Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Песковой Т.Д., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Амурстройзаказчик": Буздык Вера Юрьевна, паспорт <...>, представитель по доверенности от 03.06.2007, зарегистрирована в реестре за N 5419;
- от Министерства имущественных отношений Амурской области: не явились;
- от третьего лица - Администрации г. Благовещенска: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амурстройзаказчик"
на решение от 27.05.2009
по делу N А04-1587/2009
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Амурстройзаказчик"
к Министерству имущественных отношений Амурской области
третье лицо Администрация г. Благовещенска
о признании действий незаконными
Открытое акционерное общество "Амурстройзаказчик" (далее - ОАО "Амурстройзаказчик", общество) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Амурской области о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенного в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенного в письме от 06.03.2009 N 14-35/613 и об обязании Министерства имущественных отношений Амурской области установить публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к указанному земельному участку, в срок 10 дней с даты вступления в силу судебного акта.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), общество уточнило требования, просило признать незаконным действие Министерства имущественных отношений Амурской области, выразившееся в отказе в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенном в письме от 06.03.2009 N 14-35/613, и обязать ответчика:
- устранить препятствия к осуществлению строительства многоквартирного жилого дома в квартале 150 г. Благовещенска на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 28:01:010150:0113 и для прокладки наружных инженерных сетей ливневой канализации и тепловых сетей на части земельного участка с кадастровым номером 28:01:010150:0002, согласно утвержденному проекту строительства, установив частный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенного в 150 квартале г. Благовещенска, обозначенного на схеме запрашиваемого земельного участка для сервитута, в целях проезда автомобильного транспорта и специальной техники к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, а также для прокладки наружных инженерных сетей ливневой канализации и тепловых сетей на части земельного участка с кадастровым номером 28:01:010150:0002, согласно утвержденному проекту строительства, в десятидневный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Администрация г. Благовещенска.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что отказ в установлении сервитута противоречит пунктам 4.2, 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой публичный сервитут устанавливается, в том числе, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков, могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок.
В данном случае, установление сервитута необходимо для обеспечения интересов органов местного самоуправления, что выражается в обязанности общества выполнить постановления мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798 "О прекращении права пользования землей в квартале 150 (ранее 151 и 267 кварталы) ОАО "Амурстройтранс" (правопреемника АООТ "Амурстройтранс") и предоставлении данного земельного участка в пользование, на условиях аренды, на период строительства многоквартирного жилого дома ОАО "Амурстройзаказчик" и от 19.03.2008 N 799 "О внесении изменений в постановление мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798". Данными постановлениями обществу отведен под строительство многоквартирного жилого дома земельный участок, проезд к которому возможен только через соседний земельный участок. Срок строительства, согласно проекту ограничен и составляет 9 месяцев. При невозможности проезда общество не сможет построить дом и выполнить постановления мэра.
Кроме того, общество считает, что установление сервитута необходимо для обеспечения интересов местного населения, поскольку проезд согласно проекту строительства предусмотрен постоянный и предназначается для проезда, прохода граждан и грузового транспорта к вновь построенному жилому дому, в том числе, по заключению МЧС от 31.07.2008N 154-НТО для пожарного проезда к строительной площадке, а затем к построенному жилому дому и существующим частным жилым домам.
Решением суда от 27.05.2009 в удовлетворении заявленных ОАО "Амурстройзаказчик" требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые действия Министерства имущественных отношений Амурской области, выразившиеся в отказе в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенного в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенные в письме от 06.03.2009 N 14-35/613, не противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Закона Амурской области от 26.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на ошибочность вывода суда о том, что государственная собственность на данный участок разграничена и Министерство имущественных отношений Амурской области уполномочено решать вопросы по спорному земельному участку, в том числе, по установлению сервитута, поскольку согласно выписке из ЕГРП от 20.05.2009 N 01/013/2009-864 существовало обременение земельного участка с кадастровым N 28:01:010150:0002 - аренда застройщика ООО "Омнибус" и в настоящее время правообладатель указанного земельного участка отсутствует. ОАО "Амурстройзаказчик" считает, что в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на земельный участок у граждан, государственная собственность на земельный участок с кадастровым N 28:01:010150:0002 не разграничена, следовательно, осуществлять полномочия по установлению сервитута должно Министерство имущественных отношений Амурской области.
