Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон деревянный застройки" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2015 года по делу N А58-2160/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон деревянный застройки" (ОГРН 1131434000928, ИНН 1434045694) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене предписания от 13.02.2015 N 08-02-69-15 в части пункта 1,
(суд первой инстанции: судья Эверстова Р.И.),
- в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон деревянный застройки" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 13.02.2015 N 08-02-69-15 в части пункта 1.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон деревянной застройки" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения в полном объеме, как принятого при неправильном применении норм материального права, неприменении закона, подлежащего применению, и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из апелляционной жалобы следует, что указанные в предписании меры по восстановлению теплоизоляционной способности междуэтажного перекрытия N 7 на заявителя возложены незаконно, делают его заведомо неисполняемым, и вызваны обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что пункт 1 Предписания не содержит требования о выполнении работ именно капитального характера, основан на неправильном применении норм материального права, так как для того, чтобы исполнить пункт 1 оспариваемого Предписания необходимо произвести капитальный ремонт по замене несущих конструкций, теплоустойчивости междуэтажного перекрытия и конструктива пола с применением утеплителя не предусмотренного проектной документацией, что влечет за собой изменение проекта и реконструкцию междуэтажного перекрытия.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, проектной документацией в доме N 19 по улице Геологов теплоизоляция междуэтажного перекрытия не предусмотрена, предусмотрена звукоизоляция - песок, а реконструкцию междуэтажного перекрытия общество не имеет права выполнять без специального на то разрешения и согласия собственника.
Также, заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что дом 19 по улице Геологов перешел в управление обществом уже в аварийном состоянии, что в свою очередь подтверждается актом межведомственной комиссии от 04.10.2007 года, на момент составления акта процент износа составлял 68%, Справкой БТИ от 03.10.2007 года, Актом обследования несущих конструкций от 15.05.2014 года, установлен наклон несущих конструкций. Данный дом включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "Город Нерюнгри" Республики Саха (Якутия) на 2013-2017 годы, и планируемой датой его расселения является сентябрь 2017 года.
Помимо указанного, заявитель обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что Обществом совместно с органами местного самоуправления предприняты меры для решения вопроса по отселению жильцов квартиры N 7 в маневренный жилой фонд до момента расселения жилого дома, однако от предложения о переселении в другую квартиру Желудева Т.А. отказалась, о чем имеется соответствующая расписка.
В настоящее время, общество не имеет финансовой возможности устранить выявленные неисправности из средств, предназначенных на текущий ремонт. Обязанность по проведению капитального ремонта на общество не возложена, в договор управления многоквартирными домами от 01.08.2013 года такие обязательства не включены. В период подготовки к отопительному сезону, обществом были проведены мероприятия по готовности жилого дома к отопительному сезону, о чем был составлен соответствующий акт проверки и паспорт, которые подтверждают готовность дома к зиме. В марте текущего года жильцам квартиры N 7 был произведен перерасчет за коммунальную услугу за отопление. А соответственно, все вышеперечисленные действия указывают на то, что управляющей организацией обслуживание дом N 19 по улице Геологов осуществляется в соответствии с нормами, работы проводятся по мере возможности с учетом аварийности жилого дома. Общество принимает все возможные меры для поддержания дома и всех инженерных коммуникаций в рабочем состоянии до момента расселения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако стороны явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, основанием проведения внеплановой проверки явились обращения о нарушениях, в данном рассматриваемом случае требование прокуратуры г. Нерюнгри от 16.01.2015 N 1-р-2014 по обращению жильца кв. N 7, дома N 19 по ул. Геологов, г. Нерюнгри, и осуществляется по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с особенностями ЖК РФ (статья 20 ЖК РФ, статья 10 Закона N 294-ФЗ).
Актом проверки N 08-01-194-15 от 12.02.2015 установлены нарушения, выявленные при проверке.
13.02.2015 по результатам проверки, проведенной 12.02.2015, Управлением заявителю выдано предписание, частью один которого предписано в срок 30.08.2015: восстановить теплоизоляционную способность междуэтажного перекрытия в квартире N 7; обеспечить надлежащее содержание внутридомовых сетей отопления водоснабжения дома; обеспечить эксплуатационную надежность и безопасность проживания граждан в жилом доме.
Полагая указанное предписание незаконным в данной части, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Согласно с части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
К жилищным отношениям, связанным, в том числе с предоставлением коммунальных услуг применяется жилищное законодательство (статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)), и Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила (часть 3 статьи 39, часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений (потребитель, поставщик, исполнитель и т.д.) правил, осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации (пункт 1.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
На основании части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание вынесено Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), так как оно, согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ, Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, является уполномоченным органом исполнительной власти, на который в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 возложен, в том числе региональный государственный жилищный надзор.
Соответственно, предписание вынесено уполномоченным органом.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, заявитель является управляющей организацией, что подтверждается актом о составе имущества в многоквартирных домах, данными (скриншот) полученных с официального сайта www.reformagkh.ru утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2013 N 124.
