Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.03.2014 N 33-1693/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. N 33-1693/2014


Судья Улыбина Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Свирской О.Д., Кабировой Е.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Т. на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении ее исковых требований к ТСЖ <...> об устранении нарушений жилищного законодательства.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., Т.
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Т. обратилась в суд с иском к ТСЖ <...> об устранении нарушений положений ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ и предоставлении ответа на ее обращение от <...>. В обоснование заявленных требований истица указала, что с <...> она является собственником <адрес>, управление которым осуществляет ответчик. Членом ТСЖ она не является. Помимо жилого помещения ей на праве собственности принадлежит часть общего имущества многоквартирного жилого дома. С <...> правление ТСЖ <...> не размещает на доске информации жилого дома необходимые сведения, в том числе, договор с ООО <...> по обследованию жилого дома и акт по результатам обследования, выполненного ООО <...>. Только в <...> она смогла ознакомиться с указанными документами. <...> она обратилась в ТСЖ <...> с заявлением, в котором просила предоставить ей для ознакомления все документы, представленные ООО <...> по договору об обследовании жилого дома и акт по результатам выполненных работ, просила ТСЖ дать ответы на поставленные в обращении вопросы в течение десяти дней, к <...>. Однако, подробные ответы на поставленные вопросы не получила, допущена к ознакомлению с документами не была. Полагает, со стороны правления ТСЖ <...> по отношению к ней имеет место нарушение положений ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ и просит обязать ответчика дать подробный ответ на все шесть вопросов ее обращения от <...> (л.д. 4 - 11).
В судебном заседании истица исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований Т. отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе она ссылается на те же основания, которые положила в обоснование заявленных исковых требований, а также указывает, что ее иск по существу судом не рассмотрен.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 143.1 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 20190 года N 731, под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Как следует из материалов гражданского дела, Т. с <...> является собственником <адрес>, общей площадью <...> кв. м, в <адрес> (л.д. 13), зарегистрирована и проживает по указанному адресу (л.д. 15).
С <...> управление комплексом недвижимого имущества в данном доме осуществляет ТСЖ <...>, членом которого истица не является с <...>.
<...> Т. обратилась в ТСЖ <...> с заявлением о предоставлении ей для ознакомления документов, представленных ООО <...> по договору N от <...> об обследовании многоквартирного жилого <адрес>, а также предоставлении ответа на поставленные в обращении вопросы об исполнении ТСЖ <...> рекомендаций ООО <...>, направленных на экономию тепловой, электрической энергии, нормализацию работы отопительной системы, водоснабжения и водоотведения, оплаты ликвидации недоделок, допущенных при строительстве жилого дома строительной компанией и порядка их устранения (л.д.. 17 - 19).
Письмом от <...> за N за подписью и.о. председателя ТСЖ <...> Т. дан ответ на ее обращение (л.д. 39), из которого следует, что ТСЖ <...> не усматривает оснований для предоставления истице истребуемых документов, так как они не входят в перечень, предусмотренный ст. 143.1 ЖК РФ. Кроме того, ответ содержит разъяснение о том, что устранение недостатков, допущенных при строительстве и выявленных в течение гарантийного срока, является обязанностью застройщика, товарищество ведет претензионные работы по данному вопросу с ЗАО <...>.
Истица полагает, что указанное письмо не содержит подробных ответов на поставленные ею в заявлении вопросы, то есть, со стороны Правления ТСЖ <...> по отношению к ней имеет место нарушение положений ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, а также правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по причине недоказанности истицей нарушения своего права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Как следует из заявления истицы от <...>, на основании договора с ТСЖ <...> ООО <...> осуществляло обследование жилого <адрес>, а именно, обследование придомовой территории, строительных конструкций, инженерных сетей, в результате чего было сделано заключение о состоянии дома и даны рекомендации по устранению строительных недостатков, в частности, системы отопления квартир и нежилых помещений дома, системы канализации.
Истица просила дать ей возможность подробно ознакомиться с документами, предъявленными ООО <...> в ТСЖ <...> по результатам обследования жилого дома, дать ей разъяснения относительно того, что сделано управляющей компанией по рекомендациям ООО <...> за два года.
Таким образом, требования истицы сводятся к ознакомлению ее с документами, касающимися содержания общего имущества многоквартирного дома, в частности отопительной системы.
Согласно Стандарту о раскрытии информации..., раскрытие информации управляющими организациями осуществляется на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491; услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, охрана подъезда, охрана коллективных автостоянок, учет собственников помещений в многоквартирном доме, иные услуги по управлению многоквартирным домом.
Согласно п. 11 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13 августа 2006 года N 491, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя, в числе прочего, проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистку и промывку водонапорных баков; проверку и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывку систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Пункт 19 Минимального перечня предусматривает, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах включают в себя испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывку централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что истица не имела права быть ознакомленной с заключением ООО <...> по результатам обследования жилого дома и полученными рекомендациями.
Кроме того, судебная коллегия считает безосновательным отказ ответчика предоставить истице для ознакомления вышеуказанные документы по тем основаниям, что у нее имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку реализация прав собственника жилого помещения в многоквартирном доме не может быть поставлена в зависимость от степени его добросовестности при исполнении обязанностей собственника жилого помещения. При наличии задолженности у истицы по оплате жилищно-коммунальных услуг ТСЖ вправе было взыскать ее в судебном порядке.
Вместе с тем, неправильность выводов суда в указанной части, не влияет на правильность решения суда в целом, которым отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Как следует из материалов дела, на момент обращения в суд истица была ознакомлена и с содержанием договора, заключенного с ООО <...> <...> и Актом N от <...>, в связи с чем, отсутствуют основания для обязания ответчика повторно знакомить ее с указанными документами. Кроме того, материалами дела подтверждается, что данная информация размещена на официальном сайте ТСЖ <...> и имеется в свободном доступе (л.д. 110 - 111).
Требования истицы об ознакомлении ее с другими документами, относящимися к проверке состояния жилого дома ООО <...> в <...> не могут быть удовлетворены, поскольку истица не конкретизировала, с какими именно документами она имеет намерение ознакомиться, что лишало суд возможности оценить указанные документы на предмет их относимости к минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что на свое обращение от <...> истица получила ответ от ответчика в установленный законом срок, то обстоятельство, что содержание ответа ее не устраивает, не является основанием для обязания ответчика дать ей повторный ответ.
Кроме того, ТСЖ обязано систематически отчитываться перед общим собранием собственников о проделанной работе по содержанию жилого дома, в связи с чем, истица не лишена возможности получить ответы на интересующие ее вопросы в части выполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию жилого дома на отчетном собрании.
Как собственник жилого помещения в многоквартирном жилом доме, истица имеет обязанность по содержанию общего имущества в доле, пропорциональной доле ее собственности, вследствие чего имеет и право на ознакомление с бухгалтерскими, финансовыми документами, из которых следует информация о расходовании, в том числе и принадлежавших ей денежных средств, о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривает.
Руководствуясь статьями 321 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)