Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
истца - Серпокрылова И.М. (доверенность от 29.12.2014 N 163/Д),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Самарагорэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2014 (судья Каленникова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-10741/2014
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" (ИНН 6316138990) к обществу с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (ИНН 6316117366), третье лицо - государственное унитарное предприятие Самарской области "Единый информационный расчетный региональный центр", о взыскании 997 502,32 руб.,
установил:
закрытое акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" (далее - истец, ЗАО "Самарагорэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альтернатива" о взыскании 983 104,73 руб., в том числе 978 327,24 руб. основной задолженности за потребленную электроэнергию за февраль 2014 года, 4777,49 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшения размера исковых требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 734 632,97 руб., в том числе: 731 114,48 руб. задолженность за фактически потребленную в феврале 2014 года электрическую энергию; 3518,49 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2014 по 21.03.2014, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 16 934,44 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ЗАО "Самарагорэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Более подробно доводы истца изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили, отзывы на кассационную жалобу суду не представили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения последней, исходя из следующего.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (абонент) был заключен договор энергоснабжения от 01.01.2011 N 20041, по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу (поставку) электрической энергии в точках на розничном рынке электроэнергии, а абонент обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию.
Согласно пунктам 6.1., 6.2. договора расчеты за поставку электроэнергии в текущем расчетном периоде проводятся абонентом путем совершения платежей в текущем расчетном периоде и окончательного расчета в следующем расчетном периоде. Авансовые платежи в текущем расчетном периоде осуществляются абонентом путем оплаты половины стоимости договорного объема поставки электроэнергии в срок до 15 числа текущего расчетного периода; оплата второй половины от стоимости договорного объема поставки электроэнергии производится абонентом в срок до 30 числа текущего расчетного периода.
Предметом настоящего иска является взыскание долга за фактически потребленную электроэнергию за период с 01.02.2014 по 28.02.2014, расчет задолженности производился, исходя из объемов на основании сведений о расходах (в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учета), которые ответчик обязан предоставлять истцу в соответствии с условиями договора, а в случае отсутствия сведений о расходах и в жилых домах, не оборудованных приборами учета - по мощности в соответствии с условиями договора.
По сведениям истца, ответчиком фактически потреблена электроэнергия на общую сумму 978 327,24 руб. (с учетом уточненного расчета), однако ответчик надлежащим образом не выполнил принятые на себя обязательства по своевременной оплате поставленной электроэнергии, в связи с чем за ним образовалась задолженность в указанной сумме. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено, что начисления за электроэнергию населению производит государственное унитарное предприятие Самарской области "Единый информационный расчетный региональный центр" в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 08.10.2010 N 44, которым утверждены нормативы потребления электрической энергии населением Самарской области.
Нормативы потребления электрической энергии населением Самарской области применяются при отсутствии приборов учета, а также в случаях их неисправности или по истечении срока поверки.
Расчет платы за потребленную электроэнергию производится в соответствии с количеством граждан, зарегистрированных в квартире (комнате) или жилом доме. При отсутствии зарегистрированных в квартире (комнате), жилом доме граждан плата за потребленную электроэнергию производится из расчета норматива на одного проживающего. В коммунальной квартире оплата за потребленную электроэнергию производится исходя из количества граждан, зарегистрированных в занимаемой комнате.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населения Самарской области.
Ответчик указывает, что по поданным государственного унитарного предприятия Самарской области "Единый информационно-расчетный региональный центр" произвел расчет за потребленную населением электроэнергию в феврале 2014 года по нормативу, что составило 228 629,58 кВт-ч на сумму 636 182,54 руб., а именно: за потребление электроэнергии в местах общего пользования по мощности 120410 кВт-ч на сумму 360 570,93 руб. и бытовое потребление электроэнергии населением по мощности 193985 кВт-ч на сумму 537 221,96 руб. Данное обстоятельство подтверждается справками третьего лица о начислении платы по виду услуги "электроэнергия".