Заявитель в нарушение пункта 1, пункта 18 и пункта 19 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", не обеспечило надлежащее содержание элементов междуэтажного перекрытия в квартире N 7, что повлекло за собой промерзание чистовых полов и образование изморози в коридоре смежном с ванной комнатой и кухней по плинтусу наружных стен, надлежащее содержание внутридомовых сетей отопления, водоснабжения.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, (далее - Правила N 170), установлены требования, предъявляемые к содержанию и ремонту жилых домов.
Системное толкование совокупности положений Правил N 170, Правил N 491 свидетельствуют о том, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда включают комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии общего имущества и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Согласно подпунктам "а", "б", "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно требованиям Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" управляющая компания обязана выполнять работы, обеспечивающие надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме управляющей компанией должны быть выполнены работы, по недопущению поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами (п. 1); в целях надлежащего содержания перекрытий, управляющей компанией должны быть выполнены работы по выявлению зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями (п. 4); при выявлении повреждений и нарушений - управляющая компания обязана разработать план восстановительных работ (при необходимости), провести восстановительные работы (абз. 7 п. 4), восстановить работоспособность (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений (п. 18), провести работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления (п. 19).
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию общего имущества в жилом доме в зависимость от принятия или непринятия собственниками решения о проведении тех или иных ремонтных работ и фиксации их в тексте договора. Содержащееся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7, а работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, - в приложении N 8 (пункты 2.3.3 и 2.4.2 Правил N 170).
Суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что из названного Приложения не следует, что работы, предписанные оспариваемым актом, представляют собой работы по капитальному ремонту жилого дома.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что собственники жилых помещений до сих пор не приняли решение об утверждении перечня услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а без согласия собственников помещений, управляющая компания не вправе осуществлять какие-либо виды ремонтных работ на общем имуществе многоквартирного дома, включая ремонт подъездов и канализации, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные, на основании того, что вышеуказанные обстоятельства не могут ограничить компетенцию управляющей компании по надлежащему текущему содержанию жилого дома, переданного ей по договору управления, и не освобождают Общество от соблюдения требований, установленных законом Правил и норм.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает правильный вывод суда первой инстанции о том, что заявитель в силу закона обязан был устранить нарушения по первому обращению гражданина, а не утверждать, что работы указанные в оспариваемом предписании относятся к капитальному ремонту и, что дом признан аварийным.
В соответствии с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", управляющая компания обязана выполнять работы, обеспечивающие надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме даже в том случае, если жилые помещения признаны непригодными для проживания, а многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу, или реконструкции, так как само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения.
Данная позиция изложена в пункте 3.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части КоАП РФ".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2015 года по делу N А58-2160/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2015 N 04АП-4769/2015 ПО ДЕЛУ N А58-2160/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2015 г. по делу N А58-2160/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон деревянный застройки" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2015 года по делу N А58-2160/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон деревянный застройки" (ОГРН 1131434000928, ИНН 1434045694) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене предписания от 13.02.2015 N 08-02-69-15 в части пункта 1,
(суд первой инстанции: судья Эверстова Р.И.),
- в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон деревянный застройки" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 13.02.2015 N 08-02-69-15 в части пункта 1.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон деревянной застройки" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения в полном объеме, как принятого при неправильном применении норм материального права, неприменении закона, подлежащего применению, и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из апелляционной жалобы следует, что указанные в предписании меры по восстановлению теплоизоляционной способности междуэтажного перекрытия N 7 на заявителя возложены незаконно, делают его заведомо неисполняемым, и вызваны обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что пункт 1 Предписания не содержит требования о выполнении работ именно капитального характера, основан на неправильном применении норм материального права, так как для того, чтобы исполнить пункт 1 оспариваемого Предписания необходимо произвести капитальный ремонт по замене несущих конструкций, теплоустойчивости междуэтажного перекрытия и конструктива пола с применением утеплителя не предусмотренного проектной документацией, что влечет за собой изменение проекта и реконструкцию междуэтажного перекрытия.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, проектной документацией в доме N 19 по улице Геологов теплоизоляция междуэтажного перекрытия не предусмотрена, предусмотрена звукоизоляция - песок, а реконструкцию междуэтажного перекрытия общество не имеет права выполнять без специального на то разрешения и согласия собственника.
Также, заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что дом 19 по улице Геологов перешел в управление обществом уже в аварийном состоянии, что в свою очередь подтверждается актом межведомственной комиссии от 04.10.2007 года, на момент составления акта процент износа составлял 68%, Справкой БТИ от 03.10.2007 года, Актом обследования несущих конструкций от 15.05.2014 года, установлен наклон несущих конструкций. Данный дом включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "Город Нерюнгри" Республики Саха (Якутия) на 2013-2017 годы, и планируемой датой его расселения является сентябрь 2017 года.
Помимо указанного, заявитель обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что Обществом совместно с органами местного самоуправления предприняты меры для решения вопроса по отселению жильцов квартиры N 7 в маневренный жилой фонд до момента расселения жилого дома, однако от предложения о переселении в другую квартиру Желудева Т.А. отказалась, о чем имеется соответствующая расписка.