Кроме того, по мнению общества, ОАО "Амурстройзаказчик" не имеет права вступать в правоотношения по установлению сервитута с собственником соседнего земельного участка, поскольку не является собственником арендуемого земельного участка с кадастровым N 28:01:010150:0002.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просила отменить решение суда, приняв новый судебный акт.
Министерство имущественных отношений Амурской области и Администрация г. Благовещенска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя стороны, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд находит, что решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба общества удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Постановлением мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798 "О прекращении права пользования землей в квартале 150 (ранее 151 и 267 кварталы) ОАО "Амурстройтранс" (правопреемника АООТ "Амурстройтранс") и предоставлении данного земельного участка в пользование на условиях аренды, на период строительства многоквартирного жилого дома ОАО "Амурстройзаказчик" ОАО "Амурстройзаказчик" предоставлен в пользование, на условиях аренды, сроком на три года, земельный участок площадью 4218 кв. м на период строительства многоквартирного жилого дома в квартале 150 (ранее 151 и 267 кварталы) Центрального планировочного района, согласно прилагаемому плану земельного участка (пункт 4 Постановления).
Пунктом 1.1 Постановления мэра г. Благовещенска от 19.03.2008 N 799 "О внесении изменений в постановление мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798" пункт 4 Постановления от 13.04.1999 N 798 изложен в следующей редакции: "Предоставить в аренду, сроком на 11 лет, ОАО "Амурстройзаказчик" земельный участок площадью 3990 кв. м с кадастровым номером 28:01:010150:0113 из категории земель населенных пунктов центральной планировочной зоны, находящейся в квартале 150 (местоположение по кадастровому плану земельного участка от 16.11.2005 N 2-01/05-6229 - земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру квартала 150), используемый для строительства многоквартирного жилого дома, согласно прилагаемому плану земельного участка".
На основании указанных постановлений 07.04.2008 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска и ОАО "Амурстройзаказчик" заключен договор аренды земельного участка N 80 площадью 3990 кв. м с кадастровым номером 28:01:010150:0113. Участок сдан в аренду сроком на 11 лет, с 13.04.1999 по 13.04.2010. Договор зарегистрирован в УФРС по Амурской области.
Согласно листу 2 генерального плана В-107-2008 многоквартирного жилого 9-этажного жилого дома в 150 квартале г. Благовещенска, выполненного ОАО "Амургражданпроект" при проектировании многоквартирного жилого дома, проектом предусмотрен подъезд к проектируемому дому со стороны ул. Пролетарской от дома N 102/1 по ул. Пролетарской вдоль существующей детской площадки.
Обществом установлено, что непосредственно с ул. Пролетарской проезд грузового транспорта невозможен в связи с прохождением воздушной теплотрассы. С южной стороны мимо существующего жилого дома N 65 по ул. Комсомольской нет подъезда для грузового транспорта. С западной стороны участок ограничен рекой Бурхановка. Согласованный проезд к участку с кадастровым N 28:01:010150:0113 проходит по участку с кадастровым N 28:01:010150:0002, расположенному в 150 квартале г. Благовещенска, сформированному для многоквартирного жилого дома N 102/1 по ул. Пролетарской.
