Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2015 ПО ДЕЛУ N А33-17800/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2015 г. по делу N А33-17800/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "05" мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" мая 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Ишутиной О.В., Магда О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
- при участии: от ответчика - муниципального образования города Шарыпово Красноярского края в лице КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово Красноярского края: Самойловой О.В., представителя по доверенности от 08.04.2015 N 3;
- от истца - открытого акционерного общества "Э.ОН Россия": Вохминой М.С., представителя по доверенности от 07.02.2015 N 107,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования города Шарыпово Красноярского края в лице КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово Красноярского края (ИНН 2459002454, ОГРН 1022401745300)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" февраля 2015 года по делу N А33-17800/2014, принятое судьей Слесаренко И.В.,

установил:

открытое акционерное общество "Э.ОН Россия" (ИНН 8602067092, ОГРН 1058602056985) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Шарыпово Красноярского края в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово Красноярского края (ИНН 2459002454, ОГРН 1022401745300) (далее - МО г. Шарыпово в лице КУМИ Администрации г. Шарыпово) о взыскании задолженности по оплате поставленной тепловой энергии в муниципальные жилые помещения, многоквартирных жилых домов микрорайона Пионерный города Шарыпово, а также за оказанные услуги по водоотведению, за период с 01.08.2011 по 30.06.2014 в сумме 1083 253 рубля 93 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.02.2015 с МО г. Шарыпово в лице КУМИ Администрации г. Шарыпово в пользу ОАО ОАО "Э.ОН Россия" взыскано 1 083 253 рубля 93 копейки долга, а также 23 832 рубля 53 копейки расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в Третий арбитражный апелляционный суд в которой просит решение первой инстанции отменить, принять новое решение по делу.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что наниматели являются прямыми потребителями услуг теплоснабжения, в связи с чем, берут на себя обязательства по оплате коммунальных услуг, в том числе за теплоэнергию.
По мнению заявителя, решение судом первой инстанции вынесено преждевременно, поскольку нанимателем Магамедовой Х.О. произведена оплата задолженности в размере 26 100 рублей, однако истцом оплаченная сумма не учтена.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 05.05.2015.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции возвращены ответчику приложенные к апелляционной жалобе копии счет-квитанции за январь 2015 года (лицевой счет N 274500) в связи с отсутствием со стороны ответчика ходатайства об его приобщении к материалам дела. Указанный документ возвращен представителю ответчика в зале судебного заседания под расписку.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
ОАО "Э.ОН Россия" является энергоснабжающей организацией, которая в лице своего филиала "Тепловые сети Березовской ГРЭС" осуществляет поставку энергоресурсов: тепловая энергия и водоотведение, потребителям г. Шарыпово, п. Дубинино и Шарыповскому району, через присоединенную сеть.
3.03.2014 на основании решения Совета директоров Общества (протокол N 190 от 29.11.2013) ликвидирован филиал "Тепловые сети Березовской ГРЭС" ОАО "Э.ОН Россия". В связи с чем, внесены изменения в устав открытого акционерного общества "Э.ОН Россия" (ОАО "Э.ОН Россия").
Данные изменения в перечне филиалов юридического лица зарегистрированы в установленном законом порядке в ИФНС по г. Сургуту, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от "11" марта 2014 г. за государственным регистрационным номером 2148602022050.
В связи с ликвидацией филиала "Тепловые сети Березовской ГРЭС" ОАО "Э.ОН Россия" деятельность в сфере теплоснабжения, водоотведения на территории города Шарыпово и Шарыповского района Красноярского края осуществляется филиалом "Березовская ГРЭС" ОАО "Э.ОН Россия".
В период с 01.08.2011 по 30.06.2014 тепловая энергия поставлялась в жилые помещения многоквартирных домов N 3, N 27, N 42 микрорайона Пионерный (далее - спорные помещения) в период с 01.08.2011 по 30.06.2014. Данные жилые помещения являются муниципальной собственностью.
В материалы дела представлены копии выписок из домовых книг, подписанными паспортистом обслуживающей организацией ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", договоры социального найма жилых помещений и выписки из реестра муниципальной собственности города Шарыпово.
