Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Даймонд" - представителя Рядновой М.А. (доверенность от 16.10.2015),
от Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары - представителя Храмовой О.В. (доверенность от 14.01.2015 N 04-19/00227),
от УФНС России по Самарской области - представителя Быкова В.С. (доверенность от 25.08.2015 N 12-22/0037),
от общества с ограниченной ответственностью "Вердикт" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Гермес" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Даймонд"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года по делу N А55-6138/2015 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даймонд", Самарская область, г. Самара,
к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц: УФНС России по Самарской области, Самарская область, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Вердикт", Самарская область, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Гермес", Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения налогового органа N 5658 от 07.10.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Даймонд" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары (далее - налоговый орган, Инспекция), в котором просит признать Решение ИФНС по Советскому району г. Самары от 07 октября 2014 года N 5658 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" незаконным (том 1 л.д. 6-9).
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены УФНС России по Самарской области, Самарская область, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Вердикт", Самарская область, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Гермес", Ульяновская область, г. Ульяновск (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, с учетом поступившего дополнения к апелляционной жалобе от 19.10.2015, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года по делу N А55-6138/2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Общества.
В материалы дела поступили отзывы Инспекции и Управления на апелляционную жалобу Общества, в которых налоговые органы просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года по делу N А55-6138/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу и дополнение к ней поддержала, просила ее удовлетворить.
Представители налоговых органов в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Общества, просили суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Представители ООО "Вердикт", ООО "Гермес" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных третьих лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Даймонд" является собственником земельных участков (далее - "спорные земельные участки") с кадастровыми номерами, соответственно:
-63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, 63:01:0909004:538, 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:542, 63:01:0909004:517, что подтверждается имеющимися в данном деле Свидетельствами "О государственной регистрации права" (том 3 л.д. 90-110).
В содержании свидетельств "О государственной регистрации права" (том 3 л.д. 90-110) прямо указано на то, что назначение спорных земельных участков с категорией - "земли населенных пунктов", соответственно: - "под проектирование и строительство", "центры обслуживания туристов" и "многоквартирные дома свыше 3-х этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах".
Обладая на праве собственности спорными земельными участками ООО "Даймонд" в соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.
13 марта 2014 ООО "Даймонд" представило в ИФНС России по Советскому району г. Самары уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год (том 3 л.д. 152-156). По результатам камеральной проверки оформлен Акт проверки от 11 июня 2014 года (том 2 л.д. 17-22).
По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении ООО "Даймонд" было принято Решение от 07 октября 2014 года N 5658 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно резолютивной части которого, заинтересованное лицо решило:
- - доначислить суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом - по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, со сроком уплаты - 03 марта 2014 года в сумме 9 115 217 руб. 00 коп.;
- - начислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 07 октября 2014 года в сумме - 427 630 руб. 88 коп.;
- - уменьшить сумму земельного налога с установленным сроком уплаты - 03 марта 2014 года, на сумму 1 310 905 руб. 00 коп. (том 2 л.д. 5-16).
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом ООО "Даймонд" в порядке, предусмотренном статьями 138, 139 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в УФНС России по Самарской области с Апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган принял Решение от 22 января 2015 года N 03-15/01184, согласно резолютивной части которого, решил:
- Решение ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07 октября 2014 года N 5658 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", отменить в части:
1. "в пункте 1-ом резолютивной части Решения:
- - сумму земельного налога уменьшить на сумму - 594 334 руб. 00 коп.;
- 2. в пункте 2-ом резолютивной части Решения:
- - сумму штрафа уменьшить на сумму - 118 867 руб. 00 коп.;
- 3. ИФНС России по Советскому району г. Самары произвести перерасчет суммы пени по земельному налогу" (том 1 л.д. 48-50).