Использованию постоянного проезда, установленного проектом, препятствовали жильцы дома N 102/1 по ул. Пролетарской, что выражалось в загораживании проезда индивидуальным транспортом жильцов, возведении заграждений в виде снежных завалов, постоянном дежурстве жильцов в целях препятствования проезду грузового транспорта, в жалобах в прокуратуру г. Благовещенска и другие надзорные инстанции и подтверждается постановлением мирового судьи о привлечении одного из жителей к административной ответственности, актом по простою автотранспорта и механизмов.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений жилого дома от 17.02.2009, проведенного в форме заочного голосования, между обществом и собственниками согласован вопрос прохождения вдоль детской площадки подъездной дороги от дома по ул. Пролетарской 102/1 к строительной площадке ОАО "Амурстройзаказчик", расположенной внутри 150 квартала г. Благовещенска.
12.02.2009 общество (исх. N 15) обратилось в Министерство имущественных отношений Амурской области об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, предоставленному ОАО "Амурстройзаказчик" для строительства многоквартирного жилого дома.
Письмом от 06.03.2009 N 14-35/613 Министерство имущественных отношений Амурской области отказало ОАО "Амурстройзаказчик" в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002.
В обосновании отказа Министерство имущественных отношений Амурской области сослалось на пункт 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 16 Федерального закона от 29.12.2009 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также на постановление мэра г. Благовещенска от 19.03.2008 N 799.
Поскольку, согласно указанному постановлению, ОАО "Амурстройзаказчик" земельный участок 28:01:010150:0113 предоставлен в аренду на 11 лет, кроме того, спорный земельный участок является собственностью жильцов многоквартирного жилого дома, следовательно, по мнению Министерство имущественных отношений Амурской области, установить сервитут на земельный участок 28:01:010150:0002 для проезда к земельному участку 28:01:010150:0113 по заявлению ОАО "Амурстройзаказчик" не представляется возможным.
ОАО "Амурстройзаказчик" посчитав, что действия Министерства имущественных отношений Амурской области по отказу в установлении сервитута являются необоснованными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнений, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 10 части 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона Амурской области от 28.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (далее - Закон Амурской области от 28.12.2008 N 166-03) установлено, что Правительство области распоряжается в городе Благовещенске, являющимся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Амурской области от 28.12.2008 N 166-03, Правительство области в пределах своих полномочий осуществляет управление и распоряжение землями, находящимися на территории области, через специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти области в сфере земельных отношений. Таким органом, по смыслу статьи 5 Закона является Министерство имущественных отношений Амурской области.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно статье 15 Федерального закона N 189-ФЗ от 24.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
Из выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка) от 03.04.2009 N 2801203/09-1934 следует, что земельный участок, расположенный в западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Пролетарская - ул. Комсомольская, - ул. Калинина - ул. Забурхановская (квартал 150 г. Благовещенска) внесен в государственный кадастр недвижимости 10.09.1993 под номером 28:01:010150:0002.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002 сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (10.09.1993), то право общей долевой собственности на спорные земельные участки у собственников помещений многоквартирного дома возникло в силу требований закона и, как следствие, довод общества о том, что, государственная собственность на земельный участок с кадастровым N 28:01:010150:0002 не разграничена ввиду отсутствия государственной регистрации прав граждан на земельный участок, необоснован.
Следовательно, по выводу суда первой инстанции, поскольку правообладатель спорного земельного участка установлен судом, поэтому в соответствии счастью 1, 4 статьи 23 Земельного кодекса РФ названный сервитут является частным, на который распространяются положения статьи 274 ГК РФ.
Действительно, согласно частям 1, 3 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В результате толкования положений статьи 274 ГК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что эти положения регулируют отношения по частному сервитуту.
Определяя спорный сервитут как частный, а также, ссылаясь на то обстоятельство, что правообладатель земельного участка (собственники многоквартирного дома), в отношении которого необходимо установить сервитут, судом установлен, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 23 Земельного кодекса РФ, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 2, пунктом 1 части 3 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается, в том числе, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения без изъятия земельных участков.
Публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе для прохода или проезда через земельный участок.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорный сервитут является публичным сервитутом, поскольку его установление необходимо для обеспечения интересов, как органов местного самоуправления, так и местного населения.
