Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Пановой Л.А., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470); (далее - общество "Удмуртские коммунальные системы") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2013 по делу N А71-5083/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Удмуртские коммунальные системы" - Сайфутдинова С.Р. (доверенность от 08.05.2013).
Общество "Удмуртские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Ижтехсервис" (далее - общество "УК Ижтехсервис") о взыскании 17 604 179 руб. 13 коп., в том числе задолженность за поставленную в период с августа 2012 года по февраль 2013 года тепловую энергию в размере 16 727 246 руб. 49 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 29.12.2012 по 10.09.2013 в размере 876 932 руб. 64 коп., а также о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической уплаты долга (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2013 (судья Ветошкина М.А.) исковые требования удовлетворены частично: с общества "УК Ижтехсервис" в пользу общества "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 17 486 881 руб. 95 коп., из которых 16 615 824 руб. 76 коп. - долг, 871 057 руб. 19 коп. - проценты, с последующим их начислением на сумму долга 16 615 824 руб. 76 коп. из расчета действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 11.09.2013 по день фактической уплаты долга, а также 110 281 руб. 16 коп. - в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины. Истцу из федерального бюджета возвращено 38 895 руб. 34 коп. госпошлины по иску.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 (судьи Лихачева А.Н., Дружинина Л.В., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Удмуртские коммунальные системы" просит названные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика 111 421 руб. 73 коп. долга и 5876 руб. 45 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о том, что объем поставленного коммунального ресурса (отопление) в нежилые помещения, расположенные в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, подлежит определению с учетом установленных нормативов потребления.
Истец ссылается на п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в редакции от 06.05.2011, а также п. 14 приложения к ним, согласно которым норматив коммунальной услуги отопления не включал расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Поскольку действующие в г. Ижевске нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлениями Администрации г. Ижевска от 25.04.2002 N 184, от 28.12.2009 N 1285, не приведены в соответствие с требованиями Правил N 306, действующих в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258, и не учитывают расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, объем потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения в нежилых помещениях рассчитан истцом верно - исходя из строительных норм и правил для горячего водоснабжения и отопления.
Общество "Удмуртские коммунальные системы" считает ошибочным применение судом первой инстанции к отношениям сторон пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), как регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, тогда как в рассматриваемом споре использование нежилых помещений многоквартирного дома, находящихся под управлением ответчика, для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по мнению истца, сомнительно.
В отзыве на кассационную жалобу общество "УК Ижтехсервис" просит оставить оспариваемые судебные акты в обжалуемой истцом части без изменения, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что объем поставленного коммунального ресурса (отопление) в нежилые помещения, расположенные в домах, необорудованных общедомовыми приборами учета подлежит определению с учетом установленных нормативов потребления. Пункт 43 Правил *** N 354 устанавливает, что при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу - отопление, предоставленную потребителю в нежилом помещении рассчитывается в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопление.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 27.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "УК Ижтехсервис" осуществляет функции по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске.
Общество "Удмуртские коммунальные системы" поставляло тепловую энергию и горячую воду на объекты (многоквартирные жилые дома), находящиеся в управлении общества "УК Ижтехсервис". Договор сторонами не подписан в связи с не урегулированием разногласий, возникших при его заключении. Факт поставки энергоресурсов в период с августа 2012 года по февраль 2013 подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Выставленные для оплаты счета-фактуры ответчиком оплачены частично. Наличие задолженности по оплате стоимости энергоресурсов, поставленных в многоквартирные дома, явилось основанием для обращения истца в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды руководствовались статьями 309, 310, 395, 408, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и исходили из обоснованности расчета истца за исключением применения балансовой методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105) в части объема тепловой энергии на отопление нежилых помещений.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307; в редакциях, действующих в спорный период) при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: г) для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1, подп. 2 п. 2 и подп. 2 п. 3 приложения N 2 к указанным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подп. 3 п. 2, подп. 3 п. 3 приложения N 2 к названным Правилам.
В силу подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P = S * N * T, где:
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м);
- T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правила N 307 признаны утратившими силу, за исключением п. 15 - 28 названных Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и п. 1 - 4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 января 2015 года.
