Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Верховский А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего: Веремьевой И.Ю.,
и судей: Болонкиной И.В., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре: П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы главы администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области Л.Н. и главы администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области В. на решение Нейского районного суда Костромской области от 11 марта 2014 года по делу по иску Л.Е. к администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и администрация муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав представителей администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области: Ю. и С., которые поддержали доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.Е., действуя через своего представителя Л.А., обратилась в суд с иском к администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район о признании незаконными заключение межведомственной комиссии муниципального района г. Нея и Нейский район N от ДД.ММ.ГГГГ, отказ администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район в признании Л.Е. нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет. Просил признать Л.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", взыскать расходы, связанные с проведением ООО "Облстройинвестпроект" обследования технического состояния квартиры, в размере <данные изъяты> руб. В обоснование требований указано, что Л.Е. является участником и вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., проживает в квартире по адресу: <адрес>, не отвечающей требованиям, предъявляемым к жилому помещению. ДД.ММ.ГГГГ Л.А. обратилась в администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет. Ссылаясь на заключение обследования технического состояния квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому жилой дом находится в аварийном состоянии и проживание в квартире указанного дома представляет угрозу жизни и здоровью проживающих, выражает несогласие с оспариваемым постановлением, поскольку в его основу положены акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии муниципального района г. Нея и Нейский район N от ДД.ММ.ГГГГ., которые не отвечают требованиям, предусмотренным п. 12 гл. II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. В квартире отсутствует горячее водоснабжение, ванная комната, неисправна вентиляция.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области.
Решением Нейского районного суда Костромской области от 11 марта 2014 года исковые требования Л.Е. удовлетворены.
Решением суда постановлено:
Признать незаконными заключение межведомственной комиссии муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ и отказ администрации городского поселения г. Нея и Нейский район Костромской области в признании Л.Е. нуждающейся в жилом помещении и принятии ее на учет, определенный постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Л.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области поставить Л.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Взыскать с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л.А. затраты на обследование жилищных условий квартиры ООО "Облстройинвестпроект" по <данные изъяты>. с каждого ответчика и госпошлину по <данные изъяты> с каждого ответчика.
Взыскать с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л.Е. затраты на обследование жилищных условий квартиры ООО "Облстройинвестпроект" по <данные изъяты>. с каждого ответчика и госпошлину по <данные изъяты>. с каждого ответчика.
В апелляционной жалобе глава администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Л.Н. просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении исковых требований Л.Е. Считает необоснованным вывод суда о возложении на администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район обязанности поставить на учет истицу в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ссылается на то, что истица является супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 того же Федерального закона. Полагает, что заключение ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому проживание в квартире N дома N по <адрес> представляет угрозу жизни и здоровью проживающим, и которое положено в основу решения, нельзя признать допустимым доказательством, поскольку в силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и ч. 2 ст. 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. N 320-ЗКО надлежащим документом для принятия решения о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий является акт обследования межведомственной комиссии и заключение межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ., из которых следует, что указанное жилое помещение пригодно для постоянного проживания, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Учитывая изложенное, администрация городского поселения г. Нея, действуя в соответствии с действующим законодательством, обоснованно отказала истице в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Л.Е. имела возможность вновь обратиться в межведомственную комиссию, представив техническое заключение ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ
В апелляционной жалобе глава администрации муниципального района г. Нея и Нейский район В. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Л.Е. Указывает, что, принимая решение, судом необоснованно оставлено без внимания обращение Л.А. с заявлением о пересмотре заключения межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ с учетом заключения по обследованию технического состояния квартиры ООО "Облстройинвестпроект". Данное заявление было рассмотрено, и принято решение об оставлении без изменения заключения межведомственной комиссии. Предметом обследования межведомственной комиссии являлась непосредственно квартира, ООО "Облстройинвестпроект" - жилой дом. При даче заключения межведомственная комиссия руководствовалась Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, пунктом 41 которого предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме, несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме. Также указывает, что жилой дом N по ул. <адрес> находится с ДД.ММ.ГГГГ в управлении ООО "Нейское жилищно-коммунальное хозяйство", дом подключен к центральному отоплению, имеется холодное водоснабжение от городского водопровода, централизованная канализация, электроснабжение. По сведениям данной управляющей компании обращений от жителей этого дома относительно прочистки внутридомовой канализации и ремонту внутридомовых инженерных сетей не поступало. Ссылается на то, что жилой дом N по ул. <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с которой капитальный ремонт указанного дома будет проведен в период 2024-2043 г.г.