В частности, установление сервитута необходимо для обеспечения интересов органов местного самоуправления, поскольку на общество возложена обязанность выполнить постановление мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798 "О прекращении права пользования землей в квартале 150 (ранее 151 и 267 кварталы), измененного постановлением от 19.03.2008 N 799 "О внесении изменений в постановление мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798", по строительству многоквартирного жилого дома, проезд к которому возможен только через соседний земельный участок.
Вывод суда первой инстанции о том, что правообладателем земельного участка, в отношении которого необходимо установить сервитут, являются собственники многоквартирного дома, по мнению суда апелляционной инстанции, является неправильным по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 24.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 2 указанной нормы установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В то же время, пунктами 3, 4, 5, 6 названной нормы предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен быть сформирован органами государственной власти или органами местного самоуправления и только с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимости, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома и иные, входящие в состав таких домов объекты недвижимости, построенные или реконструируемые после введения в действие Жилищного кодекса РФ, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Следовательно, законодатель определяет порядок перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от того, когда - до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации или после его введения, построен многоквартирный дом.
Для домов, построенных после введения в действие Жилищного кодекса РФ, определен порядок, в соответствии с которым только с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из кадастрового плана от 12.09.2005 N 28:01:010150:0002 земельного участка, в отношении которого следует установить сервитут для проезда к земельному участку 28:01:010150:0113 следует, что земельный участок, в отношении которого следует установить сервитут, предоставлен для строительства многоквартирного жилого дома, эта же информация содержится и в кадастровом паспорте от 03.04.2009 N 2801/203/09-1934 (кадастровый номер 28:01:010150:0002) в отношении названного земельного участка.
Следовательно, многоквартирный дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010150:0002, построен не ранее 2005 года.
Доказательств, свидетельствующих о постройке названного дома ранее 2005 года, а также свидетельствующих о формировании земельного участка в соответствии с положениями пунктов 3, 4, 5, 6 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 24.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Министерством имущественных отношений Амурской области и администрацией г. Благовещенска в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности собственников помещений многоквартирного дома на земельные участки, находящиеся на земельном участке с кадастровым N 28:01:010150:0002, как этого требуют положения статьи 131 ГК РФ, статей 2, 4, 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в материалы дела также не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сервитут, в отношении которого спорят стороны, относится к публичному сервитуту.
Согласно статье 5 Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" Министерство имущественных отношений Амурской области, в том числе, принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности области, гражданам и юридическим лицам: в собственность; в аренду; в ограниченное пользование (частный сервитут).
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством устанавливают публичные сервитуты в интересах муниципального образования и местного населения, а также частный сервитут на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 5 части 1 статьи 6 Закона).
Следовательно, решение об установлении сервитута принимается тем органом, чьи интересы должны быть обеспечены его установлением только в отношении земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, сторонами оспариваются отношения по публичному сервитуту, документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности собственников помещений многоквартирного дома на земельные участки, находящиеся на земельном участке с кадастровым N 28:01:010150:0002, как этого требуют положения статьи 131 ГК РФ, статей 2, 4, 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", следовательно, осуществлять полномочия по установлению названного сервитута должно Министерство имущественных отношений Амурской области.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что, поскольку оспариваемое действие Министерства имущественных отношений Амурской области не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "Амурстройзаказчик" в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, оно подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, поскольку нарушенные права и законные интересы ОАО "Амурстройзаказчик" в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности восстановлены путем признания незаконными оспариваемых действий, выразившихся в отказе установить сервитут на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенном в письме от 06.03.2009 N 14-35/613, требование об обязании совершить названные действия в срок 10 дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27 мая 2009 года по делу N А04-1587/2009 отменить.
Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Амурской области, выразившиеся в отказе установить сервитут на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенном в письме от 06.03.2009 N 14-35/613.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.Ф.КАРАСЕВ
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
А.И.МИХАЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2009 N 06АП-3068/2009 ПО ДЕЛУ N А04-1587/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2009 г. N 06АП-3068/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Песковой Т.Д., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Амурстройзаказчик": Буздык Вера Юрьевна, паспорт <...>, представитель по доверенности от 03.06.2007, зарегистрирована в реестре за N 5419;
- от Министерства имущественных отношений Амурской области: не явились;
- от третьего лица - Администрации г. Благовещенска: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амурстройзаказчик"
на решение от 27.05.2009
по делу N А04-1587/2009
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Амурстройзаказчик"
к Министерству имущественных отношений Амурской области
третье лицо Администрация г. Благовещенска
о признании действий незаконными
Открытое акционерное общество "Амурстройзаказчик" (далее - ОАО "Амурстройзаказчик", общество) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Амурской области о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенного в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенного в письме от 06.03.2009 N 14-35/613 и об обязании Министерства имущественных отношений Амурской области установить публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к указанному земельному участку, в срок 10 дней с даты вступления в силу судебного акта.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), общество уточнило требования, просило признать незаконным действие Министерства имущественных отношений Амурской области, выразившееся в отказе в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенном в письме от 06.03.2009 N 14-35/613, и обязать ответчика:
- устранить препятствия к осуществлению строительства многоквартирного жилого дома в квартале 150 г. Благовещенска на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 28:01:010150:0113 и для прокладки наружных инженерных сетей ливневой канализации и тепловых сетей на части земельного участка с кадастровым номером 28:01:010150:0002, согласно утвержденному проекту строительства, установив частный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенного в 150 квартале г. Благовещенска, обозначенного на схеме запрашиваемого земельного участка для сервитута, в целях проезда автомобильного транспорта и специальной техники к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, а также для прокладки наружных инженерных сетей ливневой канализации и тепловых сетей на части земельного участка с кадастровым номером 28:01:010150:0002, согласно утвержденному проекту строительства, в десятидневный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Администрация г. Благовещенска.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что отказ в установлении сервитута противоречит пунктам 4.2, 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой публичный сервитут устанавливается, в том числе, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков, могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок.
В данном случае, установление сервитута необходимо для обеспечения интересов органов местного самоуправления, что выражается в обязанности общества выполнить постановления мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798 "О прекращении права пользования землей в квартале 150 (ранее 151 и 267 кварталы) ОАО "Амурстройтранс" (правопреемника АООТ "Амурстройтранс") и предоставлении данного земельного участка в пользование, на условиях аренды, на период строительства многоквартирного жилого дома ОАО "Амурстройзаказчик" и от 19.03.2008 N 799 "О внесении изменений в постановление мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798". Данными постановлениями обществу отведен под строительство многоквартирного жилого дома земельный участок, проезд к которому возможен только через соседний земельный участок. Срок строительства, согласно проекту ограничен и составляет 9 месяцев. При невозможности проезда общество не сможет построить дом и выполнить постановления мэра.
Кроме того, общество считает, что установление сервитута необходимо для обеспечения интересов местного населения, поскольку проезд согласно проекту строительства предусмотрен постоянный и предназначается для проезда, прохода граждан и грузового транспорта к вновь построенному жилому дому, в том числе, по заключению МЧС от 31.07.2008N 154-НТО для пожарного проезда к строительной площадке, а затем к построенному жилому дому и существующим частным жилым домам.
Решением суда от 27.05.2009 в удовлетворении заявленных ОАО "Амурстройзаказчик" требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые действия Министерства имущественных отношений Амурской области, выразившиеся в отказе в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенного в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенные в письме от 06.03.2009 N 14-35/613, не противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Закона Амурской области от 26.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на ошибочность вывода суда о том, что государственная собственность на данный участок разграничена и Министерство имущественных отношений Амурской области уполномочено решать вопросы по спорному земельному участку, в том числе, по установлению сервитута, поскольку согласно выписке из ЕГРП от 20.05.2009 N 01/013/2009-864 существовало обременение земельного участка с кадастровым N 28:01:010150:0002 - аренда застройщика ООО "Омнибус" и в настоящее время правообладатель указанного земельного участка отсутствует. ОАО "Амурстройзаказчик" считает, что в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на земельный участок у граждан, государственная собственность на земельный участок с кадастровым N 28:01:010150:0002 не разграничена, следовательно, осуществлять полномочия по установлению сервитута должно Министерство имущественных отношений Амурской области.