Однако истец произвел расчет за потребленную населением электроэнергию в феврале 2014 года без норматива, что составило 314395 кВт-ч на сумму 897 792,89 руб. Отклонение за потребленную населением электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов и бытовое потребление электроэнергии составило сумму 261 610,35 руб. (сверхнорматив). Впоследствии истец уменьшил размер задолженности до 978 327,24 руб., указав на то, что произведен расчет ряда точек, рассчитанных ранее по мощности, исходя из представленных ответчиком данных, по нормативу. Тем самым за взыскиваемый период из расчета были полностью исключены точки поставки, расчет которых осуществляется по мощности.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям настоящих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Действовавшая в спорном периоде редакция названной нормы предусматривала, что норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 26 Правил установления нормативов коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Из подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, следует, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Поскольку согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 этой же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих упомянутым правилам.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг, согласованные сторонами договора условия определения потребленной электрической энергии населением на бытовые нужды и местами общего пользования многоквартирного жилого дома по установленной мощности, являются ничтожными, поскольку такой порядок не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеназванным Правилам предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, произведенный истцом расчет объема потребленной электроэнергии с 01.02.2014 по 28.02.2014 (кроме непромышленных потребителей), в отсутствие приборов учета определившего количество электрической энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит вышеуказанным нормам.
Данный подход согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10.
Согласно пунктам 4, 10, 12 Правил установления нормативов нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются уполномоченным органом едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Из приведенных выше положений следует, что действовавшее в спорный период законодательство предусматривает установление норматива в виде единой величины, то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Следовательно, лица, обязанные применять в расчетах за электрическую энергию соответствующий норматив потребления (исполнители коммунальных услуг, граждане-потребители, ресурсоснабжающие организации), не вправе по своему усмотрению выделять из единой величины, установленной уполномоченным органом, какую-либо составляющую (внутриквартирное потребление, нормативные потери, общедомовые нужды).
Таким образом, вопрос о количестве потребленной электрической энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 08.10.2010 N 44 утверждены нормативы потребления электрической энергии населением Самарской области.
Доводы истца о том, что в связи с отсутствием у него сведений о количестве проживающих и зарегистрированных лиц (невозможности получения), выполнить расчеты за потребленную электроэнергию исходя из нормативов потребления для него не представлялось возможным, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правовую квалификацию правоотношений.
Утверждение истца о правильности расчета по мощности со ссылкой на пункт 20 Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающий определение объема потребленных коммунальных ресурсов нежилыми помещениями в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств, является несостоятельным, поскольку общее имущество, указанное в подпункте "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, относится не к "нежилым помещениям", а к "помещениям общего пользования", и поэтому норма подпункта "а" пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг не подлежит применению при определении количества электроэнергии, потребленной местами общего пользования многоквартирного дома.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 N 5514/11.
Судами при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик не произвел оплату стоимости поставленной электроэнергии, заявил о признании иска в части требования о взыскании задолженности в сумме 731 114,48 руб., в том числе сумма, начисленная поставщиком за электроэнергию, потребленную на собственные нужды ответчиком в размере 94 931,94 руб. (данная сумма указана в счете-фактуре от 28.02.2014 N 1000024856), учитывая отклонение за потребленную населением электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов и бытовое потребление электроэнергии населением на сумму 261 610,35 руб. (сверхнорматив).
Расчет истца, как первоначальный, так и уточненный, из которого полностью исключены точки поставки, расчет которых осуществляется по мощности, не соответствует данным Государственного унитарного предприятия Самарской области "Единый информационный расчетный региональный центр", поэтому не может быть принят во внимание.
Тогда как контррасчет задолженности, произведенный ответчиком, основан на расчетах Государственного унитарного предприятия Самарской области "Единый информационный расчетный региональный центр" за потребленную населением электроэнергию, а также включает собственное потребление ответчика.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании задолженности за фактически потребленную с 01.02.2014 по 28.02.2014 электроэнергию (включая собственное потребление ответчиком) правомерно были удовлетворены судами в размере 731 114,48 руб.
Несвоевременная оплата задолженности послужила основанием для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых, за каждый день просрочки исполнения обязательства, согласно расчету истца, за период с 01.03.2014 по 21.03.2014 в размере 4777,49 руб.
Поскольку материалами дела подтверждается просрочка в исполнении обязательств по оплате задолженности в сумме 731 114,48 руб. за период с 01.03.2014 по 21.03.2014, суды пришли к правильному выводу, что обоснованным является требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3518,49 руб. за указанный период.
