Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" (ИНН 2317045741, ОГРН 1062317014033), ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьих лиц: Департамента городского хозяйства администрации города Сочи (ИНН 2320180758, ОГРН 1102366001880), муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947), Управления по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи, Департамента городского хозяйства администрации города Сочи и Управления по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А32-264/2014, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Доверие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) о взыскании 2 513 493 рублей задолженности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства администрации города Сочи (далее - департамент), МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - предприятие) и Управление по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи (далее - управление).
Решением от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.08.2014, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что общество выполнило работы по модернизации внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования, а администрация как собственник помещений, который в силу закона несет бремя содержания своего имущества, должна участвовать в софинансировании выполненных работ.
В кассационной жалобе администрация, департамент и управление просят отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителей, общество не доказало надлежащего исполнения договора на выполнение работ по модернизации внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования (установка индивидуальных тепловых пунктов) в многоквартирных домах, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение инновационных мероприятий, модернизацию или закупку энергоэффективного оборудования от 04.09.2012 (далее - договор от 04.09.2012), поэтому у администрации отсутствует задолженность.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Выполнение работ и их стоимость подтверждаются актами формы N КС-2 и справками формы N КС-3.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, Департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края и администрация заключили соглашение от 31.05.2012 N 10-17/12-25 о порядке взаимодействия по предоставлению субсидии на реализацию долгосрочной краевой целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2011-2020 годов" (далее - соглашение N 10-17/12-25 и краевая программа). В силу пункта 1.1 соглашения Департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края предоставляет администрации 215 779 тыс. рублей субсидии за счет средств федерального бюджета в порядке межбюджетных отношений, не использованную в 2011 году, потребность в которой подтверждена, на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий краевой программы и муниципальной долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования город-курорт Сочи на период 2012-2015 годов и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением администрации города Сочи от 01.02.2012 N 127 (далее - муниципальная программа). Администрация обязана принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить софинансирование указанных обязательств за счет средств бюджета города Сочи в размере 12 145 тыс. рублей, а также обеспечить выполнение условий соглашения. В соответствии с пунктом 2.5 соглашения получателем субсидии является департамент.
В приложении N 1 к соглашению N 10-17/12-25 указано, что субсидия предоставляется на модернизацию внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования (установка индивидуальных тепловых пунктов), в том числе за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение инновационных мероприятий, модернизацию или закупку энергоэффективного оборудования. Сумма финансирования составляет 240 060 300 рублей, из которых 215 779 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 12 145 тыс. рублей - средства местного бюджета и 12 145 тыс. рублей - внебюджетные источники.
22 августа 2012 года департамент и общество (получатель) заключили соглашение на реализацию мероприятий по установке в многоквартирных домах индивидуальных тепловых пунктов (далее - соглашение от 22.08.2012), которое регламентирует отношения сторон по предоставлению департаментом субсидий получателю на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по установке индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных домах Адлерского района города Сочи согласно перечню многоквартирных домов. Пункты 6 и 6.1 соглашения предусматривают, что сумма расходов на проведение работ по установке индивидуальных тепловых пунктов составляет 240 060 300 рублей. Доля собственников помещений в многоквартирных домах в финансировании расходов на проведение работ по установке индивидуальных тепловых пунктов составляет 12 145 тыс. рублей (5,06%), субсидия, предоставляемая департаментом, - 227 915 300 рублей, доля города Сочи в финансировании работ по установке индивидуальных тепловых пунктов как собственника помещений в многоквартирных домах - 3 339 832 рубля.
Адресный перечень многоквартирных домов на проведение мероприятий по модернизации внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования за счет субсидий из федерального бюджета (далее - перечень домов) утвержден приказом департамента от 07.08.2012 N 54.
На основании протокола конкурсной комиссии от 03.09.2012 с согласия Департамента имущественных отношений администрации города Сочи общество (заказчик) и предприятие (подрядчик) заключили договор от 04.09.2012, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по модернизации внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования в многоквартирных домах, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета в многоквартирных домах Адлерского района города Сочи согласно перечню домов в соответствии с технической и проектно-сметной документацией. Заказчик обязан принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора и соглашения N 10-17/12-25.
