Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 23.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-15592/2013

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу N 33-15592/2013


Судья: А.Х. Закирова

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Д.Н. Горшунова, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Вымпел - Коммуникации" на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 9 октября 2013 года, которым постановлено:
заявление прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное общество "Вымпел - Коммуникации" обязанность переоборудовать линии связи в чердачных помещениях домов N .... по улице A города Казани в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
Взыскать с открытого акционерного общества "Вымпел - Коммуникации" в доход бюджета муниципального образования города Казани госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
В удовлетворении требований прокурора Авиастроительного района города Казани к товариществу собственников жилья "Авиастроительного района" о возложении обязанности перевести подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы в подземные коммуникации отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора М.З. Сулейманова, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Авиастроительного города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к открытому акционерному обществу (далее - ОАО) "Вымпел - Коммуникации", товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) "Авиастроительного района" об обязании перевести подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы в подземные коммуникации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Авиастроительного города Казани проведена проверка деятельности ТСЖ "Авиастроительного района", ОАО "Вымпел - Коммуникации" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе выездной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ОАО "Вымпел - Коммуникации", и их оборудования в чердачных помещениях домов N .... по улице A города Казани.
Собственниками жилых помещений многоквартирных домов N .... по улице A города Казани избран способ управления ТСЖ "Авиастроительного района".
В соответствии с договором о размещении оборудования N ДР-031/11 от 1 июня 2011 года ТСЖ "Авиастроительного района" предоставляет ОАО "Вымпел - Коммуникации" возможность разместить телекоммуникационное оборудование и кабельные трассы на кровле, в технических помещениях и технологических нишах зданий, в том числе и домов N .... по улице A города Казани. В соответствии с пунктом 4.2 данного договора, он автоматически пролонгируется на тех же условиях на каждые последующие 11 месяцев.
Между тем Правила благоустройства муниципального образования города Казани не допускают использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов крыш, стен зданий и сооружений.
Кроме того, привел довод о том, что размещение линий связи воздушным способом создает угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц, а также негативно влияет на архитектурный облик города Казани.
Просил обязать ОАО "Вымпел - Коммуникации" и ТСЖ "Авиастроительного района" переоборудовать подвесные линии связи и воздушно - кабельные переходы, расположенные в чердачных помещениях жилых домов N .... по улице A города Казани в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержала.
Представитель ответчика ОАО "Вымпел - Коммуникации" требования прокурора не признал.
Ответчик ТСЖ "Авиастроительного района" своего представителя в суд не направил.
Решением суда заявление удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе ОАО "Вымпел - Коммуникации" просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований. Ссылается на то обстоятельство, что размещение ответчиком оборудования в жилых домах осуществлялось в соответствии с требованиями действующего законодательства, действовавшего на момент размещения спорной линии связи. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. Изменения, внесенные в Правила благоустройства города Казани, приняты после ввода в эксплуатацию линий связи, и, по его мнению, не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до введения их в действие. Кроме того, связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, поэтому ни органы государственной власти Республики Татарстан, ни органы муниципальной власти не имеют полномочий по установлению требований к способам размещения сооружений связи. Приводит доводы о том, что Правила благоустройства города Казани не предусматривают обязанности демонтировать ранее размещенные линии связи и не устанавливают срока их переоборудования.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Авиастроительного города Казани проведена проверка деятельности ТСЖ "Авиастроительного района", ОАО "Вымпел - Коммуникации" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе выездной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ОАО "Вымпел - Коммуникации", и их оборудования в чердачных помещениях домов N .... по улице A города Казани.
При разрешении требований о возложении обязанности на ОАО "Вымпел - Коммуникации" перевести линию связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из следующего.
Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48 были внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года N 4-12, согласно которым запрещалось пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Пункт 73 ныне действующих Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года N 4-14, также не допускает использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом "О связи" осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "О связи" устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.
Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Принятие правового акта представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявшего его органа.
Кроме того, как ранее пункт 6.5.10 решения Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48, так и пункт 73 Правил благоустройства города Казани, не допускают использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что на момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом, не могут повлечь отмену решения суда и не являются основаниями для отказа прокурору в удовлетворении требований.
С учетом изложенного, решение в обжалуемой части следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, поскольку не опровергают правильность вывода суда о необходимости перевода подвесных линий связи в подземные коммуникации, а вопрос о возможности такого перевода в реальные для ответчика сроки может быть решен в процессе исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Авиастроительного районного суда города Казани от 9 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вымпел - Коммуникации" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)