Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Армада"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2015 по делу N А40-27052/2014 судьи Каменской О.В. (21-227)
по заявлению ООО "Армада" (ОГРН 5077746678125)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: Воробьева Е.Е. по дов. от 31.08.2015, Жаринова Е.Н. по дов. от 31.08.2015;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
ООО "Армада" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в подготовке и выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка от 25.12.13 N 33-5-38946/13-(0)-1, обязании Департамент городского имущества города Москвы выдать Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу - г. Москва, проспект Мира, вл. 91, к. 3 на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2014 года по решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2014 года отменены, дело направлено в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2015 отказано в удовлетворении требований ООО "Армада" о признании незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в подготовке и выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка от 25.12.13 N 33-5-38946/13-(0)-1, обязании Департамент городского имущества города Москвы выдать Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Мира, вл. 91, к. 3 на кадастровой карте (плане) территории.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения оспариваемыми действиями конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден. Указал, что отсутствует совокупность предусмотренных АПК РФ условий для удовлетворения заявленных требований. Суд исходит из того, что на обращение общества Департаментом рассмотрено заявление и приложенные к нему документы, и принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, то есть, совершены действия, которые направлены на разрешение в установленном порядке обращения заявителя. Суд посчитал, что заявителем не обоснована площадь земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома. С учетом прав и законных интересов всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме по указанному адресу, для рассмотрения вопроса формирования земельного участка, как объекта имущества для дальнейшей регистрации на него права общей долевой собственности в соответствии с минимальными или максимальными границами, установленными проектом межевания территории квартала, необходимо представить протокол общего собрания указанных собственников по данному вопросу.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Настаивает на отсутствии у Департамента правовых оснований для вынесения оспариваемого решения об отказе. Указывает, что судом применены законы, не подлежащие применению, поскольку Порядок передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формирование земельных участков", утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП, утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.06.2014 N 323-ПП. Считает, что для выдачи распоряжения об утверждений схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории были представлены все необходимые документы. При этом проект межевания района по адресу: проспект Мира, вл. 91 корп. 3 был разработан и утвержден 02.06.2011.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Армада" на основании свидетельства о государственной регистрации права (серия 77-АМ N 102130 от 07 декабря 2009 года, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве) является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 91 корп. 3, общей площадью 1 539, 6 кв. м.
Указанное нежилое помещение входит в состав многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 91 корп. 3, что подтверждается выпиской из технического паспорта на здание, выданное ТБТИ СВАО г. Москвы.
19 декабря 2013 г. ООО "Армада" обратилось в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с заявлением о выдаче Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
В соответствии с решением Департамента городского имущества города Москвы от 25.12.2013 N 33-538946/13/0/1 административным органом издан отказ в подготовке Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу - г. Москва, пр-т Мира, вл. 91, корп. 3.
В качестве правового обоснования административным органом указано на отсутствие выписки из решения собрания собственников помещений в жилом доме по адресу: Проспект Мира, д. 91 корп., подтверждающей согласие собственников многоквартирного дома на формирование границ в соответствии с проектом межевания, либо в габаритах здания.
Решением от 25.12.2013 заявителю отказано в государственной регистрации права на основании ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ, п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ, ст. ст. 41, 42, 43 ГрК РФ, ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 со ссылкой на необходимость представления решения общего собрания собственников помещений о выборе варианта границ земельного участка.
Полагая, что действиями Департамента нарушены его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого решения.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконными действий необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что при рассмотрении настоящего дела совокупность таких обстоятельств установлена.
Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно частям 3 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Таким образом, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев с момента поступления заявления о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета. Полученный кадастровый план передается заявителю. Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким уполномоченным органом в городе Москве является Департамент городского имущества города Москвы, что следует из Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП.
Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 Постановления N 12-П).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса и Вводного закона, поэтому заявитель вправе требовать формирования границ этого участка в том числе и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того, введен дом в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после (за исключением случаев возведения самовольных построек), что соответствует правилам пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, департамент не вправе был отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.
Статьей 43 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В силу частей 1 и 8 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа, за исключением случая, упомянутого в части 8.1 данной статьи (если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры).