С учетом решения УФНС России по Самарской области от 22 января 2015 года N 03-15/01184 доначисления по решению ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07 октября 2014 года N 5658 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" по земельному налогу за 2013 год составили:
- - налог - 8 520 883 руб. 00 коп.;
- - пени - 414 134 руб. 18 коп.;
- - штраф - 1 703 212 руб. 40 коп., всего - 10 638 229 руб. 58 коп.
При этом решение УФНС России по Самарской области от 22 января 2015 года N 03-15/01184 свидетельствует о том, что в части определения ставки налога подлежащей применению при расчете земельного налога, Апелляционная жалоба ООО "Даймонд" была оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Даймонд" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 13 марта 2014 года ООО "Даймонд" представило в ИФНС России по Советскому району г. Самары уточненную Налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой были отражены следующие данные:
- - в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, налогоплательщиком применена ставка налога - 0,2% от кадастровой стоимости (КБК 18210606012041000110), при этом налог исчислен в сумме - 1 310 905 руб. 00 коп.;
- - в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0909004:538, 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:542, 63:01:0909004:517, налогоплательщиком применена ставка - 1,5% от кадастровой стоимости (КБК 18210606022041000110), при этом налог исчислен в сумме - 1 025 989 руб. 00 коп., итого, по данной уточненной Налоговой декларации сумма земельного налога к уплате составила всего - 2 336 894 руб. 00 коп.
Инспекция в ходе проверки сделала вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 0,2% в отношении земельных участков 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, имеющих вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома свыше трех этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах. Инспекцией в отношении указанных участков исчислен земельный налог по ставке 1,5 процента.
Данные выводы Инспекции являются правомерными исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним такого права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории Самарского округа таким нормативным правовым актом является Постановление Самарской Губернской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 (в редакции от 27 сентября 2012 года N 259) "Об установлении земельного налога".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 указанного Постановления установлена налоговая ставка в размере 0,2% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно подпункту 7 пункта 5 данного нормативного правового акта установлена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права вид разрешенного использования указанных земельных участков 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530 - многоквартирные жилые дома свыше трех этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах. По указанному виду разрешенного использования Постановлением Самарской Губернской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 установлена налоговая ставка в размере 0,2%.
Вместе с тем, как установлено налоговым органом и судом первой инстанции на указанных земельных участках расположены автостоянки, автосервис, автодром, рынок автомобильных запчастей, сельскохозяйственный рынок, торговые павильоны, что свидетельствует об использовании земельных участков не в соответствии с видом разрешенного использования.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и установлены также при рассмотрении дел N А55-1057/2014, N А55-1058/2014, N А55-1059/2014, N А55-1060/2014, N А55-5651/2014, N А55-5653/2014, N А55-5852/2014, N А55-5856/2014, N А55-5866/2014, N А55-5867/2014, N А55-5868/2014, N А55-5870/2014, N А55-5871/2014, в рамках которых Обществом оспаривались постановления о привлечении к его административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием).
Документы, подтверждающие нахождение на земельных участках объектов жилищного строительства, заявителем не представлены.
ООО "Даймонд" в установленном статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке не обращалось в уполномоченный орган по вопросу о получении разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих спорных земельных участках, что подтверждено ответом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28 августа 2014 года N Д-05-01-01/7404-0-1 (том 3 л.д. 117, 118) на запрос ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07 августа 2014 года (том 3 л.д. 116).
Таким образом, вывод налогового органа о том, что принадлежащие ООО "Даймонд" на праве собственности спорные земельные участки не заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, что свидетельствует об отсутствии у заявителя права на применение в проверяемый налоговый период льготной ставки земельного налога в размере 0,2% от кадастровой стоимости, является обоснованным, подтвержденным имеющимися в настоящем деле доказательствами.
