Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 1" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 декабря 2014 года по делу N А49-8727/2014 (судья Мещеряков А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 1" (ОГРН 1075803000393), город Кузнецк Пензенской области,
к Управлению Роспотребнадзора по Пензенской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в городе Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах, город Кузнецк Пензенской области,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 1" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в городе Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления N 592 от 06 августа 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Роспотребнадзора, апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.06.2014 г. в Управление Роспотребнадзора поступило письмо Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция) от 18.06.2014 г. N Б-2810-3, и акт проверки N 350 от 11.06.2014 г. (т. 2 л.д. 40-43), в котором указывалось, что в договорах, заключенных ООО "ЖЭУ N 1" с собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Белинского, д. 128А и ул. Белинского, д. 151, имеются условия, которые ущемляют права потребителей, в связи с чем административным органом в отношении общества был составлен протокол от 28.07.2014 г. и вынесено постановление N 592 от 06.08.2014 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 14. 8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.
ООО "ЖЭУ N 1" зарегистрировано 30.03.2007 г. Межрайонной ИФНС России N 1 по Пензенской области и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075803000393, а основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, и предметом деятельности названы эксплуатация и ремонт жилищного фонда.
Решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Белинского, д. 128А и ул. Белинского, д. 151, и заключенных договоров ООО "ЖЭУ N 1" осуществляет оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанных жилых домов.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, а согласно ч. 1.2 указанной статьи состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых относится, в частности, непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, а согласно ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в частности, а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы (п. п. "а"); крыши (п. п. "б"); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции (п. п. "в"); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения, включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции (п. п. "г"); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (п. п. "д").
Согласно п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества (п. п. "а"); обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (п. п. "б"); поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством температуру и влажность в таких помещениях (п. п. "в"); уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (п. п. "г"); сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов (п. п. "д"); меры пожарной безопасности (п. п. "е"); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в п. п. "а" - "д" п. 2 настоящих Правил (п. п. "з").
При этом согласно п. 11 Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 были утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень услуг и работ), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Согласно п. 2 названного Постановления Правительства РФ указанные перечень и Правила применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления, то есть после 20.04.2013 г.
В соответствии с п. 2 Правил N 290 перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в частности, в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление осуществляется непосредственно собственниками помещений, или в договоре оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (п. 3 Правил N 290).
Согласно п. 5 Правил N 290 периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством РФ. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством РФ.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, в соответствии со ст. 164 ЖК РФ.
В соответствии с п. 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу п. п. "а" п. 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно п. 32 Правил N 491 при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
Из приведенных положений правовых норм следует, что при непосредственном управлении многоквартирным домом перечень необходимых услуг и работ в отношении соответствующего дома из числа включенных в утвержденный Правительством РФ Минимальный перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения должны быть определены и отражены в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или в договоре оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
При этом размер платы за содержание и ремонт общего имущества должен быть определен договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы на основании решения общего собрания собственников помещений.
Как видно из материалов дела, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 128А по ул. Белинского в г. Кузнецке Пензенской области от 27.11.2013 г. общим собранием собственников был избран способ управления жилым домом - непосредственно собственниками помещений. При этом собрание также приняло решение об утверждении и заключении договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с ООО "ЖЭУ N 1" с учетом стоимости услуг и работ по договору по состоянию на дату проведения собрания в размере 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц (т. 1 л.д. 62-63).
В связи с этим общество (исполнитель) заключило с собственниками помещений указанного дома договор от 28.11.2013 г. на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (т. 1 л.д. 66-97).
Также в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 151 по ул. Белинского в г. Кузнецке Пензенской области от 15.11.2013 г. общим собранием собственников был избран способ управления жилым домом - непосредственно собственниками помещений. По второму вопросу принято решение о заключении договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома согласно прилагаемому образцу с обществом (т. 1 л.д. 64-65).
На этом основании общество заключило с собственниками помещений данного дома договор от 01.12.2013 г. на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (т. 1 л.д. 98-128).
В соответствии с п. 1.3 рассматриваемых договоров, которые определяют их предмет, исполнитель по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязался осуществлять деятельность по обслуживанию многоквартирного дома, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном договором.
Согласно п. 5.1 данных договоров цена договора устанавливается в размере 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц на дату заключения договора, исходя из стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также стоимости иных работ и услуг, которые составляют предмет договора.
Там же утверждается, что размер платы услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется на общем собрании собственников дома с учетом предложений исполнителя и составляет сумму размера платы за содержание и текущий ремонт мест общего пользования в размере 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц.