В возражениях относительно апелляционных жалоб Л.А., действующий по доверенности в интересах Л.Е., полагает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Л.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на меру социальной поддержки - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" независимо от имущественного положения в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела усматривается, что Л.Е. проживает и зарегистрирована вместе с сыном- Л.А. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Л.А. Общая площадь квартиры <данные изъяты> кв. м, жилая площадь <данные изъяты> кв. м (л.д. 14-16).
<данные изъяты> Л.Е. обратилась в администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав в качестве основания постановки на учет - проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (л.д. 41).
Постановлением главы городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район от ДД.ММ.ГГГГ N Л.Е. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и в принятии на учет на основании статьи 53 и пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что Л.Е. совершила действия по отчуждению квартиры, в которой проживает и ею не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и в принятии на учет (л.д. 74).
Из материалов дела следует, что 03 N 136/1 по <адрес>. Межведомственная комиссия по результатам обследования жилого помещения признала жилое помещение пригодным для постоянного проживания и благоустроенным, соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению (л.д. 17-18).
По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ квартира N в двухэтажном жилом доме ДД.ММ.ГГГГ застройки по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>м, в том числе жилой - <данные изъяты>, имеет 30% износа, III группы капитальности, пригодна для постоянного проживания и является благоустроенной (л.д. 19-20).
Л.А., не согласившись с вышеназванным заключением межведомственной комиссии, обратился в ООО "Облстройинвестпроект" для проведения обследования технического состояния квартиры.
Согласно заключению ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, двухэтажный, кирпичный, ДД.ММ.ГГГГ постройки, фундамент бутовый ленточный, наружные и внутренние стены кирпичные, перегородки гипсолитовые, перекрытия деревянные отепленные, крыша деревянная, покрытие крыши шифер, полы деревянные, электричество от центральных сетей, водопровод центральный, канализация центральная, горячее водоснабжение отсутствует, газоснабжение баллонное. Квартира N находится на втором этаже жилого дома, общая площадь <данные изъяты> кв. м, жилая площадь <данные изъяты> кв. м, кухня <данные изъяты> кв. м, туалет <данные изъяты>.м, прихожая <данные изъяты>. При визуальном обследовании установлено: деревянные полы имеют просадку в районе наружных стен до 3 - 8 см, что указывает на разрушения концов несущих балок в местах опирания на стены, утеплитель перекрытия утратил свои свойства в связи с попаданием влаги на перекрытие в результате протекания кровли, полы имеют неровности на всей площади, доски полов прогибаются из-за разрушения части лаг под полами, в наружных стенах в результате неравномерной просадки фундамента имеются трещины с раскрытием до 15 - 20 мм, что способствует промерзанию стен в зимнее время года и влечет разрушение штукатурного слоя и отставания обоев внутри помещений, проседание потолков в местах опирания балок на стены. Магистральные сети электропроводки находятся в аварийном состоянии, что создает угрозу возгорания. Вентиляция отсутствует, вытяжки выполнены из двух квартир в один канал. Общий процент износа жилого дома составляет 65%, дом находится в аварийном состоянии, проживание в квартире N представляет угрозу жизни и здоровью проживающих. Рекомендовано проведение капитального ремонта жилого дома и магистральных сетей отопления, водопровода, канализации и магистральный сетей электропроводки (л.д. 21-22).
ДД.ММ.ГГГГ Л.А. обратился в администрацию муниципального района г. Нея и Нейский район с заявлением о пересмотре приведенного выше заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с учетом заключения обследования технического состояния квартиры, проведенного ООО "Облстройинвестпроект". ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Л.А. был дан ответ, что межведомственная комиссия, ознакомившись с заключением "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ, единогласно приняла решение оставить заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ без изменений (л.д. 52).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).
Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В силу пункта 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами (п. 13).
Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств (п. 16).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42).
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43).
Суд, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что Л.Е. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом суд правомерно исходил из того, что обследование межведомственной комиссией жилого помещения, в котором проживает Л.Е., было проведено в нарушении вышеназванного Положения.
Поскольку Л. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, то данное обстоятельство является самостоятельным основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как правильно указал суд.
Довод апелляционной жалобы главы городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район, что допустимым доказательством постановки Л.Е. на учет нуждающейся в жилом помещении, может являться лишь акт обследования межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. N 320-ЗКО, является не состоятельным.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" для принятия решения о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет гражданина необходимо представить копию заключения межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для постоянного проживания в случае, если жилое помещение гражданина признано непригодным для проживания в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
В данном случае основанием для постановки Л.Е. на учет нуждающейся в жилом помещении является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а не проживание в непригодном помещении.
То обстоятельство, что Л.Е. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, подтверждается заключением ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетеля ФИО15., который суду показал, что проживал в доме, в котором живет Л.Е. В доме неисправна система вентиляции, из-за высокой влажности в квартире была постоянно плесень, из-за чего его дети постоянно болели, он был вынужден уехать из квартиры. Вода в доме часто отсутствует, с наружной стороны по всему дому идут трещины, капитального ремонта в доме ни разу не проводилось (л.д. 79).
Свидетель ФИО16 дала показания, что в квартире, где проживает Л.Е., плесень, трещины на потолке и стенах, потолки провисают, плохая вентиляция и канализация (л.д. 79).
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области С. подтвердил то обстоятельство, что капитальный ремонт дома, в котором проживает Л.Е., ни разу не проводился. Пояснил, что дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с которой капитальный ремонт данного дома будет проведен в период 2024-2043 г.г.
Довод апелляционной жалобы о том, что Л.Е. имела возможность вновь обратиться в межведомственную комиссию, представив техническое заключение ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ., также является не состоятельным, поскольку, как указывалось выше, сын Л.Е. - Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального района г. Нея и Нейский район с заявлением о пересмотре заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с учетом заключения обследования технического состояния квартиры, проведенного ООО "Облстройинвестпроект", однако в этом ему было отказано.
Необоснованно утверждение в апелляционной жалобе главы администрации муниципального района г. Нея и Нейский район о том, что предметом обследования ООО "Облстройинвестпроект" являлся весь жилой дом, а не квартира, поскольку, как видно из заключения ООО "Облстройинвестпроект" предметом обследования являлась квартира N в доме N по <адрес>
Исследовав все обстоятельства и доказательства по делу, учитывая отсутствие в квартире Л.Е. вентиляции, неисправности: электропроводки, системы отопления, водопровода и канализации в доме, в котором проживает Л.Е. - вдова участника Великой Отечественной войны, которая к тому же сама является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 8), ее преклонный возраст и состояния здоровья, суд пришел к обоснованным выводам о том, что Л.Е. проживает в помещении, не отвечающем установленных для жилых помещений требованиям, и о необходимости постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем из мотивировочной части решения подлежит исключению вывод суда, содержащийся на 4 листе в 10 абзаце, о том, что Л.Е. проживает в помещении, не пригодном для проживания, поскольку согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, вопрос признания жилых помещений непригодными для проживания отнесен к исключительной компетенции межведомственной комиссии, а не суда.
Исключение данного вывода суда не влияет на правильность постановленного решения, поскольку судом установлено, что Л.Е. проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что является самостоятельным основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении и постановки на учет.