С учетом того, что с момента внесения изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258), при определении норматива на отопление (расчетный метод) для жилых помещений подлежит учету также и площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, а также с учетом положений п. 20 Правил N 307 при определении объема потребленной тепловой энергии на отопление нежилых помещений следует применять нормативы потребления для жилых помещений, установленные в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, с возможностью производить 1 раз в год корректировку размера платы по этим помещениям.
Вышеизложенное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, в соответствии с которой при отсутствии приборов учета стороны не вправе согласовывать метод определения количества поставленной исполнителю тепловой энергии, не соответствующий положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307.
При таких обстоятельствах расчет объема тепловой энергии на отопление по нежилым помещениям, расположенным в жилом доме, где отсутствуют приборы учета, с применением Методики N 105 нельзя признать соответствующим требованиям ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 20 Правил N 307.
Кроме того, неприменение норматива потребления в расчетах может привести к нарушению принципа, на основании которого построена действующая в жилищной сфере модель отношений по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирных жилых домов, при которой недопустимо предъявление к исполнителям коммунальных услуг, приобретающим коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг, требований об оплате этих ресурсов по иным тарифам и в ином количестве, чем в силу действующего жилищного законодательства имеют право оплачивать потребление соответствующих ресурсов непосредственные потребители.
Довод общества "Удмуртские коммунальные системы" об ошибочности применения судами п. 20 Правил N 307, как регулирующего отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, тогда как в рассматриваемом споре использование нежилых помещений многоквартирного дома, находящихся под управлением ответчика, осуществляется для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено отсутствие в г. Ижевске утвержденных нормативов потребления тепловой энергии для нежилых помещений. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.09.2012 N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 гг. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов" предусмотрено применение в 2012 - 2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, то есть с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года.
Оснований для иной оценки выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2013 по делу N А71-5083/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
Судьи
Л.А.ПАНОВА
А.А.ГАЙДУК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2014 N Ф09-95/14 ПО ДЕЛУ N А71-5083/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. N Ф09-95/14
Дело N А71-5083/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Пановой Л.А., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470); (далее - общество "Удмуртские коммунальные системы") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2013 по делу N А71-5083/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Удмуртские коммунальные системы" - Сайфутдинова С.Р. (доверенность от 08.05.2013).
Общество "Удмуртские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Ижтехсервис" (далее - общество "УК Ижтехсервис") о взыскании 17 604 179 руб. 13 коп., в том числе задолженность за поставленную в период с августа 2012 года по февраль 2013 года тепловую энергию в размере 16 727 246 руб. 49 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 29.12.2012 по 10.09.2013 в размере 876 932 руб. 64 коп., а также о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической уплаты долга (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2013 (судья Ветошкина М.А.) исковые требования удовлетворены частично: с общества "УК Ижтехсервис" в пользу общества "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 17 486 881 руб. 95 коп., из которых 16 615 824 руб. 76 коп. - долг, 871 057 руб. 19 коп. - проценты, с последующим их начислением на сумму долга 16 615 824 руб. 76 коп. из расчета действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 11.09.2013 по день фактической уплаты долга, а также 110 281 руб. 16 коп. - в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины. Истцу из федерального бюджета возвращено 38 895 руб. 34 коп. госпошлины по иску.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 (судьи Лихачева А.Н., Дружинина Л.В., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Удмуртские коммунальные системы" просит названные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика 111 421 руб. 73 коп. долга и 5876 руб. 45 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о том, что объем поставленного коммунального ресурса (отопление) в нежилые помещения, расположенные в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, подлежит определению с учетом установленных нормативов потребления.
Истец ссылается на п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в редакции от 06.05.2011, а также п. 14 приложения к ним, согласно которым норматив коммунальной услуги отопления не включал расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Поскольку действующие в г. Ижевске нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлениями Администрации г. Ижевска от 25.04.2002 N 184, от 28.12.2009 N 1285, не приведены в соответствие с требованиями Правил N 306, действующих в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258, и не учитывают расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, объем потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения в нежилых помещениях рассчитан истцом верно - исходя из строительных норм и правил для горячего водоснабжения и отопления.