Таким образом, все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций, доказательства проверены и оценены, выводы, сделанные судебными инстанциями в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным обстоятельствам и исследованным доказательствам, а также правильно примененным вышеназванным правовым нормам.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку не влияют на правильность принятия судебных актов по настоящему делу, основаны на ошибочном толковании норм права и противоречат сложившейся по данной категории дел судебной практике.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных судебными инстанциями выводов, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 по делу N А55-10741/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
А.А.ХАЙБУЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.03.2015 N Ф06-21061/2013 ПО ДЕЛУ N А55-10741/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. N Ф06-21061/2013
Дело N А55-10741/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
истца - Серпокрылова И.М. (доверенность от 29.12.2014 N 163/Д),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Самарагорэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2014 (судья Каленникова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-10741/2014
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" (ИНН 6316138990) к обществу с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (ИНН 6316117366), третье лицо - государственное унитарное предприятие Самарской области "Единый информационный расчетный региональный центр", о взыскании 997 502,32 руб.,
установил:
закрытое акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" (далее - истец, ЗАО "Самарагорэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альтернатива" о взыскании 983 104,73 руб., в том числе 978 327,24 руб. основной задолженности за потребленную электроэнергию за февраль 2014 года, 4777,49 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшения размера исковых требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 734 632,97 руб., в том числе: 731 114,48 руб. задолженность за фактически потребленную в феврале 2014 года электрическую энергию; 3518,49 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2014 по 21.03.2014, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 16 934,44 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ЗАО "Самарагорэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Более подробно доводы истца изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили, отзывы на кассационную жалобу суду не представили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения последней, исходя из следующего.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (абонент) был заключен договор энергоснабжения от 01.01.2011 N 20041, по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу (поставку) электрической энергии в точках на розничном рынке электроэнергии, а абонент обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию.
Согласно пунктам 6.1., 6.2. договора расчеты за поставку электроэнергии в текущем расчетном периоде проводятся абонентом путем совершения платежей в текущем расчетном периоде и окончательного расчета в следующем расчетном периоде. Авансовые платежи в текущем расчетном периоде осуществляются абонентом путем оплаты половины стоимости договорного объема поставки электроэнергии в срок до 15 числа текущего расчетного периода; оплата второй половины от стоимости договорного объема поставки электроэнергии производится абонентом в срок до 30 числа текущего расчетного периода.
Предметом настоящего иска является взыскание долга за фактически потребленную электроэнергию за период с 01.02.2014 по 28.02.2014, расчет задолженности производился, исходя из объемов на основании сведений о расходах (в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учета), которые ответчик обязан предоставлять истцу в соответствии с условиями договора, а в случае отсутствия сведений о расходах и в жилых домах, не оборудованных приборами учета - по мощности в соответствии с условиями договора.
По сведениям истца, ответчиком фактически потреблена электроэнергия на общую сумму 978 327,24 руб. (с учетом уточненного расчета), однако ответчик надлежащим образом не выполнил принятые на себя обязательства по своевременной оплате поставленной электроэнергии, в связи с чем за ним образовалась задолженность в указанной сумме. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено, что начисления за электроэнергию населению производит государственное унитарное предприятие Самарской области "Единый информационный расчетный региональный центр" в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 08.10.2010 N 44, которым утверждены нормативы потребления электрической энергии населением Самарской области.
Нормативы потребления электрической энергии населением Самарской области применяются при отсутствии приборов учета, а также в случаях их неисправности или по истечении срока поверки.
Расчет платы за потребленную электроэнергию производится в соответствии с количеством граждан, зарегистрированных в квартире (комнате) или жилом доме. При отсутствии зарегистрированных в квартире (комнате), жилом доме граждан плата за потребленную электроэнергию производится из расчета норматива на одного проживающего. В коммунальной квартире оплата за потребленную электроэнергию производится исходя из количества граждан, зарегистрированных в занимаемой комнате.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населения Самарской области.
Ответчик указывает, что по поданным государственного унитарного предприятия Самарской области "Единый информационно-расчетный региональный центр" произвел расчет за потребленную населением электроэнергию в феврале 2014 года по нормативу, что составило 228 629,58 кВт-ч на сумму 636 182,54 руб., а именно: за потребление электроэнергии в местах общего пользования по мощности 120410 кВт-ч на сумму 360 570,93 руб. и бытовое потребление электроэнергии населением по мощности 193985 кВт-ч на сумму 537 221,96 руб. Данное обстоятельство подтверждается справками третьего лица о начислении платы по виду услуги "электроэнергия".