Согласно информации, предоставленной Муниципальным казенным учреждением "Служба городского хозяйства" (исх. 09/2587 от 10.06.2014), а также извещений о проведении открытого конкурса N 18/2009 от 26.10.2009 и от 23.11.2012 вместе с протоколами вскрытия конвертов от 30.11.2009 от 25.12.2012 способ управления в отношении спорных многоквартирных домов не выбран.
Муниципальным казенным учреждением "Служба городского хозяйства", действующим от имени муниципального образования "город Шарыпово Красноярского края", в отношении спорных многоквартирных домов заключен договор от 27.12.2012 N 1-у по содержанию и ремонту общего имущества жилых домов с ООО "Управляющая компания "Уютный дом".
Как указывает истец, поскольку в спорных жилых помещениях многоквартирных домов отсутствуют приборы учета фактически принятой тепловой энергии, то расчет количества тепловой энергии произведен истцом исходя из норматива потребления, установленного в соответствии с законодательством уполномоченными органами.
Начисления за поставляемые энергоснабжающей организацией энергоресурсы в спорный период произведены истцом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06,05.2011 N 354), Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы потребления отопления установлены: Шарыповским городским Советом депутатов N 53-504 от 24.11.2009.

Тарифы на тепловую энергию установлены Региональной энергетической комиссией Красноярскою края (РЭК): приказ РЭК N 150-п от 01.12.2010, приказ РЭК N 417-п от 11.11.2011, приказ РЭК N 209-п от 13.11.2012.
Тарифы на горячее водоснабжение установлены: на 2011 год - протоколом согласования стоимости химически очищенной воды для ОАО "ОГК-4", на 2012 год - приказом РЭК N 559-п от 13.12.2011, на 2013 год - приказом РЭК N 122-п от 21.06.2013, на 2014 год - приказом РЭК N 344-п от 18.12.2013.
Тарифы на услуги водоотведения и очистки стоков установлены приказом Министерства ЖКХ Красноярского края N 111-т от 15.11.2010, приказом Министерства ЖКХ Красноярского края N 299-т от 27.10.2011, приказом Министерства ЖКХ Красноярского края N 192-т от 14.11.2012, приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края N 278-в от 21.11.2013.
Площади жилых помещений и количество зарегистрированных в них граждан подтверждается выписками из домовых книг, выданных паспортистом обслуживающей организацией ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства".
В период с 01.08.2011 по 30.06.2014 истец в отсутствие заключенного договора поставлял тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения в вышеуказанные жилые помещения многоквартирных домов микрорайона Пионерный города Шарыпово, а также осуществлял водоотведение сточных вод жилых помещений.
Согласно расчету истца сумма задолженности за тепловую энергию, поставленную в жилые помещения многоквартирных домов, для нужд отопления и горячего водоснабжения, а также задолженность за оказанные услуги по водоотведению сточных вод за период с 01.08.2011 по 30.06.2014 составляет 1 083 253 рубля 93 копейки.
Поскольку в добровольном порядке плата за поставленную тепловую энергию и оказанные услуги по водоотведению ответчик не произвел, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наниматели являются прямыми потребителями услуг теплоснабжения, в связи с чем, берут на себя обязательства по оплате коммунальных услуг, отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) подробно урегулирован в статье 155 Жилищного кодекса.
В той же статье перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищному законодательству неизвестны, так что порядок расчетов с такой организацией за поданные в многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы по смыслу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса должен определяться положениями параграфа 6 главы 30 названного Кодекса.
Подробно регламентируя порядок оплаты коммунальных услуг применительно к различным способам управления многоквартирным домом, Жилищный кодекс прямо не разрешает вопрос о порядке оплаты указанных услуг гражданами, проживающими в неприватизированных жилых помещениях государственного и муниципального жилого фонда, в случаях, когда управляющая организация или иной способ управления в отношении таких домов в установленном порядке не определен.