Статьей 63 Градостроительного кодекса определено, что в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса, в том числе по подготовке и утверждению документации по планировке территории, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Законами города Москвы полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, поэтому полномочия по подготовке и утверждению проектов межевания кварталов осуществляются органами государственной власти Москвы либо органами, которые наделены такими полномочиями законами Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 63, частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса, статьями 40, 42 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляется правительством Москвы с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания территории, разрабатываемых в виде отдельных документов, устанавливается правительством Москвы. По проектам межевания не подлежащих реорганизации застроенных жилых территорий также проводятся публичные слушания в порядке, установленном Градостроительным кодексом города Москвы.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.8 Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП (в редакции постановлений правительства Москвы от 22.08.2006 N 632-ПП, от 07.11.2006 N 880-ПП, от 14.08.2007 N 692-ПП), проекты межевания разрабатываются на территорию не менее квартала за счет средств бюджета города Москвы или иных средств и утверждаются уполномоченным органом правительства Москвы.
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, департамент утверждает проекты межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Особенности планировки особо охраняемых природных территорий определены статьей 56 Градостроительного кодекса города Москвы.
В соответствии со статьей 12 Закона о землепользовании уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по заявлению собственников многоквартирного дома формирует земельный участок в срок не более шести месяцев. Границы земельных участков устанавливаются на основании проектов межевания территории.
В настоящем случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что Проект межевания квартала, в границах которого расположен жилой дом по адресу: г. Москва, Проспект мира, д. 91, корп. 3, расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0022015:5 и 77:02:0022015:55 разработан и утвержден.
В рамках данного проекта жилого квартала под эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, Проспект мира, д. 91, корп. 3, предусмотрен участок ориентировочной площадью 0,878 га.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности утверждения плана границ земельного участка, судом апелляционной инстанций не установлено.
Таким образом отказ Департамента нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его недействительным.
В настоящем случае в обоснование оспариваемого заявителем отказа Департамент указал, что на собственников помещений в многоквартирном доме будут возложены дополнительные расходы, связанные, в том числе с содержанием прилегающей территории, в связи с чем при принятии решения о формировании земельного участка необходимо решать вопрос, связанный с выбором границ земельного участка. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе границ земельного участка в департамент не предоставлялся, в материалах дела также отсутствует.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.09.2015 N 09АП-33171/2015 ПО ДЕЛУ N А40-27052/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2015 г. N 09АП-33171/2015
Дело N А40-27052/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Армада"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2015 по делу N А40-27052/2014 судьи Каменской О.В. (21-227)
по заявлению ООО "Армада" (ОГРН 5077746678125)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: Воробьева Е.Е. по дов. от 31.08.2015, Жаринова Е.Н. по дов. от 31.08.2015;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
ООО "Армада" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в подготовке и выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка от 25.12.13 N 33-5-38946/13-(0)-1, обязании Департамент городского имущества города Москвы выдать Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу - г. Москва, проспект Мира, вл. 91, к. 3 на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2014 года по решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2014 года отменены, дело направлено в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2015 отказано в удовлетворении требований ООО "Армада" о признании незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в подготовке и выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка от 25.12.13 N 33-5-38946/13-(0)-1, обязании Департамент городского имущества города Москвы выдать Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Мира, вл. 91, к. 3 на кадастровой карте (плане) территории.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения оспариваемыми действиями конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден. Указал, что отсутствует совокупность предусмотренных АПК РФ условий для удовлетворения заявленных требований. Суд исходит из того, что на обращение общества Департаментом рассмотрено заявление и приложенные к нему документы, и принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, то есть, совершены действия, которые направлены на разрешение в установленном порядке обращения заявителя. Суд посчитал, что заявителем не обоснована площадь земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома. С учетом прав и законных интересов всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме по указанному адресу, для рассмотрения вопроса формирования земельного участка, как объекта имущества для дальнейшей регистрации на него права общей долевой собственности в соответствии с минимальными или максимальными границами, установленными проектом межевания территории квартала, необходимо представить протокол общего собрания указанных собственников по данному вопросу.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Настаивает на отсутствии у Департамента правовых оснований для вынесения оспариваемого решения об отказе. Указывает, что судом применены законы, не подлежащие применению, поскольку Порядок передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формирование земельных участков", утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП, утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.06.2014 N 323-ПП. Считает, что для выдачи распоряжения об утверждений схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории были представлены все необходимые документы. При этом проект межевания района по адресу: проспект Мира, вл. 91 корп. 3 был разработан и утвержден 02.06.2011.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Армада" на основании свидетельства о государственной регистрации права (серия 77-АМ N 102130 от 07 декабря 2009 года, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве) является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 91 корп. 3, общей площадью 1 539, 6 кв. м.