Во исполнение договора от 04.09.2012 с учетом дополнительного соглашения от 25.12.2012 N 2 предприятие выполнило работы в 212 многоквартирных домах Адлерского района города Сочи, установив 229 индивидуальных тепловых пунктов стоимостью 239 640 496 рублей. Факт выполнения работ подтверждается представленными в материалы дела сметами на проектные работы, актами выполненных работ формы N КС-2, справками о стоимости выполненных работ формы N КС-3, актами сдачи-приемки выполненных работ.
Общество уплатило предприятию 237 127 003 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 25.12.2012 N 3, от 26.12.2012 N 4, от 29.12.2012 N 5, от 10.01.2013 N 1, от 15.05.2013 N 304, от 15.05.2013 N 303, от 29.07.2013 N 2, от 29.07.2013 N 5, от 29.07.2013 N 3.
Доля собственников помещений в софинансировании составила 12 123 833 рубля (5%), из которых доля администрации как собственника помещений в многоквартирных домах - 2 513 493 рубля (5%).
В письме от 28.11.2013 N 858 общество сообщило администрации о задолженности и просило уплатить 2 513 493 рубля.
Поскольку администрация не оплатила задолженность, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Кодекса).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно пункту 1 статьи 39 и подпункту 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Суды, оценив и исследовав представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что общество выполнило работы по установке в многоквартирных домах Адлерского района города Сочи индивидуальных тепловых пунктов в рамках целевой программы, результат работ принят департаментом, поэтому администрация, являясь собственником помещений в многоквартирных домах, в которых проведены работы, в силу закона и в соответствии с условиями соглашения от 22.08.2012 несет бремя содержания своего имущества и обязана уплатить 2 513 493 рубля (5%). При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Довод заявителей жалобы о том, что общество не доказало надлежащее выполнение работ, опровергается представленными в материалы дела сметами на проектные работы, актами выполненных работ, справками о стоимости, актами сдачи-приемки выполненных работ. Иные доводы не приведены.
Основания для изменения или отмены решения и постановления суда апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 по делу N А32-264/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ЛЕОНОВА
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
В.Ф.КУХАРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А32-264/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А32-264/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" (ИНН 2317045741, ОГРН 1062317014033), ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьих лиц: Департамента городского хозяйства администрации города Сочи (ИНН 2320180758, ОГРН 1102366001880), муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947), Управления по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи, Департамента городского хозяйства администрации города Сочи и Управления по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А32-264/2014, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Доверие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) о взыскании 2 513 493 рублей задолженности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства администрации города Сочи (далее - департамент), МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - предприятие) и Управление по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи (далее - управление).
Решением от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.08.2014, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что общество выполнило работы по модернизации внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования, а администрация как собственник помещений, который в силу закона несет бремя содержания своего имущества, должна участвовать в софинансировании выполненных работ.
В кассационной жалобе администрация, департамент и управление просят отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителей, общество не доказало надлежащего исполнения договора на выполнение работ по модернизации внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования (установка индивидуальных тепловых пунктов) в многоквартирных домах, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение инновационных мероприятий, модернизацию или закупку энергоэффективного оборудования от 04.09.2012 (далее - договор от 04.09.2012), поэтому у администрации отсутствует задолженность.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Выполнение работ и их стоимость подтверждаются актами формы N КС-2 и справками формы N КС-3.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, Департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края и администрация заключили соглашение от 31.05.2012 N 10-17/12-25 о порядке взаимодействия по предоставлению субсидии на реализацию долгосрочной краевой целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2011-2020 годов" (далее - соглашение N 10-17/12-25 и краевая программа). В силу пункта 1.1 соглашения Департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края предоставляет администрации 215 779 тыс. рублей субсидии за счет средств федерального бюджета в порядке межбюджетных отношений, не использованную в 2011 году, потребность в которой подтверждена, на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий краевой программы и муниципальной долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования город-курорт Сочи на период 2012-2015 годов и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением администрации города Сочи от 01.02.2012 N 127 (далее - муниципальная программа). Администрация обязана принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить софинансирование указанных обязательств за счет средств бюджета города Сочи в размере 12 145 тыс. рублей, а также обеспечить выполнение условий соглашения. В соответствии с пунктом 2.5 соглашения получателем субсидии является департамент.
