Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Синявина О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.
судей Алексеевой Г.Ю. и Свирской О.Д.
при секретаре Ш.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Ш.А. к администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" об обязании осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ш.А. обратилась в суд с иском к администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" об обязании осуществить снос, расселение аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществить действия, предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований Ш.А. указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по указанному адресу. Заключением межведомственной комиссии администрации МО "Подпорожское городское поселение" от <...> N указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени органы местного самоуправления не применяют мер по сносу и расселению указанного жилого дома в порядке, установленном федеральным законодательством, чем нарушают жилищные права истицы. Ранее она была зарегистрирована и проживала в жилом помещении, принадлежащем родителям бывшего мужа, и после расторжения брака вынуждена была выселиться из указанного жилого помещения. На имеющиеся денежные средства смогла приобрести только спорное жилое помещение в аварийном доме.
В ходе рассмотрения дела Ш.А. заявила об отказе от исковых требований об обязании осуществить снос, расселение аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Определением Подпорожского городского суда от 26 марта 2014 года производство по гражданскому делу в указанной части исковых требований прекращено.
Представитель ответчика - администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" исковые требования не признал и пояснил, что совершение действий, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является правом, а не обязанностью администрации. После совершения указанных действий должно последовать предоставление жилого помещения истице, но для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке требуется, чтобы гражданин являлся малоимущим, состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также, чтобы жилое помещение, в котором проживает гражданин, было признано в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежало ремонту или реконструкции. Решение об изъятии у истицы жилого помещения не принималось, она не признана малоимущей и не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, Ш.А. приобрела спорное помещение в доме, который на момент покупки уже был признан аварийным. Указанный дом включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013 - 2015 годах", утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года.
Подпорожским городским судом постановлено указанное решение, которым удовлетворены исковые требования Ш.А. Администрация МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" обязана осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до <...>.
В апелляционной жалобе администрация МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе Ш.А. в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является четырехквартирным, две квартиры занимают жильцы по договорам социального найма, права которых должны обеспечиваться в порядке п. 49 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, ст. 86 ЖК РФ, согласно которой, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. При таких обстоятельствах, учитывая, что вопрос о порядке предоставления данным лицам жилого помещения не разрешен, оснований для удовлетворения исковых требований истицы в порядке п. 10 ст. 32 ЖК РФ, а именно путем направления ей требований о сносе жилого дома, у суда первой инстанции не имелось. Кроме того осуществление ответчиком действий, предусмотренных п. 10 ст. 32 ЖК РФ, влечет за собой возможное изъятие (в случае неосуществления в добровольном порядке сноса дома собственниками жилых помещений) всего земельного участка, на котором расположен спорный дом, что затрагивает интересы также и собственника квартиры N в указанном доме. Кроме того, Ш.А. приобрела помещение, которое уже на момент покупки было признано в установленном законом порядке аварийным, тем самым намерено ухудшила свои жилищные условия с целью получения другого жилого помещения за счет бюджетных средств.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ш.А. на основании договора купли-продажи от <...> является собственником квартиры N в доме N по улице <...> в <...>.
На основании акта обследования жилого дома N от <...> и заключения межведомственной комиссии администрации МО "Подпорожское городское поселение" от <...> N жилой дом N по улице <...> в <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МО "Подпорожское городское поселение" от <...> N утверждено указанное заключение межведомственной комиссии администрации МО "Подпорожское городское поселение".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, собственниками помещений (включая муниципальное образование) не снесен, при этом собственникам помещений в доме требования о его сносе в установленном законом порядке не направлялись.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда по следующим основаниям.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого жилого помещения на праве собственности в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Заявляя исковые требования об обязании администрации осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в отношении квартиры N в доме, признанном аварийным, Ш.А. не указала, какие действия из предусмотренных указанным пунктом статьи она просит совершить в отношении ее квартиры и выбранный ею способ обеспечения ее жилищных прав. Судом не учтено, что дом N включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013 - 2015 годах", утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года, согласно которой планируемая дата окончания переселения граждан из указанного дома - 1 декабря 2015 года. При этом совершение действий, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, возлагается законодателем на орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Дом N признан аварийным межведомственной комиссией МО "Подпорожское городское поселение". С учетом указанных обстоятельств у суда отсутствовали основания для возложения обязанности осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, на администрацию МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области". Кроме того, отсутствие в решении суда указания на то, какие конкретно действия следует совершить, исключает возможность исполнения решения суда.
Судебная коллегия также находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что Ш.А. не вправе требовать предоставления другого жилого помещения, поскольку в <...> году приобрела квартиру в доме, признанном непригодным для проживания в <...> году, то есть, нежилое помещение, так как согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение Подпорожского городского суда подлежащим отмене с отказом Ш.А. в удовлетворении исковых требований. При этом Ш.А. не лишена возможности избрать иной надлежащий способ защиты своих прав собственника помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Ш.А. к администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" об обязании осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.05.2014 N 33-2482/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. N 33-2482/2014
Судья Синявина О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.