Общество "Удмуртские коммунальные системы" считает ошибочным применение судом первой инстанции к отношениям сторон пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), как регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, тогда как в рассматриваемом споре использование нежилых помещений многоквартирного дома, находящихся под управлением ответчика, для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по мнению истца, сомнительно.
В отзыве на кассационную жалобу общество "УК Ижтехсервис" просит оставить оспариваемые судебные акты в обжалуемой истцом части без изменения, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что объем поставленного коммунального ресурса (отопление) в нежилые помещения, расположенные в домах, необорудованных общедомовыми приборами учета подлежит определению с учетом установленных нормативов потребления. Пункт 43 Правил *** N 354 устанавливает, что при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу - отопление, предоставленную потребителю в нежилом помещении рассчитывается в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопление.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 27.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "УК Ижтехсервис" осуществляет функции по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске.
Общество "Удмуртские коммунальные системы" поставляло тепловую энергию и горячую воду на объекты (многоквартирные жилые дома), находящиеся в управлении общества "УК Ижтехсервис". Договор сторонами не подписан в связи с не урегулированием разногласий, возникших при его заключении. Факт поставки энергоресурсов в период с августа 2012 года по февраль 2013 подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Выставленные для оплаты счета-фактуры ответчиком оплачены частично. Наличие задолженности по оплате стоимости энергоресурсов, поставленных в многоквартирные дома, явилось основанием для обращения истца в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды руководствовались статьями 309, 310, 395, 408, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и исходили из обоснованности расчета истца за исключением применения балансовой методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105) в части объема тепловой энергии на отопление нежилых помещений.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307; в редакциях, действующих в спорный период) при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: г) для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1, подп. 2 п. 2 и подп. 2 п. 3 приложения N 2 к указанным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подп. 3 п. 2, подп. 3 п. 3 приложения N 2 к названным Правилам.
В силу подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P = S * N * T, где:
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м);
- T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правила N 307 признаны утратившими силу, за исключением п. 15 - 28 названных Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и п. 1 - 4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 января 2015 года.
С учетом того, что с момента внесения изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258), при определении норматива на отопление (расчетный метод) для жилых помещений подлежит учету также и площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, а также с учетом положений п. 20 Правил N 307 при определении объема потребленной тепловой энергии на отопление нежилых помещений следует применять нормативы потребления для жилых помещений, установленные в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, с возможностью производить 1 раз в год корректировку размера платы по этим помещениям.
Вышеизложенное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, в соответствии с которой при отсутствии приборов учета стороны не вправе согласовывать метод определения количества поставленной исполнителю тепловой энергии, не соответствующий положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307.
При таких обстоятельствах расчет объема тепловой энергии на отопление по нежилым помещениям, расположенным в жилом доме, где отсутствуют приборы учета, с применением Методики N 105 нельзя признать соответствующим требованиям ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 20 Правил N 307.
Кроме того, неприменение норматива потребления в расчетах может привести к нарушению принципа, на основании которого построена действующая в жилищной сфере модель отношений по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирных жилых домов, при которой недопустимо предъявление к исполнителям коммунальных услуг, приобретающим коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг, требований об оплате этих ресурсов по иным тарифам и в ином количестве, чем в силу действующего жилищного законодательства имеют право оплачивать потребление соответствующих ресурсов непосредственные потребители.
Довод общества "Удмуртские коммунальные системы" об ошибочности применения судами п. 20 Правил N 307, как регулирующего отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, тогда как в рассматриваемом споре использование нежилых помещений многоквартирного дома, находящихся под управлением ответчика, осуществляется для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено отсутствие в г. Ижевске утвержденных нормативов потребления тепловой энергии для нежилых помещений. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.09.2012 N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 гг. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов" предусмотрено применение в 2012 - 2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, то есть с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года.
Оснований для иной оценки выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2013 по делу N А71-5083/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
Судьи
Л.А.ПАНОВА
А.А.ГАЙДУК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)