Довод налогоплательщика о необходимости и правомерности исчисления земельного налога применительно к спорным земельным участкам исходя из вида разрешенного использования, указанного в государственном кадастре недвижимости, независимо от фактического использования налогоплательщиком спорных земельных участков, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанной правовой нормы устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 мая 2012 года N 13016/11 по делу N А27-12216/2010.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, должно быть непосредственно связано (вызвано) с реальным изменением его фактического использования соответствующим пользователем.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных Законом требований.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15 декабря 2011 года N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Помимо изложенного, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28 октября 2010 года N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Согласно пункту 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно диспозиции статей 387, 388, 394 Налогового кодекса Российской Федерации для применения пониженной ставки налога необходимо не только отнесение земельных участков к землям занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенным (предоставленных) для жилищного строительства, но и фактическое использование этих земельных участков по целевому назначению.
Совокупное толкование изложенных выше правовых норм Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что при разрешении данного спора вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога в отношении спорного участка надлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного (фактического) использования земельного участка.
Поскольку ООО "Даймонд" фактически использует спорные земельные участки не в соответствии с видом их разрешенного использования, что нашло свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, вывод налогового органа о неправомерности применения при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении вышеуказанных земельных участков ставки 0,2% от кадастровой стоимости является обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для признания оспариваемого решения Инспекции незаконным, не имеется.
Доводы Общества в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней о проведении работ по выполнению проекта на строительство жилых домов на спорных участках, об осуществлении подготовительных к строительству работ, действий по освоению участков, являлись предметом подробного рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Ссылка подателя жалобы в дополнениях к жалобе на письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 09.07.2015 года N 11-5564-4, не может быть принята во внимание, поскольку не опровергает установленных в ходе налоговой проверки и рассмотрения настоящего дела обстоятельств отсутствия на земельных участках заявителя объектов жилищного строительства и не свидетельствует о правомерности применения заявителем налоговой ставки 0,2% в налоговом периоде 2013 год.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Уплаченная заявителем при обращении в суд апелляционной инстанции государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит распределению судом на основании положений статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и полностью относится на плательщика.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года по делу N А55-6138/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2015 N 11АП-13039/2015 ПО ДЕЛУ N А55-6138/2015
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. по делу N А55-6138/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Даймонд" - представителя Рядновой М.А. (доверенность от 16.10.2015),
от Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары - представителя Храмовой О.В. (доверенность от 14.01.2015 N 04-19/00227),
от УФНС России по Самарской области - представителя Быкова В.С. (доверенность от 25.08.2015 N 12-22/0037),
от общества с ограниченной ответственностью "Вердикт" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Гермес" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Даймонд"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года по делу N А55-6138/2015 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даймонд", Самарская область, г. Самара,
к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц: УФНС России по Самарской области, Самарская область, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Вердикт", Самарская область, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Гермес", Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения налогового органа N 5658 от 07.10.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Даймонд" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары (далее - налоговый орган, Инспекция), в котором просит признать Решение ИФНС по Советскому району г. Самары от 07 октября 2014 года N 5658 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" незаконным (том 1 л.д. 6-9).
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены УФНС России по Самарской области, Самарская область, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Вердикт", Самарская область, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Гермес", Ульяновская область, г. Ульяновск (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, с учетом поступившего дополнения к апелляционной жалобе от 19.10.2015, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года по делу N А55-6138/2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Общества.
В материалы дела поступили отзывы Инспекции и Управления на апелляционную жалобу Общества, в которых налоговые органы просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года по делу N А55-6138/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу и дополнение к ней поддержала, просила ее удовлетворить.
Представители налоговых органов в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Общества, просили суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Представители ООО "Вердикт", ООО "Гермес" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных третьих лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Даймонд" является собственником земельных участков (далее - "спорные земельные участки") с кадастровыми номерами, соответственно:
-63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, 63:01:0909004:538, 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:542, 63:01:0909004:517, что подтверждается имеющимися в данном деле Свидетельствами "О государственной регистрации права" (том 3 л.д. 90-110).
