Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1" - до перерыва - Постновой И.А. (доверенность от 09.01.2014), после перерыва - представитель не явился,
представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09-14 апреля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилье-11-1"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 января 2014 года по делу N А49-9818/2013 (судья Петрова Н.Н.), рассмотренное в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1" (ОГРН 1075836003286, ИНН 5836626689), г. Пенза,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (ОГРН 1055803502920, ИНН 5837023563), г. Пенза,
о признании незаконным и отмене постановления от 14 ноября 2013 года N 816,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1" (далее - общество, ООО "УО "Жилье-11-1") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (далее - административный орган, Роспотребнадзор) по делу об административном правонарушении от 14.11.2013 N 816 в соответствии с которым привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 6 000 руб. (л.д. 5-6).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2014 по делу N А49-9818/2013 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано (л.д. 74-83).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 99-101).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 09.04.2014 до 12 час. 30 мин. 14.04.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая организация "Жилье-11-1" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Основной государственный регистрационный номер 1075836003286.
29.10.2013 в Роспотребнадзор поступило обращение гражданки Тимаевой А.И., проживающей по адресу: г. Пенза пр. Строителей, 25-354, с просьбой проанализировать платежные квитанции, выставляемые ООО "УО "Жилье-11-1", собственникам многоквартирного дома.
По результатам проведенной административным органом проверки выявлено в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а именно: неуказание в счетах- квитанциях, выставленных ООО "УО "Жилье-11-1" за коммунальные услуги за сентябрь 2013 г. собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: г. Пенза пр. Строителей, 25-354, информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренной подпунктом "е" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила N 354), о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок, сведений о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 Правил N 354.
08.11.2013 Роспотребнадзором в отношении ООО "УО "Жилье-11-1", в присутствии его законного представителя - генерального директора Першина Д.В., составлен протокол N 816 об административном правонарушении (л.д. 11).
По результатам рассмотрения административного дела 14.11.2013 административным органом, в отсутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела, вынесено постановление N 816 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6 000 руб. (л.д. 29)
Считая вышеуказанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно подпункту "е" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются: общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме) и сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил.
В силу положений части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что ООО "УО "Жилье - 11-1" является управляющей организацией по оказанию коммунальных услуг, предоставляемых потребителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза пр. Строителей, 25.
Материалами дела, а именно: счетом-квитанцией (л/с1677) за сентябрь 2013, протоколом об административном правонарушении от 08.11.2013 N 816, подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Доказательства того, что обществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат (статья 2.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что административный орган обоснованно установил вину заявителя и факт совершения им административного правонарушения, квалифицировав его по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о невозможности размещения в счетах-квитанциях информации, предусмотренной подпунктом "е" пункта 69 Правил N 354 из-за неудобства снятия показаний приборов учета потребляемых домом ресурсов несостоятелен.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета установлена подпунктом "е" пункта 31 названных Правил.
Подпункт "г" пункта 33 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг предоставляет потребителю право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг указывать в платежном документе информацию о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета соответствующего вида коммунальных ресурсов установлена подпунктом "е" пункта 69 Правил N 354.
Следовательно, отражение в платежном документе показаний коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса является обязательным для всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, предоставляющих потребителю коммунальные услуги. Правила N 354 не содержат оснований освобождения исполнителей коммунальных услуг от обязанности предоставлять потребителям вышеуказанную информацию. Исполнение обязанности по предоставлению вышеуказанной информации не обусловлено наличием или отсутствием каких-либо технических параметров используемых приборов учета или их количеством.
Отсутствие сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса значительно нарушает права потребителя на получение необходимой информации об услуге, поскольку исключает возможность проверить правильность начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод общества о том, что указание сведений о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок, о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги не является обязательным, так как потребителю субсидии, льготы, рассрочка (отсрочка) не предоставлялись.
Согласно пункту 72 Правил N 354, если начисленный потребителю в соответствии с требованиями настоящего раздела размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внесения платы за такую коммунальную услугу в рассрочку на условиях, указанных в настоящем пункте.
