Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2015 N 08АП-9267/2015 ПО ДЕЛУ N А75-4265/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. N 08АП-9267/2015

Дело N А75-4265/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9267/2015) общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2015 по делу N А75-4265/2015 (судья Федоров А.Е.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" (ОГРН 1098601000926, ИНН 8601038412) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании предписания от 01.04.2015 N ХМ-115,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" (далее - Общество, ООО "Атлант-Сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган) об оспаривании предписания от 01.04.2015 N ХМ-115.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2015 по делу N А75-4265/2015 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что именно ООО "Атлант-Сервис" является лицом, ответственным за устранение течи из инженерных коммуникаций в квартире N 278 жилого дома N 3 по ул. Энгельса в г. Ханты-Мансийске.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Атлант-Сервис" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2015 по делу N А75-4265/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ООО "Атлант-Сервис" не является управляющей компанией в жилом доме N 3 по ул. Энгельса в г. Ханты-Мансийске и не является лицом, ответственным за устранение течи из инженерных коммуникаций в квартире N 278 указанного дома; имущество, из которого происходит течь, не является общим имуществом многоквартирного жилого дома.
Служба в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Административный орган указал в отзыве, что Общество является обслуживающей организацией и несет ответственность за надлежащее содержание общедомового имущества.
Общество и Служба, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании приказа Службы от 26.03.2015 N 151 должностным лицом административного органа в связи с обращением гражданки Хабаровой Е.А., в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки установлено следующее.
При обследовании квартиры N 258 в доме N 3 по ул. Энгельса установлено, что в жилой комнате в углу примыкания потолочного перекрытия у стены имеются сухие следы в виде плесени, отслоение отделочного слоя и разводов от проточек из инженерных коммуникаций квартиры N 278.
При обследовании ванной комнаты квартиры N 278 установлено, что собственник жилого помещения перенес трубы квартирной системы канализации от умывальника, унитаза и ванны в штрабу межквартирной стены, при этом до ванны и саму ванну облицевал керамической плиткой, а пустотные полости в стене, где проложены канализационные трубы, заполнил монтажной пеной.
В ходе проверки установлено, что в журнале аварийно-диспетчерской службы имеются заявки по выездам бригады на устранение течи из квартиры N 278. Согласно журналу работы по устранению течи не выполнены в связи с необеспечением свободного доступа к инженерным коммуникациям в жилом помещении собственником квартиры N 278.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 01.04.2015 N ХМ-115 (л.д. 10-12).
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 01.04.2015 N ХМ-115, в котором ему предписано в срок до 17.04.2015 устранить течь из инженерных коммуникаций в квартире N 278 жилого дома N 3 по ул. Энгельса.
Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным предписания от 01.04.2015 N ХМ-115.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2015 по делу N А75-4265/2015 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как было отмечено, в оспариваемом предписании указано, что Общество должно устранить течь из инженерных коммуникаций в квартире N 278 жилого дома N 3 по ул. Энгельса.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1. данной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 2.1 данной статьи установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Из материалов следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Энгельса, 3 был избран непосредственный способ управления многоквартирным домом (протокол общего собрания собственников от 16.09.2010). В качестве обслуживающей организации выбрано ООО "Атлант-Сервис". С собственниками помещений заключены договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае материалами дела, в частности, актом обследования квартиры от 01.04.2015, подтверждается, что с февраля 2015 года происходит затопление квартиры N 258 многоквартирного дома N 3 по ул. Энгельса в г. Ханты-Мансийске. Причина затопления - изменение конструкции инженерных коммуникаций, расположенных в квартире N 278. При обследовании ванной комнаты квартиры N 278 установлено, что собственник жилого помещения перенес трубы квартирной системы канализации от умывальника, унитаза и ванны в штрабу межквартирной стены, при этом до ванны и саму ванну облицевал керамической плиткой, а пустотные полости в стене, где проложены канализационные трубы, заполнил монтажной пеной.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 5 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а" пункта 16 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
При этом инженерная коммуникация, расположенная в квартире и предназначенная для обслуживания лишь указанной квартиры, к общему имуществу многоквартирного дома не относится и принадлежит собственнику соответствующего жилого помещения, поскольку предназначена для обслуживания только того жилого помещения, в котором установлена.
Таким образом, из содержания процитированных норм права и фактических обстоятельств дела следует вывод о том, что, во-первых, ООО "Атлант-Сервис" отвечает за исправность только общего имущества многоквартирного жилого дома N 3 по ул. Энгельса; во-вторых, инженерные коммуникации, из которых происходит течь, не относятся к общему имуществу данного многоквартирного жилого дома, а находятся в собственности жильца квартиры N 278.
Кроме того, факт того, что инженерные коммуникации, из которых происходит течь, не относятся к общему имуществу данного многоквартирного жилого дома, а находятся в собственности жильца квартиры N 278, указан Службой в акте проверки от 01.04.2015.
Судом первой инстанции при принятии решения не были учтены указанные обстоятельства.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, обязанность по обеспечению надлежащего функционирования инженерной конструкции, из которой происходит течь, в квартире N 278, лежит на собственнике данной квартиры, а не на ООО "Атлант-Сервис".
Следовательно, основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания у Службы отсутствовали.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования Общества - удовлетворению.
Учитывая, что апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Службу.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2015 по делу N А75-4265/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис", удовлетворить.
Предписание N ХМ-115 от 01.04.2015 Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признать недействительным.
Взыскать со Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)