Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Лист" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2014 по делу N А47-9260/2014 (судья Вернигорова О.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Лист" (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая организация "Лист") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 11.08.2014 N ПР-2563 об устранении нарушения жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2014 (резолютивная часть решения объявлена 13.11.2014) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Управляющая компания "Лист" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на незаконность оспоренного предписания. Обращает внимание на то, что в нарушение п. 4 Методических разработок по оформлению и заполнению бланков предписаний, актов, протоколов, журнала, применяемых в работе государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства Российской Федерации от 29.03.1995 N 8 (далее Методические разработки), в оспоренном предписании не отражены причины обследования и не конкретизированы перечень и объем работ, подлежащих выполнению. Также указывает на то, что в силу закона решение о демонтаже рекламной конструкции может быть принято общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, инициатором которого заявитель, как управляющая организация, быть не может. Кроме того, ссылается на принятие им мер по уведомлению собственника жилого помещения, на окнах которого размещена рекламная конструкция, о необходимости приведения размещения этой конструкции в соответствии с нормативными требованиями.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В представленных в материалы дела письменных возражениях на апелляционную жалобу ГЖИ по Оренбургской области в судебном заседании возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела ООО "Управляющая организация "Лист" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.07.2011 за основным государственным регистрационным номером 1115658021819, осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда и на основании протокола от 28.08.2014 N 1 общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 23/2 по ул. Просторная г. Оренбурга по выбору способа управления многоквартирным домом и протокола от 11.09.2014 N 2 заседания счетной группы по определению результатов голосования собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 23/2 по ул. Просторная г. Оренбурга по выбору способа управления домом в заочной форме, является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 23/2 по ул. Просторная в г. Оренбурге.
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области обращений жильцов указанного дома, содержащих сведения о нарушении их прав при эксплуатации этого дома, распоряжением руководителя инспекции от 07.08.2014 N 2563 назначено проведение внеплановой выездной проверки заявителя по вопросу надлежащего состояния этого жилого дома (размещение рекламы курсов английского языка на фасаде здания и санитарного состояния 4 подъезда).
Результаты проведенной в присутствии представителя общества проверки отражены в Акте проверки от 11.08.2014 N А-2563, из которого следует, что в ходе проверки выявлено нарушение 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН N 170) ввиду крепления к стенам дома рекламных щитов, установленных без соответствующих разрешений (реклама курсов английского языка на окнах кв. 142 со стороны дворового и главного фасадов, 4 подъезд).
По итогам указанного надзорного мероприятия заинтересованным лицом заявителю выдано предписание от 11.08.2014 N ПР-2563, которым предписано в срок до 01.10.2014 устранить указанное нарушение.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Оспоренное предписание вынесено Инспекцией по итогам надзорного мероприятия, проведенного в пределах полномочий, предоставленных ей ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 и пп. 2) п. 9 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук.
В силу п. 10 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, а также п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" инспекция наделена правом на выдачу обязательного к исполнению предписания обусловлено выявлением нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. При этом предписание должно быть направлено на устранение таких нарушений и отвечать критериям конкретности и исполнимости.
В рассматриваемом случае основанием выдачи оспоренного предписания явилось выявление в ходе внеплановой выездной проверки факта нарушения ООО "Управляющая организация "Лист" требований пункта 3.5.8 ПиН N 170.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу п. 10, пп."а" п. 16 которых общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (ч. 3).
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда установлен разделом II ПиН N 170, в соответствии с которым техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Требования к внешнему благоустройству зданий приведены в п. 3.5 ПиН N 170. В частности пунктом 3.5.8 ПиН N 170 на организации по обслуживанию жилищного фонда возложенная обязанность следить за недопущением в том числе крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
В материалы дела представлены заключенные с заявителем договор от 29.12.2012 управления многоквартирным домом и договор от 23.01.2013 N 142 о порядке содержания общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми заявитель (управляющая организация) обязался оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом N 23/2 по ул. Просторная в г. Оренбурге, осуществлять деятельность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и иную деятельность, направленную на достижение целей управления домом.
