Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Баканова В.В., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2015 по делу N А47-6816/2014 (судья Третьяков Н.А.).
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Глоба Ю.В. (паспорт, доверенность от 29.04.2015).
Иные лица, участвующие в деле (Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик-Сервис"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.05.2015 по 15.05.2015 (с учетом выходных и праздничных дней). Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2015.
Открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания N ПР-1145 от 23.05.2014 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1 л.д. 6-8; т. 1 л.д. 149,150).
Определением суда от 10.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик-Сервис" (далее - управляющая компания, ООО "Коммунальщик-Сервис") (т. 2 л.д. 75,76).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2015 (резолютивная часть решения объявлена 16.01.2015) заявленные требования удовлетворены: признано недействительным предписание N ПР-1145 от 23.05.2014, вынесенное Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области. Суд обязал Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что даже в случае принятия общим собранием собственников помещений решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, исполнителем данной услуги однозначно является управляющая организация, на которую, помимо обязанности обеспечить предоставление услуг надлежащего качества, в силу п. 44 Правил N 354 возложено бремя расходов по оплате объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающего объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления.
По мнению апеллянта, действия ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" привели к тому, что на потребителей (собственников помещений многоквартирного дома) незаконно возложено бремя расходов по оплате объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления.
До судебного заседания от ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, заинтересованное и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено
В соответствии со статьями 123, 156, 159, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения (приказа) исполняющего обязанности заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 08.05.2014 N 1145 (т. 1 л.д. 89) и требования прокурора Ленинского района г. Орска от 28.04.2014 N 7/13 ЗЮ-2014 (т. 1 л.д. 103), с целью проверки соблюдения ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" положений действующего законодательства при начислении размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по адресу: Оренбургская область, г., ул. Московская, д. 5 "а", в период с 12.05.2014 по 23.05.2014 должностными лицами Инспекции в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка.
Копия распоряжения о проведении проверки направлена заинтересованным лицом факсимильной связью в адрес заявителя 08.05.2014, о чем свидетельствует приложенный отчет об отправке факса (т. 1 л.д. 90).
В ходе проверки должностными лицами государственного органа было выявлено нарушение заявителем "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанное нарушение зафиксировано органом государственного контроля в акте проверки N А-1145 от 23.05.2014 (т. 1 л.д. 93,94).
По факту выявленного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля заявителю выдано предписание N ПР-1145 от 23.05.2014 о приведении начислений платы за электроэнергию по дому 5 "а" по ул. Московской г. Орска Оренбургской области, потребленной на общедомовые нужды, в соответствии с требованиями действующего законодательства (т. 1 л.д. 95), полученное представителем общества в тот же день.
Не согласившись с вынесенным органом государственного контроля предписанием, заявитель оспорил его в судебном порядке, указав, что общество, являясь в силу пунктов 8, подпункта "в" пункта 9 и подпункта "б" пункта 17 Правил исполнителем коммунальной услуги, имеет основание для начисления платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию по формуле N 12 приложения N 2 к Правилам N 354, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по смыслу приведенных норм Правил N 354 управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем применяемый обществом расчет платы по формуле N 12 приложения N 2 к Правилам N 354 соответствует требованиям действующего законодательства. Оснований для обязания заявителя применять формулу N 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 отсутствуют.
Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Оснований для их переоценки на стадии апелляционного производства не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В порядке статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор (пункты 5, 6, 8).
В части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 2 Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук (далее - Положение), Инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Основными задачами Инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 8 раздела II Положения).
На основании пункта 9 Положения Инспекция проводит мероприятия по надзору и контролю в установленной сфере деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных Инспекции полномочий.
В соответствии с пунктом 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, может определяться либо по нормативу, либо исходя из данных о ее фактическом потреблении на основании приборов учета. При этом, определение объема потребления на общедомовые нужды исходя из фактического потребления возможно либо в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, либо когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, проверенный жилой дом находится в управлении ООО "Коммунальщик-Сервис".
В материалы дела представлены копии договоров на управление многоквартирным домом от 01.05.2009 (т. 1 л.д. 107), от 30.04.2014 (т. 1 л.д. 132-138) и протокола общего собрания собственников помещений N 1 от 30.04.2014 года (т. 1 л.д. 139-143) ООО "Коммунальщик-Сервис" приступило к исполнению обязанностей по управлению домом N 5 "а" по ул. Московской г. Орска Оренбургской области и оказанию коммунальных услуг населению с 2009 года.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 указанного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 указанного Кодекса.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Правил N 354 управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Такое толкование Правил N 354 соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1116.
Из материалов дела следует, что между ресурсоснабжающей организацией ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" и управляющей компанией ООО "Коммунальщик-Сервис" письменный договор энергоснабжения не заключен.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявитель является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по названному в заявлении объекту жилищного фонда, а, следовательно, применяемый обществом расчет платы за энергоснабжение мест общего пользования в доме N 5 "а" по ул. Московской в г. Орске Оренбургской области по формуле N 12 приложения N 2 Правил N 354 соответствует требованиям действующего законодательства, основания для обязания заявителя к применению формулы N 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 отсутствуют.
Инспекцией не доказана законность предписания, поскольку не доказаны фактические и правовые основания для его выдачи при том, что недоказанным является факт того, что исполнителем спорной коммунальной услуги в проверенном доме является управляющая компания, а не заявитель.
При таком положении предписание в силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности, незаконно возлагая на него дополнительные обязанности, требующие отвлечения трудовых и временных затрат.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, впоследствии изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы налогоплательщика и налогового органа - без удовлетворения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2015 по делу N А47-6816/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Е.В.БОЯРШИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2015 N 18АП-2534/2015 ПО ДЕЛУ N А47-6816/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. N 18АП-2534/2015
Дело N А47-6816/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Баканова В.В., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2015 по делу N А47-6816/2014 (судья Третьяков Н.А.).