Однако истец произвел расчет за потребленную населением электроэнергию в феврале 2014 года без норматива, что составило 314395 кВт-ч на сумму 897 792,89 руб. Отклонение за потребленную населением электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов и бытовое потребление электроэнергии составило сумму 261 610,35 руб. (сверхнорматив). Впоследствии истец уменьшил размер задолженности до 978 327,24 руб., указав на то, что произведен расчет ряда точек, рассчитанных ранее по мощности, исходя из представленных ответчиком данных, по нормативу. Тем самым за взыскиваемый период из расчета были полностью исключены точки поставки, расчет которых осуществляется по мощности.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям настоящих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Действовавшая в спорном периоде редакция названной нормы предусматривала, что норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 26 Правил установления нормативов коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Из подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, следует, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Поскольку согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 этой же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих упомянутым правилам.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг, согласованные сторонами договора условия определения потребленной электрической энергии населением на бытовые нужды и местами общего пользования многоквартирного жилого дома по установленной мощности, являются ничтожными, поскольку такой порядок не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеназванным Правилам предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, произведенный истцом расчет объема потребленной электроэнергии с 01.02.2014 по 28.02.2014 (кроме непромышленных потребителей), в отсутствие приборов учета определившего количество электрической энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит вышеуказанным нормам.
Данный подход согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10.
Согласно пунктам 4, 10, 12 Правил установления нормативов нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются уполномоченным органом едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Из приведенных выше положений следует, что действовавшее в спорный период законодательство предусматривает установление норматива в виде единой величины, то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Следовательно, лица, обязанные применять в расчетах за электрическую энергию соответствующий норматив потребления (исполнители коммунальных услуг, граждане-потребители, ресурсоснабжающие организации), не вправе по своему усмотрению выделять из единой величины, установленной уполномоченным органом, какую-либо составляющую (внутриквартирное потребление, нормативные потери, общедомовые нужды).
Таким образом, вопрос о количестве потребленной электрической энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 08.10.2010 N 44 утверждены нормативы потребления электрической энергии населением Самарской области.
Доводы истца о том, что в связи с отсутствием у него сведений о количестве проживающих и зарегистрированных лиц (невозможности получения), выполнить расчеты за потребленную электроэнергию исходя из нормативов потребления для него не представлялось возможным, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правовую квалификацию правоотношений.
Утверждение истца о правильности расчета по мощности со ссылкой на пункт 20 Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающий определение объема потребленных коммунальных ресурсов нежилыми помещениями в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств, является несостоятельным, поскольку общее имущество, указанное в подпункте "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, относится не к "нежилым помещениям", а к "помещениям общего пользования", и поэтому норма подпункта "а" пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг не подлежит применению при определении количества электроэнергии, потребленной местами общего пользования многоквартирного дома.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 N 5514/11.
Судами при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик не произвел оплату стоимости поставленной электроэнергии, заявил о признании иска в части требования о взыскании задолженности в сумме 731 114,48 руб., в том числе сумма, начисленная поставщиком за электроэнергию, потребленную на собственные нужды ответчиком в размере 94 931,94 руб. (данная сумма указана в счете-фактуре от 28.02.2014 N 1000024856), учитывая отклонение за потребленную населением электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов и бытовое потребление электроэнергии населением на сумму 261 610,35 руб. (сверхнорматив).
Расчет истца, как первоначальный, так и уточненный, из которого полностью исключены точки поставки, расчет которых осуществляется по мощности, не соответствует данным Государственного унитарного предприятия Самарской области "Единый информационный расчетный региональный центр", поэтому не может быть принят во внимание.
Тогда как контррасчет задолженности, произведенный ответчиком, основан на расчетах Государственного унитарного предприятия Самарской области "Единый информационный расчетный региональный центр" за потребленную населением электроэнергию, а также включает собственное потребление ответчика.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании задолженности за фактически потребленную с 01.02.2014 по 28.02.2014 электроэнергию (включая собственное потребление ответчиком) правомерно были удовлетворены судами в размере 731 114,48 руб.
Несвоевременная оплата задолженности послужила основанием для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых, за каждый день просрочки исполнения обязательства, согласно расчету истца, за период с 01.03.2014 по 21.03.2014 в размере 4777,49 руб.
Поскольку материалами дела подтверждается просрочка в исполнении обязательств по оплате задолженности в сумме 731 114,48 руб. за период с 01.03.2014 по 21.03.2014, суды пришли к правильному выводу, что обоснованным является требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3518,49 руб. за указанный период.
Таким образом, все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций, доказательства проверены и оценены, выводы, сделанные судебными инстанциями в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным обстоятельствам и исследованным доказательствам, а также правильно примененным вышеназванным правовым нормам.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку не влияют на правильность принятия судебных актов по настоящему делу, основаны на ошибочном толковании норм права и противоречат сложившейся по данной категории дел судебной практике.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных судебными инстанциями выводов, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 по делу N А55-10741/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
А.А.ХАЙБУЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)