Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6865

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии и возложении обязанности назначить субсидию.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В предоставлении субсидии отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих доходы заявителя.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N 33-6865


Судья Шиверская А.К.

24 июля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.,
судей Беляковой Н.В., Пашковского Д.И.,
при секретаре Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по заявлению Т.О.А. о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию,
по апелляционной жалобе Т.О.А.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 22 мая 2013 г., которым постановлено:
"В удовлетворении требований Т.О.А. о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска в предоставлении жилищной субсидии и возложении обязанности назначить субсидию согласно заявления от 30 января 2013 года отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Т.О.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию.
Свои требования мотивировала тем, что 30 января 2013 года она через многофункциональный центр подала заявление в Управление социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края о предоставлении жилищной субсидии по адресу проживания семьи: <адрес>.
18 февраля 2013 года заявителем получен отказ Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данный отказ считает незаконным, поскольку ответчику были представлены все документы в полном объеме согласно положению Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Т.А.Ю. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, отсутствие надлежащей правовой оценки представленным доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
При этом, подпунктом "г" п. 8 Правил предусмотрено, что для предоставления субсидии, заявитель представляет документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи, в том числе супругом (супругой).
В соответствии со ст. 11 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" N 13-2804 от 17 декабря 2004 года с учетом доходов граждан субсидии предоставляются: пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде; нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; членам жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома); иным гражданам - по решению комиссии.
Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Частью 9 ст. 13 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что для получения субсидий граждане, указанные в подпунктах "а" - "г" статьи 11 настоящего Закона, представляют, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 органы государственной власти субъекта РФ вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан субсидий с учетом доходов граждан наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края в соответствии с Законом Красноярского края от 09 декабря 2010 года N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения".
Постановлением главы города Ачинска Красноярского края от 04 июня 2009 года N 152-п "Об утверждении Порядка перечисления на личные счета граждан субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Управление социальной защиты населения Администрации г. Ачинска уполномочено осуществлять государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.
При этом порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения выплаты субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются нормативно-правовыми актами РФ и Красноярского края.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Т.О.А. состоит в зарегистрированном браке с Т.А.Ю. с 28 июня 1996 года, от брака имеют двоих несовершеннолетних детей Т.И.А., 12 января 2007 г.р. и Т.А.А., 23 мая 2008 г.р.
11 мая 2012 г. между Т.А.Ю. и Т.О.А. был заключен договор дарения квартиры, согласно которому Т.А.Ю. безвозмездно передал в собственность Т.Е.М. квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
01 августа 2012 г. между Т.Е.М. и Т.О.А. заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, сроком действия до 13 мая 2013 г.
Согласно п. 3.2 договора аренды, арендная плата равна сумме оплаченных арендатором услуг ЖКХ и электроэнергии, считается оплаченной надлежащим образом и в полном объеме.
Согласно справке о регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы Т.О.А. с 14.09.2001 г., Т.И.А. с 05.03.2007 г., Т.А.А. с 28.07.2008 г., Т.А.Ю. снят с регистрационного учета 06 декабря 2012 года в связи с изменением места жительства.
Как следует из записи в трудовой книжке заявителя Т.О.А., приказом N 1214 от 16 сентября 2011 года, трудовой договор между ней и ООО "Стандарт-Ресурс" расторгнут по инициативе работника. Далее сведения о приеме на работу отсутствуют. Также Т.О.А. представила заявление, согласно которому в период с июля 2012 года не имеет дохода, в качестве предпринимателя не зарегистрирована, доходов, вознаграждений, пособий за указанный период не получала.
Из справок о доходах за 2012 год, выданных директором ООО "Бизнес-Маркет" и ООО "Лесопродукт" Т.А.Ю., Т.А.Ю. также не имеет доходов.
Согласно сведений о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за период с декабря 2009 года по январь 2013 года, задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отсутствует.
30 января 2013 года Т.О.А. обратилась в многофункциональный центр социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на арендуемое жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
12 февраля 2013 года Управлением социальной защиты населения Администрации г. Ачинска было принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Данный отказ мотивирован тем, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие доходы заявителя за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, учитываемые при решении вопроса о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также по тем основаниям, что согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", у арендаторов жилых помещений отсутствует право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Не согласившись с решением УСЗН администрации г. Ачинска об отказе в предоставлении субсидии, Т.О.А. обратилась с заявлением в суд.
Разрешая требования Т.О.А. о признании незаконным отказа УСЗН администрации г. Ачинска Красноярского края в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
При этом суд обоснованно исходил из того, что решение об отказе Т.О.А. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является правомерным, вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи, в том числе супругом (супругой).
Как следует из материалов дела, Т.О.А. состоит в зарегистрированном браке с Т.А.Ю. В связи с этим ею были также представлены сведения о доходах супруга за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением субсидии, а именно справки по форме 2-НДФЛ, в которых указано, что ее супруг Т.А.Ю. имеет доход в размере 0 рублей.
При обращении с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истица представила заявление, в котором указала, что каких-либо доходов во второй половине 2012 года она не имела.
Как следует из материалов дела задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги в квартире по адресу: <...> не имеется.
При рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сопоставляются доходы семьи с ее расходами, учитывается действующий на момент принятия решения прожиточный минимум для граждан, расходы семьи, в том числе, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление либо непредоставление государственной социальной помощи.
Вышеуказанные Правила предоставляют органу, принимающему решение о предоставлении субсидии, возможность оценивать полноту и достоверность представленных заявителем сведений.
Из представленных истицей документов следует, что сумма расходов семьи Т.О.А., в состав которой также входят двое несовершеннолетних детей, не соответствует суммам доходов, что свидетельствует о том, что представленные заявителем сведения являются неполными.
При этом судебная коллегия находит, что суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что семья проживала на имеющиеся сбережения, поскольку данные доводы не имеют своего доказательственного обоснования.
В соответствии с пп. "д" п. 8 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", заявитель обязан предоставить документ, подтверждающий доходы заявителя и членов его семьи, а не подтвердить факт их отсутствия, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", субсидии это средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение от 12 февраля 2012 г. об отказе истице в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является правомерным, вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно указал, что арендаторы не имеют право на субсидию, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, поскольку при объективном установлении того обстоятельства, что Т.О.А. не подтвердила сведения о доходах, это не имеет правового значения в данной конкретной ситуации.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, не могут повлиять на содержание выводов суда, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и не свидетельствуют о наличии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене постановленного судом решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 22 мая 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Т.О.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.А.ЕМЕЛЬЯНОВ

Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
Д.И.ПАШКОВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)