Этот пробел в совокупности с положением части 3 статьи 153 Жилищного кодекса, предусматривающей, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица, может быть истолкован как освобождение перечисленных органов, выступающих в гражданском обороте от имени собственников жилого фонда, от обязанности по оплате коммунальных услуг после заселения указанных помещений. Такое толкование особенно часто используется публично-правовыми образованиями - собственниками государственного и муниципального жилого фонда - в случае, когда способ управления многоквартирными жилыми домами в установленном порядке не определен и ресурсоснабжающие организации лишены возможности реализовать предусмотренный жилищным законодательством порядок оплаты поставленных в упомянутый жилой дом коммунальных ресурсов, предъявив соответствующее требование исполнителю коммунальных услуг.
Однако подобное толкование противоречит как общим положениям гражданского законодательства о возложении на собственника бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса), так и положениям жилищного законодательства о возложении бремени содержания жилого помещения на его собственника (часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса) и о возникновении у собственника жилого помещения обязанности своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса).
Неосуществление в установленном порядке управомоченными лицами выбора способа управления многоквартирным жилым домом и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации не могут влиять на применение приведенных положений гражданского и жилищного законодательства, возлагающих на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, в отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома государственного или муниципального жилого фонда, в отношении которого не выбрана управляющая организация или не реализован иной предусмотренный действующим законодательством способ управления, ответственным за оплату названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
При этом полномочия органов местного самоуправления определяются его уставом.
Согласно статье 7 Устава города Шарыпово к вопросам местного значения города относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной (городской) собственности.
Администрация города Шарыпово может наделить отдельными полномочиями по управлению муниципальным имуществом свои органы (статья 57 Устава города Шарыпово).
Постановлением Администрации города Шарыпово Красноярского края N 151 от 27.08.2012 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово (в дальнейшем - "Комитет") является структурным подразделением Администрации города Шарыпово, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в области управлении и распоряжении муниципальной собственностью муниципального образования город Шарыпово, ее эффективного использования, приватизации, а также координации в этой сфере деятельности муниципальных предприятий и учреждений, проведение единой жилищной политики в области учета и обеспечения жильем работников муниципальных предприятий и учреждений, социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отдельных категорий граждан, имеющих льготы по обеспечению жилой площадью в соответствии с законодательством Российской Федерации, и выполнения иных некоммерческих функций.
Таким образом, учитывая, что способ управления спорными помещениями многоквартирных домов N 3, N 27, N 42 микрорайона Пионерный города Шарыпово не выбран, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по оплате задолженности за коммунальный ресурс, поставленный истцом в спорные помещения в период с 01.08.2011 по 30.06.2014, лежит на собственнике муниципальных жилых помещений - МО г. Шарыпово в лице КУМИ Администрации г. Шарыпово.
Учитывая, что в спорных жилых помещениях многоквартирных домов отсутствуют приборы учета фактически принятой тепловой энергии, истцом правомерно произведен расчет количества тепловой энергии исходя из норматива потребления, установленного в соответствии с законодательством уполномоченными органами.
Начисления за поставляемые энергоснабжающей организацией энергоресурсы в спорный период произведены истцом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что площади жилых помещений и количество зарегистрированных в них граждан подтверждается выписками из домовых книг, выданных паспортистом обслуживающей организацией ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства".
В судах первой и апелляционной инстанциях ответчик не оспаривал тот факт, что в период с 01.08.2011 по 30.06.2014 истец поставлял тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения в вышеуказанные жилые помещения многоквартирных домов микрорайона Пионерный города Шарыпово, а также осуществлял услугу водоотведения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что истец доказал обоснованность своих требований о взыскании с собственника помещений задолженности за тепловую энергию, поставленную в жилые помещения многоквартирных домов, для нужд отопления и горячего водоснабжения, а также задолженность за оказанные услуги по водоотведению за период с 01.08.2011 по 30.06.2014 в общей сумме 1 083 253 рубля 93 копейки.
Ссылки в апелляционной жалобе на оплату коммунальных услуг нанимателями после вынесения решения суда первой инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку стороны не лишены возможности урегулировать спор на стадии исполнительного производства, разрешив вопрос об уплаченных суммах, в т.ч. оплаченных после вынесения спорного судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" февраля 2015 года по делу N А33-17800/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Л.Е.СПОТКАЙ

Судьи
О.В.ИШУТИНА
О.В.МАГДА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)