В настоящее время, общество не имеет финансовой возможности устранить выявленные неисправности из средств, предназначенных на текущий ремонт. Обязанность по проведению капитального ремонта на общество не возложена, в договор управления многоквартирными домами от 01.08.2013 года такие обязательства не включены. В период подготовки к отопительному сезону, обществом были проведены мероприятия по готовности жилого дома к отопительному сезону, о чем был составлен соответствующий акт проверки и паспорт, которые подтверждают готовность дома к зиме. В марте текущего года жильцам квартиры N 7 был произведен перерасчет за коммунальную услугу за отопление. А соответственно, все вышеперечисленные действия указывают на то, что управляющей организацией обслуживание дом N 19 по улице Геологов осуществляется в соответствии с нормами, работы проводятся по мере возможности с учетом аварийности жилого дома. Общество принимает все возможные меры для поддержания дома и всех инженерных коммуникаций в рабочем состоянии до момента расселения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако стороны явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, основанием проведения внеплановой проверки явились обращения о нарушениях, в данном рассматриваемом случае требование прокуратуры г. Нерюнгри от 16.01.2015 N 1-р-2014 по обращению жильца кв. N 7, дома N 19 по ул. Геологов, г. Нерюнгри, и осуществляется по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с особенностями ЖК РФ (статья 20 ЖК РФ, статья 10 Закона N 294-ФЗ).
Актом проверки N 08-01-194-15 от 12.02.2015 установлены нарушения, выявленные при проверке.
13.02.2015 по результатам проверки, проведенной 12.02.2015, Управлением заявителю выдано предписание, частью один которого предписано в срок 30.08.2015: восстановить теплоизоляционную способность междуэтажного перекрытия в квартире N 7; обеспечить надлежащее содержание внутридомовых сетей отопления водоснабжения дома; обеспечить эксплуатационную надежность и безопасность проживания граждан в жилом доме.
Полагая указанное предписание незаконным в данной части, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Согласно с части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
К жилищным отношениям, связанным, в том числе с предоставлением коммунальных услуг применяется жилищное законодательство (статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)), и Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила (часть 3 статьи 39, часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений (потребитель, поставщик, исполнитель и т.д.) правил, осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации (пункт 1.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
На основании части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание вынесено Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), так как оно, согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ, Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, является уполномоченным органом исполнительной власти, на который в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 возложен, в том числе региональный государственный жилищный надзор.
Соответственно, предписание вынесено уполномоченным органом.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, заявитель является управляющей организацией, что подтверждается актом о составе имущества в многоквартирных домах, данными (скриншот) полученных с официального сайта www.reformagkh.ru утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2013 N 124.
Заявитель в нарушение пункта 1, пункта 18 и пункта 19 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", не обеспечило надлежащее содержание элементов междуэтажного перекрытия в квартире N 7, что повлекло за собой промерзание чистовых полов и образование изморози в коридоре смежном с ванной комнатой и кухней по плинтусу наружных стен, надлежащее содержание внутридомовых сетей отопления, водоснабжения.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, (далее - Правила N 170), установлены требования, предъявляемые к содержанию и ремонту жилых домов.
Системное толкование совокупности положений Правил N 170, Правил N 491 свидетельствуют о том, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда включают комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии общего имущества и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Согласно подпунктам "а", "б", "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно требованиям Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" управляющая компания обязана выполнять работы, обеспечивающие надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме управляющей компанией должны быть выполнены работы, по недопущению поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами (п. 1); в целях надлежащего содержания перекрытий, управляющей компанией должны быть выполнены работы по выявлению зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями (п. 4); при выявлении повреждений и нарушений - управляющая компания обязана разработать план восстановительных работ (при необходимости), провести восстановительные работы (абз. 7 п. 4), восстановить работоспособность (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений (п. 18), провести работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления (п. 19).
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию общего имущества в жилом доме в зависимость от принятия или непринятия собственниками решения о проведении тех или иных ремонтных работ и фиксации их в тексте договора. Содержащееся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7, а работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, - в приложении N 8 (пункты 2.3.3 и 2.4.2 Правил N 170).
Суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что из названного Приложения не следует, что работы, предписанные оспариваемым актом, представляют собой работы по капитальному ремонту жилого дома.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что собственники жилых помещений до сих пор не приняли решение об утверждении перечня услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а без согласия собственников помещений, управляющая компания не вправе осуществлять какие-либо виды ремонтных работ на общем имуществе многоквартирного дома, включая ремонт подъездов и канализации, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные, на основании того, что вышеуказанные обстоятельства не могут ограничить компетенцию управляющей компании по надлежащему текущему содержанию жилого дома, переданного ей по договору управления, и не освобождают Общество от соблюдения требований, установленных законом Правил и норм.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает правильный вывод суда первой инстанции о том, что заявитель в силу закона обязан был устранить нарушения по первому обращению гражданина, а не утверждать, что работы указанные в оспариваемом предписании относятся к капитальному ремонту и, что дом признан аварийным.
В соответствии с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", управляющая компания обязана выполнять работы, обеспечивающие надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме даже в том случае, если жилые помещения признаны непригодными для проживания, а многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу, или реконструкции, так как само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения.
Данная позиция изложена в пункте 3.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части КоАП РФ".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2015 года по делу N А58-2160/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)