Как указывается в п. 4.1.1 рассматриваемых договоров, перечень выполняемых исполнителем работ и оказываемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества на весь период действия договора утвержден решением общего собрания собственников и приведен в Приложении N 6 к договору.
При этом проведенный анализ Приложений N 6 к договорам показывает, что перечень выполняемых исполнителем работ и оказываемых услуг разбит на два раздела (т. 1 л.д. 82-88, 113-120).
В первом разделе приведены виды услуг и работ, указанных в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290), выполняемых за счет платы, поступающей в порядке, предусмотренном п. 5.1 договора. В данном разделе Приложения N 6 перечислены соответствующие услуги и работы, их периодичность, а также указано, что стоимость этих услуг и работ за 1 кв. м помещения в месяц составляет 11 руб. 53 коп. на дату заключения договора.
Во втором разделе Приложения N 6 определены виды услуг и работ, указанных в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290), выполняемых за счет дополнительного финансирования из средств собственников помещений (в том числе, по решению общих собраний собственников помещений).
При этом в первый раздел Приложения N 6 к рассматриваемым договорам к числу услуг и работ, выполняемых за счет установленной договором платы в размере 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц, в отношении подвалов включены лишь услуги в виде контроля за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них.
Вместе с тем услуги и работы в виде проверки температурно-влажностного режима подвальных помещений, устранения причин его нарушения, а также проверки состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятия мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию, включены во второй раздел Приложения N 6 к договорам, как подлежащие выполнению лишь за счет дополнительного финансирования собственников.
Также все предусмотренные п. 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, работы, выполняемые в отношении фундаментов, в том числе, проверка технического состояния видимых частей конструкций, проверка состояния гидроизоляции фундаментов и т.д., в полном объеме включены во второй раздел Приложения N 6 к договорам, как подлежащие выполнению только за счет дополнительного финансирования собственников.
Кроме того, во второй раздел Приложения N 6 к договорам в качестве работ и услуг, подлежащих выполнению лишь за счет дополнительного финансирования собственников, включены все предусмотренные Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов (п. 3 Минимального перечня услуг и работ), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перегородок в многоквартирных домах (п. 10 Минимального перечня услуг и работ), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов (п. 11 Минимального перечня услуг и работ), а также общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах в виде постоянного контроля параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительного принятия мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем (п. 18 Минимального перечня услуг и работ).
Таким образом, согласно заключенным обществом с собственниками помещений договорам часть услуг и работ по содержанию общего имущества из числа включенных в утвержденный Правительством РФ Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежит выполнению обществом только лишь за счет дополнительного финансирования из средств собственников помещений сверх определенного договорами размера платы за содержание и ремонт общего имущества (цены договора), установленной в п. 5.1 договоров в сумме 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц, что явно противоречит приведенным положениям правовых норм ЖК РФ, Правил N 491 и Правил N 290 в их совокупности и взаимосвязи.
Что же касается довода общества о свободе договора, то он правильно отклонен судом, поскольку в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 23.02.1999 г. N 4-П, из смысла конституционных норм о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая ГК РФ провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (п. 1 ст. 1).
При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Согласно положениям ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Включенные обществом, являющимся профессиональным участником рассматриваемых правоотношений, в договоры на оказание услуг условия при соблюдении принципа свободы договора не должны противоречить законодательству и ущемлять права потребителей - собственников помещений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом в заключенные с собственниками помещений договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества были включены условия, предусматривающие выполнение части услуг и работ из числа включенных в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, за счет дополнительного финансирования из средств собственников помещений сверх определенного договорами в п. 5.1 размера платы за содержание и ремонт общего имущества, а поэтому суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
В данном случае общество как профессиональный участник этих правоотношений должно было при обычной степени заботливости и осмотрительности не допускать неправомерных действий, касающихся включения в договоры об оказании услуг по содержанию общего имущества условий, которые ущемляют права собственников помещений, являющихся потребителями предоставляемых обществом услуг.
При таких обстоятельствах факт вменяемого заявителю административного правонарушения, выразившегося во включении в договоры условий, ущемляющих установленные законодательством права потребителей, а также его вина подтверждаются материалами дела и установлены арбитражным судом.
