Государственной жилищной инспекции Тюменской области, согласно которому Обществом, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами, в том числе, домом, расположенным по адресу: дом N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова в г. Тюмени, допускается нарушение порядка ценообразования за услугу отопление.
Определением от 18.03.2013 в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
26.06.2013 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в действиях (бездействии) Общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением было вынесено оспариваемое постановление от 15.10.2013 N 1335 по делу об административном правонарушении, согласно которому Общество было привлечено к ответственности на основании части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО "УК "Русь", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.
13.01.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (далее - Правила N 354).
Указанные Правила вступили в силу с 01.09.2012 и согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
При этом довод подателя жалобы, со ссылкой на Постановление Правительства Тюменской области N 371-п "О региональных особенностях использования энергетических ресурсов при оказании коммунальных услуг", о том, что действия данных Правил вступают в силу с 01.09.2013, не принимаются судом апелляционной инстанции. Так, пунктом 5 Постановления Правительства Тюменской области N 371-п прямо указано на обратную силу своего применения, а именно: "действие пункта 1 распространить на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года".
Таким образом, плата за коммунальные услуги с 01.09.2012 подлежит начислению в соответствии с Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.01.2015.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 (редакция, действовавшая в спорный период) установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.
Анализ содержания Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 свидетельствует о том, что в случае непринятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежат применению Правила N 354.
Поскольку не все многоквартирные дома на территории Тюменской области оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, постольку Правительство Тюменской области в целях реализации предоставленного ему права 13.09.2012 года приняло Постановление N 371-п "О региональных особенностях использования энергетических ресурсов при оказании коммунальных услуг", согласно п. 1 которого установлено следующее:
"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов": Применить в Тюменской области до 1 июля 2013 года порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Использовать при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012"
Впоследствии, постановлением Правительства Тюменской области от 13.11.2012 N 467-п в рассматриваемый нормативный акт (в п. 1) регионального Правительства внесено уточнение следующего содержания: "Указанный порядок применить при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления". (Источник публикации Официальный портал органов государственной власти Тюменской области http://wvAv.admtyumen.ru, 16.11.2012, "Тюменская область сегодня", N 220, 30.11.2012, Действие данного документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года).
Пункт 2 также введен постановлением Правительства Тюменской области от 13.11.2012 N 467-п, согласно которому "при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии жилых домах и в оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии многоквартирных домах, в которых во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии, применить порядок, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Таким образом, действие указанных документов не распространяется и не распространялось на многоквартирные дома, с установленными приборами учета тепловой энергии.
В связи с этим при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению в рассматриваемом случае подлежат применению Правила N 354.
Таким образом, ссылки Общества на необходимость применения при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правил N 307 являются несостоятельными.
Указание Обществом на решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2013 N АКПИ12-1630 апелляционной инстанцией не принимаются, поскольку указанное решение не означает возможности применения установленного Правилами N 307 без учета положений Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 утвержден размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, за вычетом объема коммунального ресурса, потребленного в жилых или нежилых помещениях, оснащенных и неоснащенных индивидуальными приборами учета, и распределяться между потребителями пропорционально размеру площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (формулы 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к настоящим Правилам).
Из материалов дела усматривается, что между ООО "УК "Русь" и гражданами, проживающими в квартире N 197 многоквартирного дома N 31 корпус 2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Николая Семенова, заключен договор управления, содержания и ремонта многоквартирного дома от 09.03.2011 N б/н.
Многоквартирный жилой дом N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета холодного и горячего водоснабжения, отопления, квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения.
Начисление размера платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова ООО "УК "Русь" осуществляет самостоятельно.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что за ноябрь, декабрь 2012 года размер платы за коммунальную услугу "отопление" жилого помещения собственнику жилого помещения, площадь которого составляет 90.0 кв. /м., предъявлены Обществом в размере 1702.80 руб. (18.92 руб. /м2 х 90.0 кв. /м.), где - 18.92 руб. стоимость услуги "отопление" 1 кв. м общей площади квартиры.
Административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома N 31 корп. 2 по ул. Н. Семенова г. Тюмени ООО "УК "Русь" выставляет по нормативу, в то время как в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, в редакции, действующей на момент обнаружения правонарушения, такая плата должна распределяться между потребителями пропорционально размеру площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Из объяснений директора ООО "УК "Русь" (исх. N 260 от 21.03.2013) следует, что начисление размера платы жильцам многоквартирного дома N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова, в том числе по квартире N 197 производило в соответствии с п. 21 Правил N 307, при этом многоквартирный дом N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова сдан в эксплуатацию 09.03.2011.