Таким образом, ООО "Управляющая организация "Лист" является организацией, ответственной за содержание общего имущества многоквартирного дома N 23/2 по ул. Просторная в г. Оренбурге, а потому на нем лежит установленная п. 3.5.8 ПиН N 170 обязанность по недопущению крепления к стенам этого здания растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств) без соответствующего разрешения.
Проведенной инспекцией проверкой установлен и не оспаривается по существу заявителем факт крепления к стенам дома N 23/2 по ул. Просторная в г. Оренбурге рекламных щитов (реклама курсов английского языка на окнах кв. 142 со стороны дворового и главного фасадов, 4 подъезд), установленных без соответствующих разрешений, что противоречит требованиям п. 3.5.8 ПиН N 170.
В этой связи оспоренное предписание, содержащее указание на необходимость устранения этого нарушения, следует признать выданным при наличии законных оснований.
По своему содержанию предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости. По существу, предписывая заявителю устранить допущенное нарушение, инспекция не ограничивает его в праве принятия любых законных мер, достаточных для исполнения предписания.
Податель апелляционной жалобы обоснованно ссылается на отсутствие в предписании предусмотренной п. 4 Методических разработок информации о причинах проведения обследования, а также о перечне и объемах работ, которые необходимо произвести для устранения допущенных нарушений.
Между тем, указанное несоответствие не привело к искажению либо неоднозначности понимания содержания предписания, и не нарушило права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а потому не может являться основанием для признания предписания недействительным.
Более того, обществом фактически предприняты меры к исполнению этого предписания (в материалы дела заявителем представлено письмо от 12.08.2014 на имя собственника кв. N 42 дома N 23/2 по ул. Просторная г. Оренбурга о необходимости законного обоснования размещения рекламной конструкции), что также подтверждает исполнимость оспоренного предписания и отсутствие неоднозначности его понимания.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований о признании такого предписания недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ООО "Управляющая организация "Лист" излишне уплачена госпошлина в размере 1000 руб. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, эта сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2014 по делу N А47-9260/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Лист" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Лист" (основной государственный регистрационный номер 1115658021819) из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.12.2014 N 935.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 18АП-124/2015 ПО ДЕЛУ N А47-9260/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N 18АП-124/2015
Дело N А47-9260/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Лист" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2014 по делу N А47-9260/2014 (судья Вернигорова О.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Лист" (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая организация "Лист") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 11.08.2014 N ПР-2563 об устранении нарушения жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2014 (резолютивная часть решения объявлена 13.11.2014) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Управляющая компания "Лист" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на незаконность оспоренного предписания. Обращает внимание на то, что в нарушение п. 4 Методических разработок по оформлению и заполнению бланков предписаний, актов, протоколов, журнала, применяемых в работе государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства Российской Федерации от 29.03.1995 N 8 (далее Методические разработки), в оспоренном предписании не отражены причины обследования и не конкретизированы перечень и объем работ, подлежащих выполнению. Также указывает на то, что в силу закона решение о демонтаже рекламной конструкции может быть принято общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, инициатором которого заявитель, как управляющая организация, быть не может. Кроме того, ссылается на принятие им мер по уведомлению собственника жилого помещения, на окнах которого размещена рекламная конструкция, о необходимости приведения размещения этой конструкции в соответствии с нормативными требованиями.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В представленных в материалы дела письменных возражениях на апелляционную жалобу ГЖИ по Оренбургской области в судебном заседании возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела ООО "Управляющая организация "Лист" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.07.2011 за основным государственным регистрационным номером 1115658021819, осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда и на основании протокола от 28.08.2014 N 1 общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 23/2 по ул. Просторная г. Оренбурга по выбору способа управления многоквартирным домом и протокола от 11.09.2014 N 2 заседания счетной группы по определению результатов голосования собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 23/2 по ул. Просторная г. Оренбурга по выбору способа управления домом в заочной форме, является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 23/2 по ул. Просторная в г. Оренбурге.
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области обращений жильцов указанного дома, содержащих сведения о нарушении их прав при эксплуатации этого дома, распоряжением руководителя инспекции от 07.08.2014 N 2563 назначено проведение внеплановой выездной проверки заявителя по вопросу надлежащего состояния этого жилого дома (размещение рекламы курсов английского языка на фасаде здания и санитарного состояния 4 подъезда).