Таким образом, общество является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено заявителю по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление N 592 от 06.08.2014 г. о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ штрафа в размере 10 000 рублей является законным и обоснованным.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 декабря 2014 года по делу N А49-8727/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 11АП-19923/2014 ПО ДЕЛУ N А49-8727/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А49-8727/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 1" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 декабря 2014 года по делу N А49-8727/2014 (судья Мещеряков А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 1" (ОГРН 1075803000393), город Кузнецк Пензенской области,
к Управлению Роспотребнадзора по Пензенской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в городе Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах, город Кузнецк Пензенской области,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 1" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в городе Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления N 592 от 06 августа 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Роспотребнадзора, апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.06.2014 г. в Управление Роспотребнадзора поступило письмо Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция) от 18.06.2014 г. N Б-2810-3, и акт проверки N 350 от 11.06.2014 г. (т. 2 л.д. 40-43), в котором указывалось, что в договорах, заключенных ООО "ЖЭУ N 1" с собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Белинского, д. 128А и ул. Белинского, д. 151, имеются условия, которые ущемляют права потребителей, в связи с чем административным органом в отношении общества был составлен протокол от 28.07.2014 г. и вынесено постановление N 592 от 06.08.2014 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 14. 8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.
ООО "ЖЭУ N 1" зарегистрировано 30.03.2007 г. Межрайонной ИФНС России N 1 по Пензенской области и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075803000393, а основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, и предметом деятельности названы эксплуатация и ремонт жилищного фонда.
Решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Белинского, д. 128А и ул. Белинского, д. 151, и заключенных договоров ООО "ЖЭУ N 1" осуществляет оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанных жилых домов.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, а согласно ч. 1.2 указанной статьи состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых относится, в частности, непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, а согласно ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в частности, а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы (п. п. "а"); крыши (п. п. "б"); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции (п. п. "в"); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения, включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции (п. п. "г"); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (п. п. "д").
Согласно п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества (п. п. "а"); обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (п. п. "б"); поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством температуру и влажность в таких помещениях (п. п. "в"); уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (п. п. "г"); сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов (п. п. "д"); меры пожарной безопасности (п. п. "е"); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в п. п. "а" - "д" п. 2 настоящих Правил (п. п. "з").
При этом согласно п. 11 Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 были утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень услуг и работ), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Согласно п. 2 названного Постановления Правительства РФ указанные перечень и Правила применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления, то есть после 20.04.2013 г.
В соответствии с п. 2 Правил N 290 перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в частности, в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление осуществляется непосредственно собственниками помещений, или в договоре оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (п. 3 Правил N 290).
Согласно п. 5 Правил N 290 периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством РФ. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством РФ.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, в соответствии со ст. 164 ЖК РФ.
В соответствии с п. 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу п. п. "а" п. 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно п. 32 Правил N 491 при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
Из приведенных положений правовых норм следует, что при непосредственном управлении многоквартирным домом перечень необходимых услуг и работ в отношении соответствующего дома из числа включенных в утвержденный Правительством РФ Минимальный перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения должны быть определены и отражены в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или в договоре оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
При этом размер платы за содержание и ремонт общего имущества должен быть определен договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы на основании решения общего собрания собственников помещений.
Как видно из материалов дела, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 128А по ул. Белинского в г. Кузнецке Пензенской области от 27.11.2013 г. общим собранием собственников был избран способ управления жилым домом - непосредственно собственниками помещений. При этом собрание также приняло решение об утверждении и заключении договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с ООО "ЖЭУ N 1" с учетом стоимости услуг и работ по договору по состоянию на дату проведения собрания в размере 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц (т. 1 л.д. 62-63).
В связи с этим общество (исполнитель) заключило с собственниками помещений указанного дома договор от 28.11.2013 г. на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (т. 1 л.д. 66-97).
Также в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 151 по ул. Белинского в г. Кузнецке Пензенской области от 15.11.2013 г. общим собранием собственников был избран способ управления жилым домом - непосредственно собственниками помещений. По второму вопросу принято решение о заключении договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома согласно прилагаемому образцу с обществом (т. 1 л.д. 64-65).
На этом основании общество заключило с собственниками помещений данного дома договор от 01.12.2013 г. на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (т. 1 л.д. 98-128).
В соответствии с п. 1.3 рассматриваемых договоров, которые определяют их предмет, исполнитель по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязался осуществлять деятельность по обслуживанию многоквартирного дома, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном договором.
Согласно п. 5.1 данных договоров цена договора устанавливается в размере 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц на дату заключения договора, исходя из стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также стоимости иных работ и услуг, которые составляют предмет договора.
Там же утверждается, что размер платы услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется на общем собрании собственников дома с учетом предложений исполнителя и составляет сумму размера платы за содержание и текущий ремонт мест общего пользования в размере 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц.