В соответствии с представленными ООО "УК "Русь" (исх. N 561 от 18.06.2013) данными, среднемесячные показания потребления тепловой энергии жилого дома, расположенного по адресу ул. Николая Семенова, д. 31 корпус 2 составили:
- - за ноябрь 2012 года - 343.650 Г кал;
- - за декабрь 2012 года -411.990 Гкал.
В квитанциях за ноябрь, декабрь 2012 года размер платы за коммунальную услугу "отопление" жилого помещения собственнику жилого помещения, площадь которого составляет 90.0 кв. /м., предъявлены в размере 1702.80 руб. (18.92 руб. /м2 х 90.0 кв. /м.), где -18.92 руб. цена 1 кв. м общей площади квартиры.
Однако, согласно расчету административного органа, фактически размер платы за коммунальную услугу "отопление" указанного жилого помещения долен составлять:
- - за ноябрь 2012 года - 1608.70 руб. (343.650 Гкал. (суммарное потребление тепловой энергии по общедомовому прибору учета) х 90 кв. /м. (площадь квартиры): 14586.2 кв. /м. (общая площадь жилых и нежилых помещений) х 758.67 Гкал. (стоимость тепловой энергии за 1Гкал)= 1608.70 руб.;
- - за декабрь 2012 года - 1928.60 руб. (411.9 Гкал х 90 кв. /м: 14586.2 кв. /м х 758.67 Гкал -1928.60 руб.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено. Штраф назначен Постановлением от 15.10.2013 N 1335 в минимальных размерах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, постановление вынесено в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Основания для признания правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ малозначительным не установлены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для отмены оспариваемого постановления от 15.10.2013 N 1335 и удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 АПК РФ уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2014 по делу N А70-12128/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2014 N 08АП-1594/2014 ПО ДЕЛУ N А70-12128/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. N 08АП-1594/2014
Дело N А70-12128/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1594/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2014 по делу N А70-12128/2013 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области об оспаривании постановления от 15.10.2013 N 1335,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" (далее - ООО "УК "Русь", Общество, заявитель, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, Управление, административный орган, ответчик) об оспаривании постановления от 15.10.2013 N 1335 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2014 по делу N А70-12128/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая ООО "УК "Русь" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель отмечает, что положения Правил N 354 в части расчета платы за коммунальную услугу по отоплению вступают в действие с 01.09.2013.
Податель жалобы указал на необходимость применения при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правил N 307, что, по его мнению, также подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2013 N АКПИ12-1630.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В Управление поступило обращение Государственной жилищной инспекции Тюменской области, согласно которому Обществом, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами, в том числе, домом, расположенным по адресу: дом N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова в г. Тюмени, допускается нарушение порядка ценообразования за услугу отопление.
Определением от 18.03.2013 в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
26.06.2013 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в действиях (бездействии) Общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением было вынесено оспариваемое постановление от 15.10.2013 N 1335 по делу об административном правонарушении, согласно которому Общество было привлечено к ответственности на основании части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО "УК "Русь", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.
13.01.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (далее - Правила N 354).
Указанные Правила вступили в силу с 01.09.2012 и согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
При этом довод подателя жалобы, со ссылкой на Постановление Правительства Тюменской области N 371-п "О региональных особенностях использования энергетических ресурсов при оказании коммунальных услуг", о том, что действия данных Правил вступают в силу с 01.09.2013, не принимаются судом апелляционной инстанции. Так, пунктом 5 Постановления Правительства Тюменской области N 371-п прямо указано на обратную силу своего применения, а именно: "действие пункта 1 распространить на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года".
Таким образом, плата за коммунальные услуги с 01.09.2012 подлежит начислению в соответствии с Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.01.2015.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 (редакция, действовавшая в спорный период) установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.
Анализ содержания Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 свидетельствует о том, что в случае непринятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежат применению Правила N 354.
Поскольку не все многоквартирные дома на территории Тюменской области оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, постольку Правительство Тюменской области в целях реализации предоставленного ему права 13.09.2012 года приняло Постановление N 371-п "О региональных особенностях использования энергетических ресурсов при оказании коммунальных услуг", согласно п. 1 которого установлено следующее:
"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов": Применить в Тюменской области до 1 июля 2013 года порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Использовать при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012"
Впоследствии, постановлением Правительства Тюменской области от 13.11.2012 N 467-п в рассматриваемый нормативный акт (в п. 1) регионального Правительства внесено уточнение следующего содержания: "Указанный порядок применить при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления". (Источник публикации Официальный портал органов государственной власти Тюменской области http://wvAv.admtyumen.ru, 16.11.2012, "Тюменская область сегодня", N 220, 30.11.2012, Действие данного документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года).
