Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11497/2015) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2015 по делу N А21-9838/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
третье лицо: товарищество собственников жилья "Калининградская, 8"
об оспаривании предписания и приказов о проведении проверки
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров" (ОГРН 1073906022981, адрес: 238340, Калининградская обл., г. Светлый, пос. Ижевское, ул. Балтийская. 10-4; далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Дом Ветров") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными приказов о проведении внеплановой выездной проверки N 1881 от 05.09.2014 и N 2032 от 23.09.2014, а также предписания по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 03.10.2014 N 883/2103, вынесенных Государственной жилищной инспекцией Калининградской области (далее - Инспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено товарищество собственников жилья "Калининградская, 8" (далее - ТСЖ "Калининградская, 8").
Решением суда от 17.03.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Дом Ветров" просит решение суда от 17.03.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что договор N К8/2612 от 26.12.2013 управления многоквартирным домом по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8, фактически является не договором управления, а договором осуществления частичных работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома; при этом собрания собственников жилья, одобряющего выбор управляющей компании, а также уполномочивающего ТСЖ "Калининградская, 8" на заключение договора в соответствии со статьями 161 - 162 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено не было. Податель жалобы также ссылается на нарушение Инспекцией положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы возвращаются подателю жалобы, поскольку копии приказов N 1881 от 05.09.2014, N 2032 от 23.09.2014, предписания N 883/2103 от 03.10.2014, а также договора N К8/2612 от 26.12.2013 имеются в материалах дела; в отношении остальных дополнительно представленных документов (копии договора энергоснабжения N 6299/6 от 10.02.2011 с дополнительными соглашениями) заявителем не обоснована невозможность их представления в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью проверки поступившего обращения собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8; по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества указанного многоквартирного дома Инспекцией издан приказ N 1881 от 05.09.2014 о проведении в отношении ООО "УК "Дом Ветров" 09.09.2014 внеплановой выездной проверки. В ходе проверки предполагалось провести мероприятия по рассмотрению документов, запрошенных у юридического лица (пункт 10 приказа) и проведение обследования многоквартирного жилого дома с целью оценки фактического состояния общего имущества собственников помещений указанного дома (пункт 8 приказа). Приказ N 1881 от 05.09.2014 получен Обществом 08.09.2014 (вх. N 143/1).
Поскольку в установленное приказом N 1881 от 05.09.2014 время представитель Общества на проверку не явился, истребованные у Общества документы для проведения проверки также представлены не были, Инспекцией 09.09.2014 составлен акт проверки N 1881/ДИН, в котором отражены указанные обстоятельства, и 10.09.2014 в отношении Общества составлен протокол N 416 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
23.09.2014 Инспекцией вновь вынесен приказ N 2032 о проведении в отношении ООО "УК "Дом Ветров" 25.09.2014 внеплановой выездной проверки с целью проверки обращения собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества указанного дома. Приказ N 2032 от 23.09.2014 получен Обществом 24.09.2014 (вх. N 168/1).
По результатам проведения проверки Инспекцией составлен акт N 2032/ДИН от 25.09.2014, в котором зафиксировано, что на потолке и стенах входного тамбура 1-го подъезда видны следы залития с отслоением покрасочного слоя; рулонное покрытие кровли входного тамбура без разрывов, однако наблюдается вздутие, отсутствие герметичности стыковых соединений; желоба системы наружного водоотвода не прочищены от грязи и растительности (нарушение пунктов 3.2.1, 4.6.1.2, 4.6.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003; далее - Правила N 170).
По факту выявленных нарушений Обществу выдано предписание N 883/2103 от 03.10.2014, которым в срок до 10.11.2014 предписано выполнить работы по ремонту кровли входного тамбура первого подъезда, восстановлению покрасочного слоя потолка входного тамбура в местах протечек, а также очистке желобов системы водоотвода от растительности и грязи.
Не согласившись с указанным предписанием, а также приказами о проведении внеплановой выездной проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в удовлетворении которого Обществу было отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции от 17.03.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. При этом согласно части 3 названной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ товариществу собственников жилья предоставлено право на заключение в соответствии с законодательством договора управления многоквартирным домом и иных обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации допускает заключение товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, на основании решения общего собрания членов ТСЖ "Калининградская, 8" (протокол общего собрания от 26.12.2013, л.д. 37-41) между ТСЖ "Калининградская, 8" и ООО "УК "Дом Ветров" 26.12.2013 заключен договор N К8/2612 управления многоквартирным домом по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8 (л.д. 21-37, 71-79). В соответствии с пунктом 2.1 договора N К8/2612 от 26.12.2013 ООО "УК "Дом Ветров" (управляющая организация) по заданию и за счет собственника в течение срока действия договора обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома определен в Приложении N 2 к договору, виды услуг в составе комплекса услуг по управлению многоквартирного дома определены в Приложении N 5 к договору.
