Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N А56-31869/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N А56-31869/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой, И.Г.Брюхановой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Еремина Е.В. - доверенность от 21.01.2014
от ответчика (должника): предст. Горбовский Д.В. - доверенность от 10.01.2014, предст. Кузин Ю.Э. - доверенность от 03.03.2014
- от третьих лиц: 1) предст. Иванова Л.В. - доверенность от 29.01.2014;
2) не явился (извещен)
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1243/2014) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2013 по делу N А56-31869/2013 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
третьи лица: 1) Комитет по тарифам Санкт-Петербурга,
2) Жилищный комитет Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания от 25.04.2013 N 05/47р

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (ОГРН 1037851027004, место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, оф. 204; далее - ООО "ГЦКС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 25.04.2013 N 02/47р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по тарифам Санкт-Петербурга и Жилищный комитет Санкт-Петербурга.
Решением суда от 12.11.2013 заявление удовлетворено, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания Инспекции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции дана неправильная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильно применены нормы материального права. По мнению ГЖИ, неисполнимость предписания вовсе не свидетельствует о его незаконности, данное обстоятельство может быть оценено лишь при решении вопроса о привлечении к административной ответственности за неисполнение предписания.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы.
Представитель заявителя доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Комитета по тарифам поддержал апелляционную жалобу Инспекции, представил письменный отзыв.
Жилищный комитет извещен надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 03.03.2014 по 11.03.2014, 16 час. 20 мин.
После перерыва 11.03.2014 судебное заседание продолжено. От Инспекции и Комитета поступили дополнение к апелляционной жалобе и дополнение к отзыву на жалобу, в которых указанные лица, ссылаясь на распоряжение Комитета по тарифам от 20.12.2012 N 589-р, поясняют, что на 2013 год тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению установлен в размере 1175,00 руб./Гкал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в связи с обращением жителей жилого дома N 18, корп. 3 по ул. Юных Пионеров в г. Красное село, Санкт-Петербург (от 06.03.2013 вх. N 4222/13-1) по вопросам ненадлежащего качества горячего водоснабжения, неправильного начисления платы за общедомовые нужды, а также текущего ремонта и эксплуатации дома, и на основании распоряжения от 01.04.2013 N 02/47-р Инспекцией 03.04.2013 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Городской центр коммунального сервиса" по адресу находящегося в его управлении многоквартирного дома (Санкт-Петербург, г. Красное село, ул. Юных Пионеров, д. 18, корп. 3). В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом по указанному адресу оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, которые функционируют и находятся в исправном состоянии. Горячее водоснабжение в доме осуществляется посредством функционирования бойлерной установки, централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует. В ходе проверки начислений платы за коммунальные услуги выявлено, что плата за горячее водоснабжение производится по тарифу 70,5 руб./куб. м, применяемому для централизованных систем горячего водоснабжения. Обоснование сверхнормативных расходов холодной и горячей воды на общедомовые нужды Обществом не представлено.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 03.04.2013 N 02/47-р (л.д. 48-51).
25.04.2013 Инспекцией в адрес ООО "ГЦКС" выдано предписание N 02/47р, в котором указано, что заявителем допускаются нарушения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: отсутствуют обоснования сверхнормативных расходов воды на общедомовые нужды при начислении платы за коммунальные услуги, в том числе за счет неправомерного предъявления расхода горячей воды для общедомовых нужд по стоимости 70,5 руб./куб. м. Предписано в срок до 01.07.2013 произвести перерасчет.
Полагая указанное предписание незаконным, ООО "ГЦКС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ООО "ГЦКС", пришел к выводу о неисполнимости оспариваемого предписания ГЖИ в силу того, что представитель Инспекции не смог пояснить суду какие показатели должно использовать Общество при проведении расчета с учетом того обстоятельства, что нормативы расхода ресурсов, которые необходимы для такого расчета, Правилами N 354 и иными нормативными правовыми актами не установлены.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила (далее - Правила N 354), расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учетом пунктов 40 и 54 Правил N 354 и формул, содержащихся в Приложении N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент проверки) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Согласно пункту 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, горячая вода по адресу: дом N 18, корп. 3 по ул. Юных Пионеров в г. Красное село с использованием централизованной системы горячего водоснабжения не поставляется, а готовится при помощи общего имущества собственников дома (бойлерной установки) с использованием холодной воды, то есть система горячего водоснабжения в доме является нецентрализованной.
Как пояснили в судебном заседании представители заявителя (управляющей компании) и ГЖИ, горячая вода приготавливается путем ее подогрева за счет поступающего централизованно коммунального ресурса на отопление (от централизованной трубы на отопление отходит ответвление в виде спирали на обогрев бойлера, в который поступает холодная вода).
Однако, Инспекцией в ходе проверки установлено, что Общество начисляет плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в размере 70,50 руб./куб. м, что соответствует установленному распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2012 N 589-р на период с 01.01.2013 по 30.06.2013 размеру платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при централизованном приготовлении горячей воды (информационное письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.01.2013 N 01-14-107/13-0-0). Фактически размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме рассчитывается Обществом на основании пункта 44 Правил по формуле 10 приложения N 2 к Правилам с использованием в качестве тарифа на коммунальный ресурс указанного размера платы за куб. м горячей воды.
Суд первой инстанции признал такой расчет не соответствующим пункту 54 Правил и апелляционная коллегия соглашается с такой оценкой суда.
Вместе с тем, апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда первой инстанции о невозможности произвести расчет в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 ввиду того, что нормативы расходов ресурсов, которые необходимы для такого расчета, в Правилах не предусмотрены и иными нормативными правовыми актами не установлены, что делает оспариваемое предписание ГЖИ неисполнимым.
Ошибочность данных выводов суда первой инстанции заключается в следующем.
Как следует из приведенной в приложении N 2 к Правилам N 354 формуле 20, при расчете платы на коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил такой показатель как норматив расходов ресурсов не применяется. Размер рассчитывается по формуле:

гв
V
гв гв хв кр i кр
P = V x Т + SUM ( V x --------- x Т ),
i i v v гв v
SUM V
i i

где:
гв
V - объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в
i
i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в
- соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
- хв
Т - тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при
самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему
водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской
- Федерации;
- кр
V - объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное
v
топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на
подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем
- коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- кр
Т - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный
v
период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению,
установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
гв
Объем (количество) горячей воды (V ) в соответствии с пунктами 42 и 43
i
Правил определяется в рассматриваемом случае по показателям приборов учета,
наличие которых установлено в ходе проверки и не оспаривается заявителем.
Тариф на холодную воду установлен распоряжением Комитета по тарифам от 30.11.2012 N 422-р и на 2013 год составил 17,27 руб. /куб. м.
кр
Объем v-го коммунального ресурса V - (тепловая энергия), использованный
v
за расчетный период на подогрев холодной воды, Общество имело возможность
рассчитать самостоятельно, несмотря на доводы о том, что прибор учета
установлен только один и считает общее количество поступающего
централизованно коммунального ресурса на отопление. В такой ситуации Обществу
следовало произвести разницу между общим количеством полученного
коммунального ресурса по показаниям приборов учета за минусом рассчитанного в
соответствии с Правилами N 354 количества коммунального ресурса на
отопление жилых помещений (при наличии в квартирах приборов учета - по
показаниям таких приборов, при отсутствии приборов учета - по нормативам).
кр
Тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (Т ), использованный за
v
расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему
водоснабжению, установлен пунктом 1 распоряжения Комитета по тарифам от
20.12.2012 N 589-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за
коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему
водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию для
граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-
Петербурга на 2013 год", и составил в период с 01.01.2013 по 30.06.2103 -
1175,00 руб./Гкал, а с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 1351,25 руб./Гкал.
Доводы Общества о том, что при расчете за горячее водоснабжение в домах с нецентрализованной системой горячего водоснабжения уполномоченным Правительством РФ органом должен устанавливаться специальный тариф, основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ, которой установлено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, то есть в порядке, установленном пунктом 54 Правил N 354. Никаких специальных методик расчета законодателем также не предусмотрено, за исключением приведенных в Приложении N 2 к Правилам N 354 формул.
Вопреки доводам заявителя, никакой специальной методики расчетов при расчете за горячее водоснабжение в домах с нецентрализованной системой горячего водоснабжения действующим законодательством не предусмотрено, расчет производится посредством алгоритма, установленного в формуле 20 приложения N 2 к Правилам N 354.
Заявитель попытался в своем расчете, приведенном в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу, показать, что размер платы за горячую воду по формуле, предложенной Комитетом и ГЖИ, будет в разы превышать расчет, содержащийся в квитанции за февраль 2013 года (л.д. 43). Однако предложенный Обществом расчет некорректен, произведен без учета требований пункта 54 Правил N 354 и формулы 20 Приложения N 2 к Правилам.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в ходе проверки Инспекцией не доказано наличие сверхнормативных расходов воды (холодной и горячей) на общедомовые нужды.
Вместе с тем, оспариваемое предписание выдано Обществу в связи с неправомерным начислением платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды по стоимости 70,5 руб./куб. м, что не соответствует вышеприведенным Правилам, а также содержит требование в срок до 01.07.2013 произвести перерасчет. Никаких дополнительных требований в связи с установленным Инспекцией в ходе проверки сверхнормативным расходованием воды оспариваемое предписание не содержит, а следовательно, в указанной части не нарушает права заявителя.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления ООО "Городской центр коммунального сервиса".
В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная при подаче заявления государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 ноября 2013 года по делу N А56-31869/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)