Указанное нежилое помещение входит в состав многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 91 корп. 3, что подтверждается выпиской из технического паспорта на здание, выданное ТБТИ СВАО г. Москвы.
19 декабря 2013 г. ООО "Армада" обратилось в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с заявлением о выдаче Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
В соответствии с решением Департамента городского имущества города Москвы от 25.12.2013 N 33-538946/13/0/1 административным органом издан отказ в подготовке Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу - г. Москва, пр-т Мира, вл. 91, корп. 3.
В качестве правового обоснования административным органом указано на отсутствие выписки из решения собрания собственников помещений в жилом доме по адресу: Проспект Мира, д. 91 корп., подтверждающей согласие собственников многоквартирного дома на формирование границ в соответствии с проектом межевания, либо в габаритах здания.
Решением от 25.12.2013 заявителю отказано в государственной регистрации права на основании ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ, п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ, ст. ст. 41, 42, 43 ГрК РФ, ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 со ссылкой на необходимость представления решения общего собрания собственников помещений о выборе варианта границ земельного участка.
Полагая, что действиями Департамента нарушены его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого решения.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконными действий необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что при рассмотрении настоящего дела совокупность таких обстоятельств установлена.
Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно частям 3 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Таким образом, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев с момента поступления заявления о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета. Полученный кадастровый план передается заявителю. Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким уполномоченным органом в городе Москве является Департамент городского имущества города Москвы, что следует из Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП.
Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 Постановления N 12-П).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса и Вводного закона, поэтому заявитель вправе требовать формирования границ этого участка в том числе и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того, введен дом в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после (за исключением случаев возведения самовольных построек), что соответствует правилам пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, департамент не вправе был отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.
Статьей 43 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В силу частей 1 и 8 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа, за исключением случая, упомянутого в части 8.1 данной статьи (если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры).
Статьей 63 Градостроительного кодекса определено, что в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса, в том числе по подготовке и утверждению документации по планировке территории, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Законами города Москвы полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, поэтому полномочия по подготовке и утверждению проектов межевания кварталов осуществляются органами государственной власти Москвы либо органами, которые наделены такими полномочиями законами Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 63, частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса, статьями 40, 42 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляется правительством Москвы с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания территории, разрабатываемых в виде отдельных документов, устанавливается правительством Москвы. По проектам межевания не подлежащих реорганизации застроенных жилых территорий также проводятся публичные слушания в порядке, установленном Градостроительным кодексом города Москвы.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.8 Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП (в редакции постановлений правительства Москвы от 22.08.2006 N 632-ПП, от 07.11.2006 N 880-ПП, от 14.08.2007 N 692-ПП), проекты межевания разрабатываются на территорию не менее квартала за счет средств бюджета города Москвы или иных средств и утверждаются уполномоченным органом правительства Москвы.
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, департамент утверждает проекты межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Особенности планировки особо охраняемых природных территорий определены статьей 56 Градостроительного кодекса города Москвы.
В соответствии со статьей 12 Закона о землепользовании уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по заявлению собственников многоквартирного дома формирует земельный участок в срок не более шести месяцев. Границы земельных участков устанавливаются на основании проектов межевания территории.
В настоящем случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что Проект межевания квартала, в границах которого расположен жилой дом по адресу: г. Москва, Проспект мира, д. 91, корп. 3, расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0022015:5 и 77:02:0022015:55 разработан и утвержден.
В рамках данного проекта жилого квартала под эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, Проспект мира, д. 91, корп. 3, предусмотрен участок ориентировочной площадью 0,878 га.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности утверждения плана границ земельного участка, судом апелляционной инстанций не установлено.
Таким образом отказ Департамента нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его недействительным.
В настоящем случае в обоснование оспариваемого заявителем отказа Департамент указал, что на собственников помещений в многоквартирном доме будут возложены дополнительные расходы, связанные, в том числе с содержанием прилегающей территории, в связи с чем при принятии решения о формировании земельного участка необходимо решать вопрос, связанный с выбором границ земельного участка. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе границ земельного участка в департамент не предоставлялся, в материалах дела также отсутствует.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)