Таким образом, ООО "УК "Дом Ветров", заключив договор управления многоквартирным жилым домом N К8/2612 от 26.12.2013, в силу условий данного договора приняло на себя как на управляющую организацию обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, а соответственно является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома.
Учитывая изложенное, внеплановая выездная проверка проведена и оспариваемое предписание от 03.10.2014 N 883/2103 по устранению нарушений требований жилищного законодательства правомерно выдано именно Обществу, как субъекту, ответственному за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8.
Факт нарушения требований пунктов 3.2.1, 4.6.1.1, 4.6.4 Правил N 170 установлен Инспекцией в ходе проведения проверки, подтверждается материалами дела (акт проверки от 25.09.2014 N 2032/ДИН) и заявителем не оспаривается.
Доводы подателя жалобы о том, что выполнение указанных в предписании от 03.10.2014 N 883/2103 работ не относится к обязанностям Общества в силу условий договора N К8/2612 от 26.12.2013, отклоняются судом апелляционной инстанции. Как следует из материалов дела, в Приложении N 2 к договору от 03.10.2014 N 883/2103 предусмотрено взимание платы за непредвиденные расходы (текущий ремонт); Обществом не доказано, что перечисленные в оспариваемом предписании работы не относятся к текущему ремонту. Кроме того, согласно Приложению N 5 к договору N К8/2612 от 26.12.2013 в составе комплекса услуг по управлению многоквартирным домом указаны, в том числе организация работ по обследованию дома с целью определения необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества, подготовка предложений о проведении работ по текущему и капитальному ремонту для принятия решений собственниками помещений. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что Обществом по результатам проводимых осмотров были подготовлены и доведены до собственников помещений предложения о проведении ремонта кровли входного тамбура первого подъезда, от финансирования которого собственники отказались.
Таким образом, установив в ходе проведения проверки факт нарушения требований жилищного законодательства, Инспекция правомерно выдала Обществу предписание от 03.10.2014 N 883/2103 по устранению выявленных нарушений.
Судом первой инстанции также не установлено грубых нарушений Инспекцией требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания.
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Особенности проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля установлены статьей 20 ЖК РФ.
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ являются среди прочего поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. При этом, внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 03.10.2014 N 883/2103 выдано по результатам внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой явилось поступление в Инспекцию коллективного обращения председателя правления ТСЖ "Калининградская, 8" и собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8, о нарушении управляющей организацией возложенных на нее обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома (л.д. 72).
Приказом от 05.09.2014 N 1881 проведение внеплановой выездной проверки было назначено на 09 сентября 2014 года на 16 час. 00 мин.; указанный приказ был получен Обществом 08.09.2014 (вх. N 143/1).
Поскольку в установленное приказом N 1881 от 05.09.2014 время представитель Общества на проведение проверки не явился, истребованные у Общества документы для проведения проверки также представлены не были, Инспекцией 09.09.2014 составлен акт проверки N 1881/ДИН, в котором отражены указанные обстоятельства, и 10.09.2014 в отношении Общества составлен протокол N 416 об административном правонарушении по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ по факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшего невозможность проведения или завершения проверки. Постановлением мирового судьи Светловского судебного участка Калининградской области от 01.12.2014 по делу N 5-894/14 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ (л.д. 115-116).
Приказом от 23.09.2014 N 2032 в отношении ООО "УК "Дом ветров" было назначено повторное проведение проверки с целью проверки доводов коллективного обращения жителей дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества указанного дома. Приказ N 2032 от 23.09.2014 получен Обществом 24.09.2014 (вх. N 168/1). При проведении 25.09.2015 проверки присутствовал генеральный директор Общества Дерюгин В.А. (акт проверки от 25.09.2014 N 2032/ДИН).
Предписание от 03.10.2014 N 883/2103 вынесено уполномоченным должностным лицом Инспекции в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 294-ФЗ и пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, не установив предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания недействительными приказов о проведении внеплановой выездной проверки N 1881 от 05.09.2014 и N 2032 от 23.09.2014, а также предписания по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 03.10.2014 N 883/2103.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 17.03.2015 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1500 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.