Пункт 2 также введен постановлением Правительства Тюменской области от 13.11.2012 N 467-п, согласно которому "при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии жилых домах и в оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии многоквартирных домах, в которых во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии, применить порядок, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Таким образом, действие указанных документов не распространяется и не распространялось на многоквартирные дома, с установленными приборами учета тепловой энергии.
В связи с этим при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению в рассматриваемом случае подлежат применению Правила N 354.
Таким образом, ссылки Общества на необходимость применения при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правил N 307 являются несостоятельными.
Указание Обществом на решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2013 N АКПИ12-1630 апелляционной инстанцией не принимаются, поскольку указанное решение не означает возможности применения установленного Правилами N 307 без учета положений Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 утвержден размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, за вычетом объема коммунального ресурса, потребленного в жилых или нежилых помещениях, оснащенных и неоснащенных индивидуальными приборами учета, и распределяться между потребителями пропорционально размеру площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (формулы 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к настоящим Правилам).
Из материалов дела усматривается, что между ООО "УК "Русь" и гражданами, проживающими в квартире N 197 многоквартирного дома N 31 корпус 2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Николая Семенова, заключен договор управления, содержания и ремонта многоквартирного дома от 09.03.2011 N б/н.
Многоквартирный жилой дом N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета холодного и горячего водоснабжения, отопления, квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения.
Начисление размера платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова ООО "УК "Русь" осуществляет самостоятельно.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что за ноябрь, декабрь 2012 года размер платы за коммунальную услугу "отопление" жилого помещения собственнику жилого помещения, площадь которого составляет 90.0 кв. /м., предъявлены Обществом в размере 1702.80 руб. (18.92 руб. /м2 х 90.0 кв. /м.), где - 18.92 руб. стоимость услуги "отопление" 1 кв. м общей площади квартиры.
Административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома N 31 корп. 2 по ул. Н. Семенова г. Тюмени ООО "УК "Русь" выставляет по нормативу, в то время как в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, в редакции, действующей на момент обнаружения правонарушения, такая плата должна распределяться между потребителями пропорционально размеру площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Из объяснений директора ООО "УК "Русь" (исх. N 260 от 21.03.2013) следует, что начисление размера платы жильцам многоквартирного дома N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова, в том числе по квартире N 197 производило в соответствии с п. 21 Правил N 307, при этом многоквартирный дом N 31 корпус 2 по ул. Николая Семенова сдан в эксплуатацию 09.03.2011.
В соответствии с представленными ООО "УК "Русь" (исх. N 561 от 18.06.2013) данными, среднемесячные показания потребления тепловой энергии жилого дома, расположенного по адресу ул. Николая Семенова, д. 31 корпус 2 составили:
- - за ноябрь 2012 года - 343.650 Г кал;
- - за декабрь 2012 года -411.990 Гкал.
В квитанциях за ноябрь, декабрь 2012 года размер платы за коммунальную услугу "отопление" жилого помещения собственнику жилого помещения, площадь которого составляет 90.0 кв. /м., предъявлены в размере 1702.80 руб. (18.92 руб. /м2 х 90.0 кв. /м.), где -18.92 руб. цена 1 кв. м общей площади квартиры.
Однако, согласно расчету административного органа, фактически размер платы за коммунальную услугу "отопление" указанного жилого помещения долен составлять:
- - за ноябрь 2012 года - 1608.70 руб. (343.650 Гкал. (суммарное потребление тепловой энергии по общедомовому прибору учета) х 90 кв. /м. (площадь квартиры): 14586.2 кв. /м. (общая площадь жилых и нежилых помещений) х 758.67 Гкал. (стоимость тепловой энергии за 1Гкал)= 1608.70 руб.;
- - за декабрь 2012 года - 1928.60 руб. (411.9 Гкал х 90 кв. /м: 14586.2 кв. /м х 758.67 Гкал -1928.60 руб.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено. Штраф назначен Постановлением от 15.10.2013 N 1335 в минимальных размерах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, постановление вынесено в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Основания для признания правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ малозначительным не установлены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для отмены оспариваемого постановления от 15.10.2013 N 1335 и удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 АПК РФ уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2014 по делу N А70-12128/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)