Кроме того, по мнению общества, ОАО "Амурстройзаказчик" не имеет права вступать в правоотношения по установлению сервитута с собственником соседнего земельного участка, поскольку не является собственником арендуемого земельного участка с кадастровым N 28:01:010150:0002.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просила отменить решение суда, приняв новый судебный акт.
Министерство имущественных отношений Амурской области и Администрация г. Благовещенска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя стороны, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд находит, что решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба общества удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Постановлением мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798 "О прекращении права пользования землей в квартале 150 (ранее 151 и 267 кварталы) ОАО "Амурстройтранс" (правопреемника АООТ "Амурстройтранс") и предоставлении данного земельного участка в пользование на условиях аренды, на период строительства многоквартирного жилого дома ОАО "Амурстройзаказчик" ОАО "Амурстройзаказчик" предоставлен в пользование, на условиях аренды, сроком на три года, земельный участок площадью 4218 кв. м на период строительства многоквартирного жилого дома в квартале 150 (ранее 151 и 267 кварталы) Центрального планировочного района, согласно прилагаемому плану земельного участка (пункт 4 Постановления).
Пунктом 1.1 Постановления мэра г. Благовещенска от 19.03.2008 N 799 "О внесении изменений в постановление мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798" пункт 4 Постановления от 13.04.1999 N 798 изложен в следующей редакции: "Предоставить в аренду, сроком на 11 лет, ОАО "Амурстройзаказчик" земельный участок площадью 3990 кв. м с кадастровым номером 28:01:010150:0113 из категории земель населенных пунктов центральной планировочной зоны, находящейся в квартале 150 (местоположение по кадастровому плану земельного участка от 16.11.2005 N 2-01/05-6229 - земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру квартала 150), используемый для строительства многоквартирного жилого дома, согласно прилагаемому плану земельного участка".
На основании указанных постановлений 07.04.2008 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска и ОАО "Амурстройзаказчик" заключен договор аренды земельного участка N 80 площадью 3990 кв. м с кадастровым номером 28:01:010150:0113. Участок сдан в аренду сроком на 11 лет, с 13.04.1999 по 13.04.2010. Договор зарегистрирован в УФРС по Амурской области.
Согласно листу 2 генерального плана В-107-2008 многоквартирного жилого 9-этажного жилого дома в 150 квартале г. Благовещенска, выполненного ОАО "Амургражданпроект" при проектировании многоквартирного жилого дома, проектом предусмотрен подъезд к проектируемому дому со стороны ул. Пролетарской от дома N 102/1 по ул. Пролетарской вдоль существующей детской площадки.
Обществом установлено, что непосредственно с ул. Пролетарской проезд грузового транспорта невозможен в связи с прохождением воздушной теплотрассы. С южной стороны мимо существующего жилого дома N 65 по ул. Комсомольской нет подъезда для грузового транспорта. С западной стороны участок ограничен рекой Бурхановка. Согласованный проезд к участку с кадастровым N 28:01:010150:0113 проходит по участку с кадастровым N 28:01:010150:0002, расположенному в 150 квартале г. Благовещенска, сформированному для многоквартирного жилого дома N 102/1 по ул. Пролетарской.