В содержании свидетельств "О государственной регистрации права" (том 3 л.д. 90-110) прямо указано на то, что назначение спорных земельных участков с категорией - "земли населенных пунктов", соответственно: - "под проектирование и строительство", "центры обслуживания туристов" и "многоквартирные дома свыше 3-х этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах".
Обладая на праве собственности спорными земельными участками ООО "Даймонд" в соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.
13 марта 2014 ООО "Даймонд" представило в ИФНС России по Советскому району г. Самары уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год (том 3 л.д. 152-156). По результатам камеральной проверки оформлен Акт проверки от 11 июня 2014 года (том 2 л.д. 17-22).
По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении ООО "Даймонд" было принято Решение от 07 октября 2014 года N 5658 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно резолютивной части которого, заинтересованное лицо решило:
- - доначислить суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом - по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, со сроком уплаты - 03 марта 2014 года в сумме 9 115 217 руб. 00 коп.;
- - начислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 07 октября 2014 года в сумме - 427 630 руб. 88 коп.;
- - уменьшить сумму земельного налога с установленным сроком уплаты - 03 марта 2014 года, на сумму 1 310 905 руб. 00 коп. (том 2 л.д. 5-16).
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом ООО "Даймонд" в порядке, предусмотренном статьями 138, 139 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в УФНС России по Самарской области с Апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган принял Решение от 22 января 2015 года N 03-15/01184, согласно резолютивной части которого, решил:
- Решение ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07 октября 2014 года N 5658 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", отменить в части:
1. "в пункте 1-ом резолютивной части Решения:
- - сумму земельного налога уменьшить на сумму - 594 334 руб. 00 коп.;
- 2. в пункте 2-ом резолютивной части Решения:
- - сумму штрафа уменьшить на сумму - 118 867 руб. 00 коп.;
- 3. ИФНС России по Советскому району г. Самары произвести перерасчет суммы пени по земельному налогу" (том 1 л.д. 48-50).
С учетом решения УФНС России по Самарской области от 22 января 2015 года N 03-15/01184 доначисления по решению ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07 октября 2014 года N 5658 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" по земельному налогу за 2013 год составили:
- - налог - 8 520 883 руб. 00 коп.;
- - пени - 414 134 руб. 18 коп.;
- - штраф - 1 703 212 руб. 40 коп., всего - 10 638 229 руб. 58 коп.
При этом решение УФНС России по Самарской области от 22 января 2015 года N 03-15/01184 свидетельствует о том, что в части определения ставки налога подлежащей применению при расчете земельного налога, Апелляционная жалоба ООО "Даймонд" была оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Даймонд" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 13 марта 2014 года ООО "Даймонд" представило в ИФНС России по Советскому району г. Самары уточненную Налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой были отражены следующие данные:
- - в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, налогоплательщиком применена ставка налога - 0,2% от кадастровой стоимости (КБК 18210606012041000110), при этом налог исчислен в сумме - 1 310 905 руб. 00 коп.;
- - в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0909004:538, 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:542, 63:01:0909004:517, налогоплательщиком применена ставка - 1,5% от кадастровой стоимости (КБК 18210606022041000110), при этом налог исчислен в сумме - 1 025 989 руб. 00 коп., итого, по данной уточненной Налоговой декларации сумма земельного налога к уплате составила всего - 2 336 894 руб. 00 коп.
Инспекция в ходе проверки сделала вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 0,2% в отношении земельных участков 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, имеющих вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома свыше трех этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах. Инспекцией в отношении указанных участков исчислен земельный налог по ставке 1,5 процента.
Данные выводы Инспекции являются правомерными исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним такого права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории Самарского округа таким нормативным правовым актом является Постановление Самарской Губернской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 (в редакции от 27 сентября 2012 года N 259) "Об установлении земельного налога".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 указанного Постановления установлена налоговая ставка в размере 0,2% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно подпункту 7 пункта 5 данного нормативного правового акта установлена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права вид разрешенного использования указанных земельных участков 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530 - многоквартирные жилые дома свыше трех этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах. По указанному виду разрешенного использования Постановлением Самарской Губернской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 установлена налоговая ставка в размере 0,2%.