Между тем, решение суда в части взыскания с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л.А. и Л.Е. расходов на обследование жилищных условий квартиры ООО "Облстройинвестпроект" по <данные изъяты>. в пользу каждого и возмещение затрат по уплате госпошлины по <данные изъяты> в пользу каждого, нельзя признать законным и обоснованным и в этой части решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку истцом по делу является лишь Л.Е., то только в ее пользу подлежат взысканию судебные расходы, несмотря на то обстоятельство, что согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Л.А. произвел оплату ООО "Облстройинвестпроект" за обследование квартиры в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 24). Л.А., производя оплату, действовал в интересах Л.Е., как ее представитель по нотариально удостоверенной доверенности.
С учетом изложенного в пользу Л.Е. с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области подлежат взысканию расходы на обследование квартиры ООО "Облстройинвестпроект" <данные изъяты> руб., по <данные изъяты> руб. с каждого из ответчиков, а также подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., по <данные изъяты> руб. с каждого из ответчиков.
Кроме того, из первого абзаца резолютивной части решения подлежат исключению слова "Л.А. в интересах", поскольку истцом по делу является лишь Л.Е.
Также из пятого абзаца резолютивной части решения подлежат исключению слова "в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку в данной правовой норме приводится перечень лиц, являющиеся ветеранами Великой Отечественной войны, а Л.Е. подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нейского районного суда Костромской области от 11 марта 2014 года в части взыскания с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л. ФИО17 и Л. ФИО18 расходов на обследование жилищных условий квартиры ООО "Облстройинвестпроект" по 2 <данные изъяты> в пользу каждого и возмещение затрат по уплате госпошлины по <данные изъяты> руб. в пользу каждого - изменить.
Взыскать с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л. ФИО19 расходы на обследование квартиры ООО "Облстройинвестпроект" <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л. ФИО20 расходы на обследование квартиры ООО "Облстройинвестпроект" <данные изъяты> руб. расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Исключить из мотивировочной части решения вывод суда, содержащийся на 4 листе в 10 абзаце, о том, что Л.Е. проживает в помещении, не пригодном для проживания.
Исключить из первого абзаца резолютивной части решения слова "Л. ФИО21 в интересах".
Исключить из пятого абзаца резолютивной части решения слова "в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-702
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу N 33-702
Судья: Верховский А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего: Веремьевой И.Ю.,
и судей: Болонкиной И.В., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре: П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы главы администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области Л.Н. и главы администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области В. на решение Нейского районного суда Костромской области от 11 марта 2014 года по делу по иску Л.Е. к администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и администрация муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав представителей администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области: Ю. и С., которые поддержали доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.Е., действуя через своего представителя Л.А., обратилась в суд с иском к администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район о признании незаконными заключение межведомственной комиссии муниципального района г. Нея и Нейский район N от ДД.ММ.ГГГГ, отказ администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район в признании Л.Е. нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет. Просил признать Л.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", взыскать расходы, связанные с проведением ООО "Облстройинвестпроект" обследования технического состояния квартиры, в размере <данные изъяты> руб. В обоснование требований указано, что Л.Е. является участником и вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., проживает в квартире по адресу: <адрес>, не отвечающей требованиям, предъявляемым к жилому помещению. ДД.ММ.ГГГГ Л.А. обратилась в администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет. Ссылаясь на заключение обследования технического состояния квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому жилой дом находится в аварийном состоянии и проживание в квартире указанного дома представляет угрозу жизни и здоровью проживающих, выражает несогласие с оспариваемым постановлением, поскольку в его основу положены акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии муниципального района г. Нея и Нейский район N от ДД.ММ.ГГГГ., которые не отвечают требованиям, предусмотренным п. 12 гл. II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. В квартире отсутствует горячее водоснабжение, ванная комната, неисправна вентиляция.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области.
Решением Нейского районного суда Костромской области от 11 марта 2014 года исковые требования Л.Е. удовлетворены.
Решением суда постановлено:
Признать незаконными заключение межведомственной комиссии муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ и отказ администрации городского поселения г. Нея и Нейский район Костромской области в признании Л.Е. нуждающейся в жилом помещении и принятии ее на учет, определенный постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Л.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области поставить Л.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Взыскать с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л.А. затраты на обследование жилищных условий квартиры ООО "Облстройинвестпроект" по <данные изъяты>. с каждого ответчика и госпошлину по <данные изъяты> с каждого ответчика.