Использованию постоянного проезда, установленного проектом, препятствовали жильцы дома N 102/1 по ул. Пролетарской, что выражалось в загораживании проезда индивидуальным транспортом жильцов, возведении заграждений в виде снежных завалов, постоянном дежурстве жильцов в целях препятствования проезду грузового транспорта, в жалобах в прокуратуру г. Благовещенска и другие надзорные инстанции и подтверждается постановлением мирового судьи о привлечении одного из жителей к административной ответственности, актом по простою автотранспорта и механизмов.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений жилого дома от 17.02.2009, проведенного в форме заочного голосования, между обществом и собственниками согласован вопрос прохождения вдоль детской площадки подъездной дороги от дома по ул. Пролетарской 102/1 к строительной площадке ОАО "Амурстройзаказчик", расположенной внутри 150 квартала г. Благовещенска.
12.02.2009 общество (исх. N 15) обратилось в Министерство имущественных отношений Амурской области об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, предоставленному ОАО "Амурстройзаказчик" для строительства многоквартирного жилого дома.
Письмом от 06.03.2009 N 14-35/613 Министерство имущественных отношений Амурской области отказало ОАО "Амурстройзаказчик" в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002.
В обосновании отказа Министерство имущественных отношений Амурской области сослалось на пункт 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 16 Федерального закона от 29.12.2009 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также на постановление мэра г. Благовещенска от 19.03.2008 N 799.
Поскольку, согласно указанному постановлению, ОАО "Амурстройзаказчик" земельный участок 28:01:010150:0113 предоставлен в аренду на 11 лет, кроме того, спорный земельный участок является собственностью жильцов многоквартирного жилого дома, следовательно, по мнению Министерство имущественных отношений Амурской области, установить сервитут на земельный участок 28:01:010150:0002 для проезда к земельному участку 28:01:010150:0113 по заявлению ОАО "Амурстройзаказчик" не представляется возможным.
ОАО "Амурстройзаказчик" посчитав, что действия Министерства имущественных отношений Амурской области по отказу в установлении сервитута являются необоснованными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнений, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 10 части 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона Амурской области от 28.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (далее - Закон Амурской области от 28.12.2008 N 166-03) установлено, что Правительство области распоряжается в городе Благовещенске, являющимся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Амурской области от 28.12.2008 N 166-03, Правительство области в пределах своих полномочий осуществляет управление и распоряжение землями, находящимися на территории области, через специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти области в сфере земельных отношений. Таким органом, по смыслу статьи 5 Закона является Министерство имущественных отношений Амурской области.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно статье 15 Федерального закона N 189-ФЗ от 24.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
Из выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка) от 03.04.2009 N 2801203/09-1934 следует, что земельный участок, расположенный в западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Пролетарская - ул. Комсомольская, - ул. Калинина - ул. Забурхановская (квартал 150 г. Благовещенска) внесен в государственный кадастр недвижимости 10.09.1993 под номером 28:01:010150:0002.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002 сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (10.09.1993), то право общей долевой собственности на спорные земельные участки у собственников помещений многоквартирного дома возникло в силу требований закона и, как следствие, довод общества о том, что, государственная собственность на земельный участок с кадастровым N 28:01:010150:0002 не разграничена ввиду отсутствия государственной регистрации прав граждан на земельный участок, необоснован.
Следовательно, по выводу суда первой инстанции, поскольку правообладатель спорного земельного участка установлен судом, поэтому в соответствии счастью 1, 4 статьи 23 Земельного кодекса РФ названный сервитут является частным, на который распространяются положения статьи 274 ГК РФ.
Действительно, согласно частям 1, 3 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В результате толкования положений статьи 274 ГК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что эти положения регулируют отношения по частному сервитуту.
Определяя спорный сервитут как частный, а также, ссылаясь на то обстоятельство, что правообладатель земельного участка (собственники многоквартирного дома), в отношении которого необходимо установить сервитут, судом установлен, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 23 Земельного кодекса РФ, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 2, пунктом 1 части 3 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается, в том числе, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения без изъятия земельных участков.
Публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе для прохода или проезда через земельный участок.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорный сервитут является публичным сервитутом, поскольку его установление необходимо для обеспечения интересов, как органов местного самоуправления, так и местного населения.