Вместе с тем, как установлено налоговым органом и судом первой инстанции на указанных земельных участках расположены автостоянки, автосервис, автодром, рынок автомобильных запчастей, сельскохозяйственный рынок, торговые павильоны, что свидетельствует об использовании земельных участков не в соответствии с видом разрешенного использования.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и установлены также при рассмотрении дел N А55-1057/2014, N А55-1058/2014, N А55-1059/2014, N А55-1060/2014, N А55-5651/2014, N А55-5653/2014, N А55-5852/2014, N А55-5856/2014, N А55-5866/2014, N А55-5867/2014, N А55-5868/2014, N А55-5870/2014, N А55-5871/2014, в рамках которых Обществом оспаривались постановления о привлечении к его административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием).
Документы, подтверждающие нахождение на земельных участках объектов жилищного строительства, заявителем не представлены.
ООО "Даймонд" в установленном статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке не обращалось в уполномоченный орган по вопросу о получении разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих спорных земельных участках, что подтверждено ответом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28 августа 2014 года N Д-05-01-01/7404-0-1 (том 3 л.д. 117, 118) на запрос ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07 августа 2014 года (том 3 л.д. 116).
Таким образом, вывод налогового органа о том, что принадлежащие ООО "Даймонд" на праве собственности спорные земельные участки не заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, что свидетельствует об отсутствии у заявителя права на применение в проверяемый налоговый период льготной ставки земельного налога в размере 0,2% от кадастровой стоимости, является обоснованным, подтвержденным имеющимися в настоящем деле доказательствами.
Довод налогоплательщика о необходимости и правомерности исчисления земельного налога применительно к спорным земельным участкам исходя из вида разрешенного использования, указанного в государственном кадастре недвижимости, независимо от фактического использования налогоплательщиком спорных земельных участков, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанной правовой нормы устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 мая 2012 года N 13016/11 по делу N А27-12216/2010.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, должно быть непосредственно связано (вызвано) с реальным изменением его фактического использования соответствующим пользователем.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных Законом требований.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15 декабря 2011 года N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Помимо изложенного, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28 октября 2010 года N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Согласно пункту 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно диспозиции статей 387, 388, 394 Налогового кодекса Российской Федерации для применения пониженной ставки налога необходимо не только отнесение земельных участков к землям занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенным (предоставленных) для жилищного строительства, но и фактическое использование этих земельных участков по целевому назначению.
Совокупное толкование изложенных выше правовых норм Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что при разрешении данного спора вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога в отношении спорного участка надлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного (фактического) использования земельного участка.
Поскольку ООО "Даймонд" фактически использует спорные земельные участки не в соответствии с видом их разрешенного использования, что нашло свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, вывод налогового органа о неправомерности применения при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении вышеуказанных земельных участков ставки 0,2% от кадастровой стоимости является обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для признания оспариваемого решения Инспекции незаконным, не имеется.
Доводы Общества в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней о проведении работ по выполнению проекта на строительство жилых домов на спорных участках, об осуществлении подготовительных к строительству работ, действий по освоению участков, являлись предметом подробного рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Ссылка подателя жалобы в дополнениях к жалобе на письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 09.07.2015 года N 11-5564-4, не может быть принята во внимание, поскольку не опровергает установленных в ходе налоговой проверки и рассмотрения настоящего дела обстоятельств отсутствия на земельных участках заявителя объектов жилищного строительства и не свидетельствует о правомерности применения заявителем налоговой ставки 0,2% в налоговом периоде 2013 год.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Уплаченная заявителем при обращении в суд апелляционной инстанции государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит распределению судом на основании положений статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и полностью относится на плательщика.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2015 года по делу N А55-6138/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)