Предоставление такой возможности осуществляется путем включения в платежный документ, предоставляемый исполнителем потребителю, наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу за истекший (истекшие) расчетный период, в котором (которых) возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому платежному документу.
Согласно пункту 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг утверждена Приказом Минрегионразвития РФ от 19.09.2011 N 454.
Данная форма содержит обязательную для предоставления потребителям информацию "Расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа" (раздел 6), "Льготы, субсидии, руб." (раздел 3).
Счета-квитанции, выставляемые потребителям обществом, не содержат вообще какой-либо информации о субсидиях, льготах, рассрочке, вне зависимости от наличия или отсутствия прав потребителя на них.
В случае, если конкретному потребителю в расчетном периоде не предоставляются соответствующие субсидии, льготы, рассрочка, указанные графы в платежном документе не заполняются исполнителем.
Судом первой инстанции сделал правильный вывод, что административным органом в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.49 КоАП РФ, вынесено постановление от 14.11.2013 N 816 по делу об административном правонарушении при наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Установленный порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Мера ответственности определена в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку общества, что его позиция подтверждается решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 27.08.2013 по делу N 21449/2013 и определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 18.10.2013.
Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 27.08.2013 суд признал незаконным бездействие ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов", выразившееся в недоведении до потребителей в счетах-квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.
Определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 18.10.2013 разъяснено решение суда.
Вышеуказанные судебные акты в силу положений части 3 статьи 69 АПК РФ не является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего жалобу ООО "УО Жилье11-1" на постановление Роспотребнадзора от 14.11.2013 N 816 по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, данные судебные акты суда общей юрисдикции не опровергают правильность выводов, сделанных судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения обществу заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу ошибочно уплаченную по платежному поручению от 18.02.2014 N 124 государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 января 2014 года по делу N А49-9818/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилье -11-1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилье -11-1" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 18 февраля 2014 года N 124 государственную пошлину в сумме 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2014 ПО ДЕЛУ N А49-9818/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу N А49-9818/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1" - до перерыва - Постновой И.А. (доверенность от 09.01.2014), после перерыва - представитель не явился,
представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09-14 апреля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилье-11-1"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 января 2014 года по делу N А49-9818/2013 (судья Петрова Н.Н.), рассмотренное в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1" (ОГРН 1075836003286, ИНН 5836626689), г. Пенза,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (ОГРН 1055803502920, ИНН 5837023563), г. Пенза,
о признании незаконным и отмене постановления от 14 ноября 2013 года N 816,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1" (далее - общество, ООО "УО "Жилье-11-1") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (далее - административный орган, Роспотребнадзор) по делу об административном правонарушении от 14.11.2013 N 816 в соответствии с которым привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 6 000 руб. (л.д. 5-6).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2014 по делу N А49-9818/2013 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано (л.д. 74-83).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 99-101).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 09.04.2014 до 12 час. 30 мин. 14.04.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая организация "Жилье-11-1" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Основной государственный регистрационный номер 1075836003286.
29.10.2013 в Роспотребнадзор поступило обращение гражданки Тимаевой А.И., проживающей по адресу: г. Пенза пр. Строителей, 25-354, с просьбой проанализировать платежные квитанции, выставляемые ООО "УО "Жилье-11-1", собственникам многоквартирного дома.
По результатам проведенной административным органом проверки выявлено в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а именно: неуказание в счетах- квитанциях, выставленных ООО "УО "Жилье-11-1" за коммунальные услуги за сентябрь 2013 г. собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: г. Пенза пр. Строителей, 25-354, информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренной подпунктом "е" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила N 354), о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок, сведений о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 Правил N 354.
08.11.2013 Роспотребнадзором в отношении ООО "УО "Жилье-11-1", в присутствии его законного представителя - генерального директора Першина Д.В., составлен протокол N 816 об административном правонарушении (л.д. 11).