Результаты проведенной в присутствии представителя общества проверки отражены в Акте проверки от 11.08.2014 N А-2563, из которого следует, что в ходе проверки выявлено нарушение 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН N 170) ввиду крепления к стенам дома рекламных щитов, установленных без соответствующих разрешений (реклама курсов английского языка на окнах кв. 142 со стороны дворового и главного фасадов, 4 подъезд).
По итогам указанного надзорного мероприятия заинтересованным лицом заявителю выдано предписание от 11.08.2014 N ПР-2563, которым предписано в срок до 01.10.2014 устранить указанное нарушение.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Оспоренное предписание вынесено Инспекцией по итогам надзорного мероприятия, проведенного в пределах полномочий, предоставленных ей ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 и пп. 2) п. 9 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук.
В силу п. 10 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, а также п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" инспекция наделена правом на выдачу обязательного к исполнению предписания обусловлено выявлением нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. При этом предписание должно быть направлено на устранение таких нарушений и отвечать критериям конкретности и исполнимости.
В рассматриваемом случае основанием выдачи оспоренного предписания явилось выявление в ходе внеплановой выездной проверки факта нарушения ООО "Управляющая организация "Лист" требований пункта 3.5.8 ПиН N 170.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу п. 10, пп."а" п. 16 которых общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (ч. 3).
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда установлен разделом II ПиН N 170, в соответствии с которым техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Требования к внешнему благоустройству зданий приведены в п. 3.5 ПиН N 170. В частности пунктом 3.5.8 ПиН N 170 на организации по обслуживанию жилищного фонда возложенная обязанность следить за недопущением в том числе крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
В материалы дела представлены заключенные с заявителем договор от 29.12.2012 управления многоквартирным домом и договор от 23.01.2013 N 142 о порядке содержания общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми заявитель (управляющая организация) обязался оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом N 23/2 по ул. Просторная в г. Оренбурге, осуществлять деятельность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и иную деятельность, направленную на достижение целей управления домом.
Таким образом, ООО "Управляющая организация "Лист" является организацией, ответственной за содержание общего имущества многоквартирного дома N 23/2 по ул. Просторная в г. Оренбурге, а потому на нем лежит установленная п. 3.5.8 ПиН N 170 обязанность по недопущению крепления к стенам этого здания растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств) без соответствующего разрешения.
Проведенной инспекцией проверкой установлен и не оспаривается по существу заявителем факт крепления к стенам дома N 23/2 по ул. Просторная в г. Оренбурге рекламных щитов (реклама курсов английского языка на окнах кв. 142 со стороны дворового и главного фасадов, 4 подъезд), установленных без соответствующих разрешений, что противоречит требованиям п. 3.5.8 ПиН N 170.
В этой связи оспоренное предписание, содержащее указание на необходимость устранения этого нарушения, следует признать выданным при наличии законных оснований.
По своему содержанию предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости. По существу, предписывая заявителю устранить допущенное нарушение, инспекция не ограничивает его в праве принятия любых законных мер, достаточных для исполнения предписания.
Податель апелляционной жалобы обоснованно ссылается на отсутствие в предписании предусмотренной п. 4 Методических разработок информации о причинах проведения обследования, а также о перечне и объемах работ, которые необходимо произвести для устранения допущенных нарушений.
Между тем, указанное несоответствие не привело к искажению либо неоднозначности понимания содержания предписания, и не нарушило права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а потому не может являться основанием для признания предписания недействительным.
Более того, обществом фактически предприняты меры к исполнению этого предписания (в материалы дела заявителем представлено письмо от 12.08.2014 на имя собственника кв. N 42 дома N 23/2 по ул. Просторная г. Оренбурга о необходимости законного обоснования размещения рекламной конструкции), что также подтверждает исполнимость оспоренного предписания и отсутствие неоднозначности его понимания.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований о признании такого предписания недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ООО "Управляющая организация "Лист" излишне уплачена госпошлина в размере 1000 руб. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, эта сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2014 по делу N А47-9260/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Лист" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Лист" (основной государственный регистрационный номер 1115658021819) из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.12.2014 N 935.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)