Взыскать с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л.Е. затраты на обследование жилищных условий квартиры ООО "Облстройинвестпроект" по <данные изъяты>. с каждого ответчика и госпошлину по <данные изъяты>. с каждого ответчика.
В апелляционной жалобе глава администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Л.Н. просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении исковых требований Л.Е. Считает необоснованным вывод суда о возложении на администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район обязанности поставить на учет истицу в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ссылается на то, что истица является супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 того же Федерального закона. Полагает, что заключение ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому проживание в квартире N дома N по <адрес> представляет угрозу жизни и здоровью проживающим, и которое положено в основу решения, нельзя признать допустимым доказательством, поскольку в силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и ч. 2 ст. 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. N 320-ЗКО надлежащим документом для принятия решения о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий является акт обследования межведомственной комиссии и заключение межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ., из которых следует, что указанное жилое помещение пригодно для постоянного проживания, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Учитывая изложенное, администрация городского поселения г. Нея, действуя в соответствии с действующим законодательством, обоснованно отказала истице в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Л.Е. имела возможность вновь обратиться в межведомственную комиссию, представив техническое заключение ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ
В апелляционной жалобе глава администрации муниципального района г. Нея и Нейский район В. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Л.Е. Указывает, что, принимая решение, судом необоснованно оставлено без внимания обращение Л.А. с заявлением о пересмотре заключения межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ с учетом заключения по обследованию технического состояния квартиры ООО "Облстройинвестпроект". Данное заявление было рассмотрено, и принято решение об оставлении без изменения заключения межведомственной комиссии. Предметом обследования межведомственной комиссии являлась непосредственно квартира, ООО "Облстройинвестпроект" - жилой дом. При даче заключения межведомственная комиссия руководствовалась Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, пунктом 41 которого предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме, несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме. Также указывает, что жилой дом N по ул. <адрес> находится с ДД.ММ.ГГГГ в управлении ООО "Нейское жилищно-коммунальное хозяйство", дом подключен к центральному отоплению, имеется холодное водоснабжение от городского водопровода, централизованная канализация, электроснабжение. По сведениям данной управляющей компании обращений от жителей этого дома относительно прочистки внутридомовой канализации и ремонту внутридомовых инженерных сетей не поступало. Ссылается на то, что жилой дом N по ул. <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с которой капитальный ремонт указанного дома будет проведен в период 2024-2043 г.г.
В возражениях относительно апелляционных жалоб Л.А., действующий по доверенности в интересах Л.Е., полагает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Л.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на меру социальной поддержки - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" независимо от имущественного положения в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела усматривается, что Л.Е. проживает и зарегистрирована вместе с сыном- Л.А. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Л.А. Общая площадь квартиры <данные изъяты> кв. м, жилая площадь <данные изъяты> кв. м (л.д. 14-16).
<данные изъяты> Л.Е. обратилась в администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав в качестве основания постановки на учет - проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (л.д. 41).
Постановлением главы городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район от ДД.ММ.ГГГГ N Л.Е. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и в принятии на учет на основании статьи 53 и пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что Л.Е. совершила действия по отчуждению квартиры, в которой проживает и ею не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и в принятии на учет (л.д. 74).
Из материалов дела следует, что 03 N 136/1 по <адрес>. Межведомственная комиссия по результатам обследования жилого помещения признала жилое помещение пригодным для постоянного проживания и благоустроенным, соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению (л.д. 17-18).
По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ квартира N в двухэтажном жилом доме ДД.ММ.ГГГГ застройки по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>м, в том числе жилой - <данные изъяты>, имеет 30% износа, III группы капитальности, пригодна для постоянного проживания и является благоустроенной (л.д. 19-20).
Л.А., не согласившись с вышеназванным заключением межведомственной комиссии, обратился в ООО "Облстройинвестпроект" для проведения обследования технического состояния квартиры.