По результатам рассмотрения административного дела 14.11.2013 административным органом, в отсутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела, вынесено постановление N 816 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6 000 руб. (л.д. 29)
Считая вышеуказанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно подпункту "е" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются: общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме) и сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил.
В силу положений части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что ООО "УО "Жилье - 11-1" является управляющей организацией по оказанию коммунальных услуг, предоставляемых потребителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза пр. Строителей, 25.
Материалами дела, а именно: счетом-квитанцией (л/с1677) за сентябрь 2013, протоколом об административном правонарушении от 08.11.2013 N 816, подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Доказательства того, что обществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат (статья 2.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что административный орган обоснованно установил вину заявителя и факт совершения им административного правонарушения, квалифицировав его по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о невозможности размещения в счетах-квитанциях информации, предусмотренной подпунктом "е" пункта 69 Правил N 354 из-за неудобства снятия показаний приборов учета потребляемых домом ресурсов несостоятелен.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета установлена подпунктом "е" пункта 31 названных Правил.
Подпункт "г" пункта 33 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг предоставляет потребителю право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг указывать в платежном документе информацию о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета соответствующего вида коммунальных ресурсов установлена подпунктом "е" пункта 69 Правил N 354.
Следовательно, отражение в платежном документе показаний коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса является обязательным для всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, предоставляющих потребителю коммунальные услуги. Правила N 354 не содержат оснований освобождения исполнителей коммунальных услуг от обязанности предоставлять потребителям вышеуказанную информацию. Исполнение обязанности по предоставлению вышеуказанной информации не обусловлено наличием или отсутствием каких-либо технических параметров используемых приборов учета или их количеством.
Отсутствие сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса значительно нарушает права потребителя на получение необходимой информации об услуге, поскольку исключает возможность проверить правильность начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод общества о том, что указание сведений о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок, о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги не является обязательным, так как потребителю субсидии, льготы, рассрочка (отсрочка) не предоставлялись.
Согласно пункту 72 Правил N 354, если начисленный потребителю в соответствии с требованиями настоящего раздела размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внесения платы за такую коммунальную услугу в рассрочку на условиях, указанных в настоящем пункте.
Предоставление такой возможности осуществляется путем включения в платежный документ, предоставляемый исполнителем потребителю, наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу за истекший (истекшие) расчетный период, в котором (которых) возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому платежному документу.
Согласно пункту 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг утверждена Приказом Минрегионразвития РФ от 19.09.2011 N 454.
Данная форма содержит обязательную для предоставления потребителям информацию "Расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа" (раздел 6), "Льготы, субсидии, руб." (раздел 3).
Счета-квитанции, выставляемые потребителям обществом, не содержат вообще какой-либо информации о субсидиях, льготах, рассрочке, вне зависимости от наличия или отсутствия прав потребителя на них.
В случае, если конкретному потребителю в расчетном периоде не предоставляются соответствующие субсидии, льготы, рассрочка, указанные графы в платежном документе не заполняются исполнителем.
Судом первой инстанции сделал правильный вывод, что административным органом в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.49 КоАП РФ, вынесено постановление от 14.11.2013 N 816 по делу об административном правонарушении при наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Установленный порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Мера ответственности определена в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку общества, что его позиция подтверждается решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 27.08.2013 по делу N 21449/2013 и определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 18.10.2013.
Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 27.08.2013 суд признал незаконным бездействие ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов", выразившееся в недоведении до потребителей в счетах-квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.
Определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 18.10.2013 разъяснено решение суда.
Вышеуказанные судебные акты в силу положений части 3 статьи 69 АПК РФ не является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего жалобу ООО "УО Жилье11-1" на постановление Роспотребнадзора от 14.11.2013 N 816 по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, данные судебные акты суда общей юрисдикции не опровергают правильность выводов, сделанных судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения обществу заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу ошибочно уплаченную по платежному поручению от 18.02.2014 N 124 государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 января 2014 года по делу N А49-9818/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилье -11-1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилье -11-1" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 18 февраля 2014 года N 124 государственную пошлину в сумме 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)