Государственная пошлина в размере 500 рублей, излишне уплаченная ООО "УК "Дом Ветров" при обращении в суд с апелляционной жалобой платежным поручением N 204 от 17.04.2015 (подпункт 3 во взаимосвязи с подпунктом 12 пункта первого статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 марта 2015 года по делу N А21-9838/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2015 N 13АП-11497/2015 ПО ДЕЛУ N А21-9838/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу N А21-9838/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11497/2015) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2015 по делу N А21-9838/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
третье лицо: товарищество собственников жилья "Калининградская, 8"
об оспаривании предписания и приказов о проведении проверки
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров" (ОГРН 1073906022981, адрес: 238340, Калининградская обл., г. Светлый, пос. Ижевское, ул. Балтийская. 10-4; далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Дом Ветров") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными приказов о проведении внеплановой выездной проверки N 1881 от 05.09.2014 и N 2032 от 23.09.2014, а также предписания по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 03.10.2014 N 883/2103, вынесенных Государственной жилищной инспекцией Калининградской области (далее - Инспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено товарищество собственников жилья "Калининградская, 8" (далее - ТСЖ "Калининградская, 8").
Решением суда от 17.03.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Дом Ветров" просит решение суда от 17.03.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что договор N К8/2612 от 26.12.2013 управления многоквартирным домом по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8, фактически является не договором управления, а договором осуществления частичных работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома; при этом собрания собственников жилья, одобряющего выбор управляющей компании, а также уполномочивающего ТСЖ "Калининградская, 8" на заключение договора в соответствии со статьями 161 - 162 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено не было. Податель жалобы также ссылается на нарушение Инспекцией положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы возвращаются подателю жалобы, поскольку копии приказов N 1881 от 05.09.2014, N 2032 от 23.09.2014, предписания N 883/2103 от 03.10.2014, а также договора N К8/2612 от 26.12.2013 имеются в материалах дела; в отношении остальных дополнительно представленных документов (копии договора энергоснабжения N 6299/6 от 10.02.2011 с дополнительными соглашениями) заявителем не обоснована невозможность их представления в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью проверки поступившего обращения собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8; по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества указанного многоквартирного дома Инспекцией издан приказ N 1881 от 05.09.2014 о проведении в отношении ООО "УК "Дом Ветров" 09.09.2014 внеплановой выездной проверки. В ходе проверки предполагалось провести мероприятия по рассмотрению документов, запрошенных у юридического лица (пункт 10 приказа) и проведение обследования многоквартирного жилого дома с целью оценки фактического состояния общего имущества собственников помещений указанного дома (пункт 8 приказа). Приказ N 1881 от 05.09.2014 получен Обществом 08.09.2014 (вх. N 143/1).
Поскольку в установленное приказом N 1881 от 05.09.2014 время представитель Общества на проверку не явился, истребованные у Общества документы для проведения проверки также представлены не были, Инспекцией 09.09.2014 составлен акт проверки N 1881/ДИН, в котором отражены указанные обстоятельства, и 10.09.2014 в отношении Общества составлен протокол N 416 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
23.09.2014 Инспекцией вновь вынесен приказ N 2032 о проведении в отношении ООО "УК "Дом Ветров" 25.09.2014 внеплановой выездной проверки с целью проверки обращения собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества указанного дома. Приказ N 2032 от 23.09.2014 получен Обществом 24.09.2014 (вх. N 168/1).
По результатам проведения проверки Инспекцией составлен акт N 2032/ДИН от 25.09.2014, в котором зафиксировано, что на потолке и стенах входного тамбура 1-го подъезда видны следы залития с отслоением покрасочного слоя; рулонное покрытие кровли входного тамбура без разрывов, однако наблюдается вздутие, отсутствие герметичности стыковых соединений; желоба системы наружного водоотвода не прочищены от грязи и растительности (нарушение пунктов 3.2.1, 4.6.1.2, 4.6.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003; далее - Правила N 170).
По факту выявленных нарушений Обществу выдано предписание N 883/2103 от 03.10.2014, которым в срок до 10.11.2014 предписано выполнить работы по ремонту кровли входного тамбура первого подъезда, восстановлению покрасочного слоя потолка входного тамбура в местах протечек, а также очистке желобов системы водоотвода от растительности и грязи.
Не согласившись с указанным предписанием, а также приказами о проведении внеплановой выездной проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в удовлетворении которого Обществу было отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции от 17.03.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. При этом согласно части 3 названной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ товариществу собственников жилья предоставлено право на заключение в соответствии с законодательством договора управления многоквартирным домом и иных обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации допускает заключение товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, на основании решения общего собрания членов ТСЖ "Калининградская, 8" (протокол общего собрания от 26.12.2013, л.д. 37-41) между ТСЖ "Калининградская, 8" и ООО "УК "Дом Ветров" 26.12.2013 заключен договор N К8/2612 управления многоквартирным домом по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8 (л.д. 21-37, 71-79). В соответствии с пунктом 2.1 договора N К8/2612 от 26.12.2013 ООО "УК "Дом Ветров" (управляющая организация) по заданию и за счет собственника в течение срока действия договора обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома определен в Приложении N 2 к договору, виды услуг в составе комплекса услуг по управлению многоквартирного дома определены в Приложении N 5 к договору.