В приложении N 1 к соглашению N 10-17/12-25 указано, что субсидия предоставляется на модернизацию внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования (установка индивидуальных тепловых пунктов), в том числе за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение инновационных мероприятий, модернизацию или закупку энергоэффективного оборудования. Сумма финансирования составляет 240 060 300 рублей, из которых 215 779 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 12 145 тыс. рублей - средства местного бюджета и 12 145 тыс. рублей - внебюджетные источники.
22 августа 2012 года департамент и общество (получатель) заключили соглашение на реализацию мероприятий по установке в многоквартирных домах индивидуальных тепловых пунктов (далее - соглашение от 22.08.2012), которое регламентирует отношения сторон по предоставлению департаментом субсидий получателю на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по установке индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных домах Адлерского района города Сочи согласно перечню многоквартирных домов. Пункты 6 и 6.1 соглашения предусматривают, что сумма расходов на проведение работ по установке индивидуальных тепловых пунктов составляет 240 060 300 рублей. Доля собственников помещений в многоквартирных домах в финансировании расходов на проведение работ по установке индивидуальных тепловых пунктов составляет 12 145 тыс. рублей (5,06%), субсидия, предоставляемая департаментом, - 227 915 300 рублей, доля города Сочи в финансировании работ по установке индивидуальных тепловых пунктов как собственника помещений в многоквартирных домах - 3 339 832 рубля.
Адресный перечень многоквартирных домов на проведение мероприятий по модернизации внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования за счет субсидий из федерального бюджета (далее - перечень домов) утвержден приказом департамента от 07.08.2012 N 54.
На основании протокола конкурсной комиссии от 03.09.2012 с согласия Департамента имущественных отношений администрации города Сочи общество (заказчик) и предприятие (подрядчик) заключили договор от 04.09.2012, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по модернизации внутридомовых инженерных систем с установкой инновационного оборудования в многоквартирных домах, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета в многоквартирных домах Адлерского района города Сочи согласно перечню домов в соответствии с технической и проектно-сметной документацией. Заказчик обязан принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора и соглашения N 10-17/12-25.
Во исполнение договора от 04.09.2012 с учетом дополнительного соглашения от 25.12.2012 N 2 предприятие выполнило работы в 212 многоквартирных домах Адлерского района города Сочи, установив 229 индивидуальных тепловых пунктов стоимостью 239 640 496 рублей. Факт выполнения работ подтверждается представленными в материалы дела сметами на проектные работы, актами выполненных работ формы N КС-2, справками о стоимости выполненных работ формы N КС-3, актами сдачи-приемки выполненных работ.
Общество уплатило предприятию 237 127 003 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 25.12.2012 N 3, от 26.12.2012 N 4, от 29.12.2012 N 5, от 10.01.2013 N 1, от 15.05.2013 N 304, от 15.05.2013 N 303, от 29.07.2013 N 2, от 29.07.2013 N 5, от 29.07.2013 N 3.
Доля собственников помещений в софинансировании составила 12 123 833 рубля (5%), из которых доля администрации как собственника помещений в многоквартирных домах - 2 513 493 рубля (5%).
В письме от 28.11.2013 N 858 общество сообщило администрации о задолженности и просило уплатить 2 513 493 рубля.
Поскольку администрация не оплатила задолженность, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Кодекса).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно пункту 1 статьи 39 и подпункту 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Суды, оценив и исследовав представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что общество выполнило работы по установке в многоквартирных домах Адлерского района города Сочи индивидуальных тепловых пунктов в рамках целевой программы, результат работ принят департаментом, поэтому администрация, являясь собственником помещений в многоквартирных домах, в которых проведены работы, в силу закона и в соответствии с условиями соглашения от 22.08.2012 несет бремя содержания своего имущества и обязана уплатить 2 513 493 рубля (5%). При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Довод заявителей жалобы о том, что общество не доказало надлежащее выполнение работ, опровергается представленными в материалы дела сметами на проектные работы, актами выполненных работ, справками о стоимости, актами сдачи-приемки выполненных работ. Иные доводы не приведены.
Основания для изменения или отмены решения и постановления суда апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 по делу N А32-264/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ЛЕОНОВА
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
В.Ф.КУХАРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)