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Глоба Ю.В. (паспорт, доверенность от 29.04.2015).
Иные лица, участвующие в деле (Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик-Сервис"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.05.2015 по 15.05.2015 (с учетом выходных и праздничных дней). Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2015.
Открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания N ПР-1145 от 23.05.2014 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1 л.д. 6-8; т. 1 л.д. 149,150).
Определением суда от 10.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик-Сервис" (далее - управляющая компания, ООО "Коммунальщик-Сервис") (т. 2 л.д. 75,76).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2015 (резолютивная часть решения объявлена 16.01.2015) заявленные требования удовлетворены: признано недействительным предписание N ПР-1145 от 23.05.2014, вынесенное Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области. Суд обязал Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что даже в случае принятия общим собранием собственников помещений решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, исполнителем данной услуги однозначно является управляющая организация, на которую, помимо обязанности обеспечить предоставление услуг надлежащего качества, в силу п. 44 Правил N 354 возложено бремя расходов по оплате объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающего объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления.
По мнению апеллянта, действия ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" привели к тому, что на потребителей (собственников помещений многоквартирного дома) незаконно возложено бремя расходов по оплате объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления.
До судебного заседания от ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, заинтересованное и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено
В соответствии со статьями 123, 156, 159, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения (приказа) исполняющего обязанности заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 08.05.2014 N 1145 (т. 1 л.д. 89) и требования прокурора Ленинского района г. Орска от 28.04.2014 N 7/13 ЗЮ-2014 (т. 1 л.д. 103), с целью проверки соблюдения ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" положений действующего законодательства при начислении размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по адресу: Оренбургская область, г., ул. Московская, д. 5 "а", в период с 12.05.2014 по 23.05.2014 должностными лицами Инспекции в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка.
Копия распоряжения о проведении проверки направлена заинтересованным лицом факсимильной связью в адрес заявителя 08.05.2014, о чем свидетельствует приложенный отчет об отправке факса (т. 1 л.д. 90).
В ходе проверки должностными лицами государственного органа было выявлено нарушение заявителем "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанное нарушение зафиксировано органом государственного контроля в акте проверки N А-1145 от 23.05.2014 (т. 1 л.д. 93,94).
По факту выявленного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля заявителю выдано предписание N ПР-1145 от 23.05.2014 о приведении начислений платы за электроэнергию по дому 5 "а" по ул. Московской г. Орска Оренбургской области, потребленной на общедомовые нужды, в соответствии с требованиями действующего законодательства (т. 1 л.д. 95), полученное представителем общества в тот же день.
Не согласившись с вынесенным органом государственного контроля предписанием, заявитель оспорил его в судебном порядке, указав, что общество, являясь в силу пунктов 8, подпункта "в" пункта 9 и подпункта "б" пункта 17 Правил исполнителем коммунальной услуги, имеет основание для начисления платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию по формуле N 12 приложения N 2 к Правилам N 354, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по смыслу приведенных норм Правил N 354 управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем применяемый обществом расчет платы по формуле N 12 приложения N 2 к Правилам N 354 соответствует требованиям действующего законодательства. Оснований для обязания заявителя применять формулу N 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 отсутствуют.
Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Оснований для их переоценки на стадии апелляционного производства не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В порядке статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор (пункты 5, 6, 8).
В части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 2 Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук (далее - Положение), Инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Основными задачами Инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 8 раздела II Положения).
На основании пункта 9 Положения Инспекция проводит мероприятия по надзору и контролю в установленной сфере деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных Инспекции полномочий.
В соответствии с пунктом 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, может определяться либо по нормативу, либо исходя из данных о ее фактическом потреблении на основании приборов учета. При этом, определение объема потребления на общедомовые нужды исходя из фактического потребления возможно либо в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, либо когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, проверенный жилой дом находится в управлении ООО "Коммунальщик-Сервис".
В материалы дела представлены копии договоров на управление многоквартирным домом от 01.05.2009 (т. 1 л.д. 107), от 30.04.2014 (т. 1 л.д. 132-138) и протокола общего собрания собственников помещений N 1 от 30.04.2014 года (т. 1 л.д. 139-143) ООО "Коммунальщик-Сервис" приступило к исполнению обязанностей по управлению домом N 5 "а" по ул. Московской г. Орска Оренбургской области и оказанию коммунальных услуг населению с 2009 года.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 указанного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 указанного Кодекса.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Правил N 354 управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Такое толкование Правил N 354 соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1116.
Из материалов дела следует, что между ресурсоснабжающей организацией ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" и управляющей компанией ООО "Коммунальщик-Сервис" письменный договор энергоснабжения не заключен.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявитель является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по названному в заявлении объекту жилищного фонда, а, следовательно, применяемый обществом расчет платы за энергоснабжение мест общего пользования в доме N 5 "а" по ул. Московской в г. Орске Оренбургской области по формуле N 12 приложения N 2 Правил N 354 соответствует требованиям действующего законодательства, основания для обязания заявителя к применению формулы N 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 отсутствуют.
Инспекцией не доказана законность предписания, поскольку не доказаны фактические и правовые основания для его выдачи при том, что недоказанным является факт того, что исполнителем спорной коммунальной услуги в проверенном доме является управляющая компания, а не заявитель.
При таком положении предписание в силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности, незаконно возлагая на него дополнительные обязанности, требующие отвлечения трудовых и временных затрат.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, впоследствии изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы налогоплательщика и налогового органа - без удовлетворения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2015 по делу N А47-6816/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Е.В.БОЯРШИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)