Таким образом, ООО "УК "Дом Ветров", заключив договор управления многоквартирным жилым домом N К8/2612 от 26.12.2013, в силу условий данного договора приняло на себя как на управляющую организацию обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, а соответственно является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома.
Учитывая изложенное, внеплановая выездная проверка проведена и оспариваемое предписание от 03.10.2014 N 883/2103 по устранению нарушений требований жилищного законодательства правомерно выдано именно Обществу, как субъекту, ответственному за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8.
Факт нарушения требований пунктов 3.2.1, 4.6.1.1, 4.6.4 Правил N 170 установлен Инспекцией в ходе проведения проверки, подтверждается материалами дела (акт проверки от 25.09.2014 N 2032/ДИН) и заявителем не оспаривается.
Доводы подателя жалобы о том, что выполнение указанных в предписании от 03.10.2014 N 883/2103 работ не относится к обязанностям Общества в силу условий договора N К8/2612 от 26.12.2013, отклоняются судом апелляционной инстанции. Как следует из материалов дела, в Приложении N 2 к договору от 03.10.2014 N 883/2103 предусмотрено взимание платы за непредвиденные расходы (текущий ремонт); Обществом не доказано, что перечисленные в оспариваемом предписании работы не относятся к текущему ремонту. Кроме того, согласно Приложению N 5 к договору N К8/2612 от 26.12.2013 в составе комплекса услуг по управлению многоквартирным домом указаны, в том числе организация работ по обследованию дома с целью определения необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества, подготовка предложений о проведении работ по текущему и капитальному ремонту для принятия решений собственниками помещений. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что Обществом по результатам проводимых осмотров были подготовлены и доведены до собственников помещений предложения о проведении ремонта кровли входного тамбура первого подъезда, от финансирования которого собственники отказались.
Таким образом, установив в ходе проведения проверки факт нарушения требований жилищного законодательства, Инспекция правомерно выдала Обществу предписание от 03.10.2014 N 883/2103 по устранению выявленных нарушений.
Судом первой инстанции также не установлено грубых нарушений Инспекцией требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания.
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Особенности проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля установлены статьей 20 ЖК РФ.
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ являются среди прочего поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. При этом, внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 03.10.2014 N 883/2103 выдано по результатам внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой явилось поступление в Инспекцию коллективного обращения председателя правления ТСЖ "Калининградская, 8" и собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8, о нарушении управляющей организацией возложенных на нее обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома (л.д. 72).
Приказом от 05.09.2014 N 1881 проведение внеплановой выездной проверки было назначено на 09 сентября 2014 года на 16 час. 00 мин.; указанный приказ был получен Обществом 08.09.2014 (вх. N 143/1).
Поскольку в установленное приказом N 1881 от 05.09.2014 время представитель Общества на проведение проверки не явился, истребованные у Общества документы для проведения проверки также представлены не были, Инспекцией 09.09.2014 составлен акт проверки N 1881/ДИН, в котором отражены указанные обстоятельства, и 10.09.2014 в отношении Общества составлен протокол N 416 об административном правонарушении по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ по факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшего невозможность проведения или завершения проверки. Постановлением мирового судьи Светловского судебного участка Калининградской области от 01.12.2014 по делу N 5-894/14 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ (л.д. 115-116).
Приказом от 23.09.2014 N 2032 в отношении ООО "УК "Дом ветров" было назначено повторное проведение проверки с целью проверки доводов коллективного обращения жителей дома по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д. 8, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества указанного дома. Приказ N 2032 от 23.09.2014 получен Обществом 24.09.2014 (вх. N 168/1). При проведении 25.09.2015 проверки присутствовал генеральный директор Общества Дерюгин В.А. (акт проверки от 25.09.2014 N 2032/ДИН).
Предписание от 03.10.2014 N 883/2103 вынесено уполномоченным должностным лицом Инспекции в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 294-ФЗ и пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, не установив предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания недействительными приказов о проведении внеплановой выездной проверки N 1881 от 05.09.2014 и N 2032 от 23.09.2014, а также предписания по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 03.10.2014 N 883/2103.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 17.03.2015 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1500 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.
Государственная пошлина в размере 500 рублей, излишне уплаченная ООО "УК "Дом Ветров" при обращении в суд с апелляционной жалобой платежным поручением N 204 от 17.04.2015 (подпункт 3 во взаимосвязи с подпунктом 12 пункта первого статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 марта 2015 года по делу N А21-9838/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Ветров" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)