судей Алексеевой Г.Ю. и Свирской О.Д.
при секретаре Ш.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Ш.А. к администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" об обязании осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ш.А. обратилась в суд с иском к администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" об обязании осуществить снос, расселение аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществить действия, предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований Ш.А. указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по указанному адресу. Заключением межведомственной комиссии администрации МО "Подпорожское городское поселение" от <...> N указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени органы местного самоуправления не применяют мер по сносу и расселению указанного жилого дома в порядке, установленном федеральным законодательством, чем нарушают жилищные права истицы. Ранее она была зарегистрирована и проживала в жилом помещении, принадлежащем родителям бывшего мужа, и после расторжения брака вынуждена была выселиться из указанного жилого помещения. На имеющиеся денежные средства смогла приобрести только спорное жилое помещение в аварийном доме.
В ходе рассмотрения дела Ш.А. заявила об отказе от исковых требований об обязании осуществить снос, расселение аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Определением Подпорожского городского суда от 26 марта 2014 года производство по гражданскому делу в указанной части исковых требований прекращено.
Представитель ответчика - администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" исковые требования не признал и пояснил, что совершение действий, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является правом, а не обязанностью администрации. После совершения указанных действий должно последовать предоставление жилого помещения истице, но для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке требуется, чтобы гражданин являлся малоимущим, состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также, чтобы жилое помещение, в котором проживает гражданин, было признано в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежало ремонту или реконструкции. Решение об изъятии у истицы жилого помещения не принималось, она не признана малоимущей и не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, Ш.А. приобрела спорное помещение в доме, который на момент покупки уже был признан аварийным. Указанный дом включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013 - 2015 годах", утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года.
Подпорожским городским судом постановлено указанное решение, которым удовлетворены исковые требования Ш.А. Администрация МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" обязана осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до <...>.
В апелляционной жалобе администрация МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе Ш.А. в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является четырехквартирным, две квартиры занимают жильцы по договорам социального найма, права которых должны обеспечиваться в порядке п. 49 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, ст. 86 ЖК РФ, согласно которой, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. При таких обстоятельствах, учитывая, что вопрос о порядке предоставления данным лицам жилого помещения не разрешен, оснований для удовлетворения исковых требований истицы в порядке п. 10 ст. 32 ЖК РФ, а именно путем направления ей требований о сносе жилого дома, у суда первой инстанции не имелось. Кроме того осуществление ответчиком действий, предусмотренных п. 10 ст. 32 ЖК РФ, влечет за собой возможное изъятие (в случае неосуществления в добровольном порядке сноса дома собственниками жилых помещений) всего земельного участка, на котором расположен спорный дом, что затрагивает интересы также и собственника квартиры N в указанном доме. Кроме того, Ш.А. приобрела помещение, которое уже на момент покупки было признано в установленном законом порядке аварийным, тем самым намерено ухудшила свои жилищные условия с целью получения другого жилого помещения за счет бюджетных средств.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ш.А. на основании договора купли-продажи от <...> является собственником квартиры N в доме N по улице <...> в <...>.
На основании акта обследования жилого дома N от <...> и заключения межведомственной комиссии администрации МО "Подпорожское городское поселение" от <...> N жилой дом N по улице <...> в <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МО "Подпорожское городское поселение" от <...> N утверждено указанное заключение межведомственной комиссии администрации МО "Подпорожское городское поселение".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, собственниками помещений (включая муниципальное образование) не снесен, при этом собственникам помещений в доме требования о его сносе в установленном законом порядке не направлялись.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда по следующим основаниям.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого жилого помещения на праве собственности в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Заявляя исковые требования об обязании администрации осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в отношении квартиры N в доме, признанном аварийным, Ш.А. не указала, какие действия из предусмотренных указанным пунктом статьи она просит совершить в отношении ее квартиры и выбранный ею способ обеспечения ее жилищных прав. Судом не учтено, что дом N включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013 - 2015 годах", утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года, согласно которой планируемая дата окончания переселения граждан из указанного дома - 1 декабря 2015 года. При этом совершение действий, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, возлагается законодателем на орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Дом N признан аварийным межведомственной комиссией МО "Подпорожское городское поселение". С учетом указанных обстоятельств у суда отсутствовали основания для возложения обязанности осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, на администрацию МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области". Кроме того, отсутствие в решении суда указания на то, какие конкретно действия следует совершить, исключает возможность исполнения решения суда.
Судебная коллегия также находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что Ш.А. не вправе требовать предоставления другого жилого помещения, поскольку в <...> году приобрела квартиру в доме, признанном непригодным для проживания в <...> году, то есть, нежилое помещение, так как согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение Подпорожского городского суда подлежащим отмене с отказом Ш.А. в удовлетворении исковых требований. При этом Ш.А. не лишена возможности избрать иной надлежащий способ защиты своих прав собственника помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Ш.А. к администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" об обязании осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)