Как указывается в п. 4.1.1 рассматриваемых договоров, перечень выполняемых исполнителем работ и оказываемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества на весь период действия договора утвержден решением общего собрания собственников и приведен в Приложении N 6 к договору.
При этом проведенный анализ Приложений N 6 к договорам показывает, что перечень выполняемых исполнителем работ и оказываемых услуг разбит на два раздела (т. 1 л.д. 82-88, 113-120).
В первом разделе приведены виды услуг и работ, указанных в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290), выполняемых за счет платы, поступающей в порядке, предусмотренном п. 5.1 договора. В данном разделе Приложения N 6 перечислены соответствующие услуги и работы, их периодичность, а также указано, что стоимость этих услуг и работ за 1 кв. м помещения в месяц составляет 11 руб. 53 коп. на дату заключения договора.
Во втором разделе Приложения N 6 определены виды услуг и работ, указанных в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290), выполняемых за счет дополнительного финансирования из средств собственников помещений (в том числе, по решению общих собраний собственников помещений).
При этом в первый раздел Приложения N 6 к рассматриваемым договорам к числу услуг и работ, выполняемых за счет установленной договором платы в размере 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц, в отношении подвалов включены лишь услуги в виде контроля за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них.
Вместе с тем услуги и работы в виде проверки температурно-влажностного режима подвальных помещений, устранения причин его нарушения, а также проверки состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятия мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию, включены во второй раздел Приложения N 6 к договорам, как подлежащие выполнению лишь за счет дополнительного финансирования собственников.
Также все предусмотренные п. 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, работы, выполняемые в отношении фундаментов, в том числе, проверка технического состояния видимых частей конструкций, проверка состояния гидроизоляции фундаментов и т.д., в полном объеме включены во второй раздел Приложения N 6 к договорам, как подлежащие выполнению только за счет дополнительного финансирования собственников.
Кроме того, во второй раздел Приложения N 6 к договорам в качестве работ и услуг, подлежащих выполнению лишь за счет дополнительного финансирования собственников, включены все предусмотренные Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов (п. 3 Минимального перечня услуг и работ), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перегородок в многоквартирных домах (п. 10 Минимального перечня услуг и работ), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов (п. 11 Минимального перечня услуг и работ), а также общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах в виде постоянного контроля параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительного принятия мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем (п. 18 Минимального перечня услуг и работ).
Таким образом, согласно заключенным обществом с собственниками помещений договорам часть услуг и работ по содержанию общего имущества из числа включенных в утвержденный Правительством РФ Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежит выполнению обществом только лишь за счет дополнительного финансирования из средств собственников помещений сверх определенного договорами размера платы за содержание и ремонт общего имущества (цены договора), установленной в п. 5.1 договоров в сумме 11 руб. 53 коп. за кв. м в месяц, что явно противоречит приведенным положениям правовых норм ЖК РФ, Правил N 491 и Правил N 290 в их совокупности и взаимосвязи.
Что же касается довода общества о свободе договора, то он правильно отклонен судом, поскольку в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 23.02.1999 г. N 4-П, из смысла конституционных норм о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая ГК РФ провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (п. 1 ст. 1).
При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Согласно положениям ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Включенные обществом, являющимся профессиональным участником рассматриваемых правоотношений, в договоры на оказание услуг условия при соблюдении принципа свободы договора не должны противоречить законодательству и ущемлять права потребителей - собственников помещений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом в заключенные с собственниками помещений договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества были включены условия, предусматривающие выполнение части услуг и работ из числа включенных в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, за счет дополнительного финансирования из средств собственников помещений сверх определенного договорами в п. 5.1 размера платы за содержание и ремонт общего имущества, а поэтому суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
В данном случае общество как профессиональный участник этих правоотношений должно было при обычной степени заботливости и осмотрительности не допускать неправомерных действий, касающихся включения в договоры об оказании услуг по содержанию общего имущества условий, которые ущемляют права собственников помещений, являющихся потребителями предоставляемых обществом услуг.
При таких обстоятельствах факт вменяемого заявителю административного правонарушения, выразившегося во включении в договоры условий, ущемляющих установленные законодательством права потребителей, а также его вина подтверждаются материалами дела и установлены арбитражным судом.
Таким образом, общество является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено заявителю по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление N 592 от 06.08.2014 г. о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ штрафа в размере 10 000 рублей является законным и обоснованным.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 декабря 2014 года по делу N А49-8727/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)