Согласно заключению ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, двухэтажный, кирпичный, ДД.ММ.ГГГГ постройки, фундамент бутовый ленточный, наружные и внутренние стены кирпичные, перегородки гипсолитовые, перекрытия деревянные отепленные, крыша деревянная, покрытие крыши шифер, полы деревянные, электричество от центральных сетей, водопровод центральный, канализация центральная, горячее водоснабжение отсутствует, газоснабжение баллонное. Квартира N находится на втором этаже жилого дома, общая площадь <данные изъяты> кв. м, жилая площадь <данные изъяты> кв. м, кухня <данные изъяты> кв. м, туалет <данные изъяты>.м, прихожая <данные изъяты>. При визуальном обследовании установлено: деревянные полы имеют просадку в районе наружных стен до 3 - 8 см, что указывает на разрушения концов несущих балок в местах опирания на стены, утеплитель перекрытия утратил свои свойства в связи с попаданием влаги на перекрытие в результате протекания кровли, полы имеют неровности на всей площади, доски полов прогибаются из-за разрушения части лаг под полами, в наружных стенах в результате неравномерной просадки фундамента имеются трещины с раскрытием до 15 - 20 мм, что способствует промерзанию стен в зимнее время года и влечет разрушение штукатурного слоя и отставания обоев внутри помещений, проседание потолков в местах опирания балок на стены. Магистральные сети электропроводки находятся в аварийном состоянии, что создает угрозу возгорания. Вентиляция отсутствует, вытяжки выполнены из двух квартир в один канал. Общий процент износа жилого дома составляет 65%, дом находится в аварийном состоянии, проживание в квартире N представляет угрозу жизни и здоровью проживающих. Рекомендовано проведение капитального ремонта жилого дома и магистральных сетей отопления, водопровода, канализации и магистральный сетей электропроводки (л.д. 21-22).
ДД.ММ.ГГГГ Л.А. обратился в администрацию муниципального района г. Нея и Нейский район с заявлением о пересмотре приведенного выше заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с учетом заключения обследования технического состояния квартиры, проведенного ООО "Облстройинвестпроект". ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Л.А. был дан ответ, что межведомственная комиссия, ознакомившись с заключением "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ, единогласно приняла решение оставить заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ без изменений (л.д. 52).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).
Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В силу пункта 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами (п. 13).
Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств (п. 16).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42).
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43).
Суд, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что Л.Е. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом суд правомерно исходил из того, что обследование межведомственной комиссией жилого помещения, в котором проживает Л.Е., было проведено в нарушении вышеназванного Положения.
Поскольку Л. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, то данное обстоятельство является самостоятельным основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как правильно указал суд.
Довод апелляционной жалобы главы городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район, что допустимым доказательством постановки Л.Е. на учет нуждающейся в жилом помещении, может являться лишь акт обследования межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. N 320-ЗКО, является не состоятельным.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" для принятия решения о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет гражданина необходимо представить копию заключения межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для постоянного проживания в случае, если жилое помещение гражданина признано непригодным для проживания в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
В данном случае основанием для постановки Л.Е. на учет нуждающейся в жилом помещении является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а не проживание в непригодном помещении.
То обстоятельство, что Л.Е. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, подтверждается заключением ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетеля ФИО15., который суду показал, что проживал в доме, в котором живет Л.Е. В доме неисправна система вентиляции, из-за высокой влажности в квартире была постоянно плесень, из-за чего его дети постоянно болели, он был вынужден уехать из квартиры. Вода в доме часто отсутствует, с наружной стороны по всему дому идут трещины, капитального ремонта в доме ни разу не проводилось (л.д. 79).
Свидетель ФИО16 дала показания, что в квартире, где проживает Л.Е., плесень, трещины на потолке и стенах, потолки провисают, плохая вентиляция и канализация (л.д. 79).
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области С. подтвердил то обстоятельство, что капитальный ремонт дома, в котором проживает Л.Е., ни разу не проводился. Пояснил, что дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с которой капитальный ремонт данного дома будет проведен в период 2024-2043 г.г.