В частности, установление сервитута необходимо для обеспечения интересов органов местного самоуправления, поскольку на общество возложена обязанность выполнить постановление мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798 "О прекращении права пользования землей в квартале 150 (ранее 151 и 267 кварталы), измененного постановлением от 19.03.2008 N 799 "О внесении изменений в постановление мэра г. Благовещенска от 13.04.1999 N 798", по строительству многоквартирного жилого дома, проезд к которому возможен только через соседний земельный участок.
Вывод суда первой инстанции о том, что правообладателем земельного участка, в отношении которого необходимо установить сервитут, являются собственники многоквартирного дома, по мнению суда апелляционной инстанции, является неправильным по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 24.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 2 указанной нормы установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В то же время, пунктами 3, 4, 5, 6 названной нормы предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен быть сформирован органами государственной власти или органами местного самоуправления и только с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимости, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома и иные, входящие в состав таких домов объекты недвижимости, построенные или реконструируемые после введения в действие Жилищного кодекса РФ, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Следовательно, законодатель определяет порядок перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от того, когда - до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации или после его введения, построен многоквартирный дом.
Для домов, построенных после введения в действие Жилищного кодекса РФ, определен порядок, в соответствии с которым только с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из кадастрового плана от 12.09.2005 N 28:01:010150:0002 земельного участка, в отношении которого следует установить сервитут для проезда к земельному участку 28:01:010150:0113 следует, что земельный участок, в отношении которого следует установить сервитут, предоставлен для строительства многоквартирного жилого дома, эта же информация содержится и в кадастровом паспорте от 03.04.2009 N 2801/203/09-1934 (кадастровый номер 28:01:010150:0002) в отношении названного земельного участка.
Следовательно, многоквартирный дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010150:0002, построен не ранее 2005 года.
Доказательств, свидетельствующих о постройке названного дома ранее 2005 года, а также свидетельствующих о формировании земельного участка в соответствии с положениями пунктов 3, 4, 5, 6 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 24.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Министерством имущественных отношений Амурской области и администрацией г. Благовещенска в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности собственников помещений многоквартирного дома на земельные участки, находящиеся на земельном участке с кадастровым N 28:01:010150:0002, как этого требуют положения статьи 131 ГК РФ, статей 2, 4, 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в материалы дела также не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сервитут, в отношении которого спорят стороны, относится к публичному сервитуту.
Согласно статье 5 Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" Министерство имущественных отношений Амурской области, в том числе, принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности области, гражданам и юридическим лицам: в собственность; в аренду; в ограниченное пользование (частный сервитут).
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством устанавливают публичные сервитуты в интересах муниципального образования и местного населения, а также частный сервитут на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 5 части 1 статьи 6 Закона).
Следовательно, решение об установлении сервитута принимается тем органом, чьи интересы должны быть обеспечены его установлением только в отношении земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, сторонами оспариваются отношения по публичному сервитуту, документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности собственников помещений многоквартирного дома на земельные участки, находящиеся на земельном участке с кадастровым N 28:01:010150:0002, как этого требуют положения статьи 131 ГК РФ, статей 2, 4, 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", следовательно, осуществлять полномочия по установлению названного сервитута должно Министерство имущественных отношений Амурской области.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что, поскольку оспариваемое действие Министерства имущественных отношений Амурской области не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "Амурстройзаказчик" в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, оно подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, поскольку нарушенные права и законные интересы ОАО "Амурстройзаказчик" в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности восстановлены путем признания незаконными оспариваемых действий, выразившихся в отказе установить сервитут на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенном в письме от 06.03.2009 N 14-35/613, требование об обязании совершить названные действия в срок 10 дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27 мая 2009 года по делу N А04-1587/2009 отменить.
Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Амурской области, выразившиеся в отказе установить сервитут на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010150:0002, расположенный в 150 квартале г. Благовещенска, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 28:01:010150:0113, изложенном в письме от 06.03.2009 N 14-35/613.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.Ф.КАРАСЕВ
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
А.И.МИХАЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)