Довод апелляционной жалобы о том, что Л.Е. имела возможность вновь обратиться в межведомственную комиссию, представив техническое заключение ООО "Облстройинвестпроект" от ДД.ММ.ГГГГ., также является не состоятельным, поскольку, как указывалось выше, сын Л.Е. - Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального района г. Нея и Нейский район с заявлением о пересмотре заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с учетом заключения обследования технического состояния квартиры, проведенного ООО "Облстройинвестпроект", однако в этом ему было отказано.
Необоснованно утверждение в апелляционной жалобе главы администрации муниципального района г. Нея и Нейский район о том, что предметом обследования ООО "Облстройинвестпроект" являлся весь жилой дом, а не квартира, поскольку, как видно из заключения ООО "Облстройинвестпроект" предметом обследования являлась квартира N в доме N по <адрес>
Исследовав все обстоятельства и доказательства по делу, учитывая отсутствие в квартире Л.Е. вентиляции, неисправности: электропроводки, системы отопления, водопровода и канализации в доме, в котором проживает Л.Е. - вдова участника Великой Отечественной войны, которая к тому же сама является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 8), ее преклонный возраст и состояния здоровья, суд пришел к обоснованным выводам о том, что Л.Е. проживает в помещении, не отвечающем установленных для жилых помещений требованиям, и о необходимости постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем из мотивировочной части решения подлежит исключению вывод суда, содержащийся на 4 листе в 10 абзаце, о том, что Л.Е. проживает в помещении, не пригодном для проживания, поскольку согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, вопрос признания жилых помещений непригодными для проживания отнесен к исключительной компетенции межведомственной комиссии, а не суда.
Исключение данного вывода суда не влияет на правильность постановленного решения, поскольку судом установлено, что Л.Е. проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что является самостоятельным основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении и постановки на учет.
Между тем, решение суда в части взыскания с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л.А. и Л.Е. расходов на обследование жилищных условий квартиры ООО "Облстройинвестпроект" по <данные изъяты>. в пользу каждого и возмещение затрат по уплате госпошлины по <данные изъяты> в пользу каждого, нельзя признать законным и обоснованным и в этой части решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку истцом по делу является лишь Л.Е., то только в ее пользу подлежат взысканию судебные расходы, несмотря на то обстоятельство, что согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Л.А. произвел оплату ООО "Облстройинвестпроект" за обследование квартиры в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 24). Л.А., производя оплату, действовал в интересах Л.Е., как ее представитель по нотариально удостоверенной доверенности.
С учетом изложенного в пользу Л.Е. с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области подлежат взысканию расходы на обследование квартиры ООО "Облстройинвестпроект" <данные изъяты> руб., по <данные изъяты> руб. с каждого из ответчиков, а также подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., по <данные изъяты> руб. с каждого из ответчиков.
Кроме того, из первого абзаца резолютивной части решения подлежат исключению слова "Л.А. в интересах", поскольку истцом по делу является лишь Л.Е.
Также из пятого абзаца резолютивной части решения подлежат исключению слова "в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку в данной правовой норме приводится перечень лиц, являющиеся ветеранами Великой Отечественной войны, а Л.Е. подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нейского районного суда Костромской области от 11 марта 2014 года в части взыскания с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области и с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л. ФИО17 и Л. ФИО18 расходов на обследование жилищных условий квартиры ООО "Облстройинвестпроект" по 2 <данные изъяты> в пользу каждого и возмещение затрат по уплате госпошлины по <данные изъяты> руб. в пользу каждого - изменить.
Взыскать с администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л. ФИО19 расходы на обследование квартиры ООО "Облстройинвестпроект" <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в пользу Л. ФИО20 расходы на обследование квартиры ООО "Облстройинвестпроект" <данные изъяты> руб. расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Исключить из мотивировочной части решения вывод суда, содержащийся на 4 листе в 10 абзаце, о том, что Л.Е. проживает в помещении, не пригодном для проживания.
Исключить из первого абзаца резолютивной части решения слова "Л. ФИО21 в интересах".
Исключить из пятого абзаца резолютивной части решения слова "в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)