Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Александрова В.Н., Никифорова С.Б.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суптелло А.П. о признании недействующими с 21 мая 2014 г. постановления Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 г. N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" и приложения к постановлению по апелляционной жалобе Суптелло А.П. на решение Челябинского областного суда от 18 сентября 2014 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Суптелло А.П. обратился в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействующими постановления Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 г. N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" и приложения к постановлению.
Решением Челябинского областного суда от 18 сентября 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит положениям федерального законодательства и нормативным правовым актам Челябинской области, имеющим большую юридическую силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и процессуального права.
Заявитель, Правительство Челябинской области и прокуратура Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и статьей 2 Закона Челябинской области от 27 июня 2013 г. N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области" (далее - Закон N 512-ЗО) постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 г. N 196-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы (далее - Региональная программа).
Согласно паспорту Региональной программы ее целью является осуществление комплекса социально-экономических и организационных мероприятий по планированию и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.
Задачами Региональной программы являются проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий, повышение комфортности проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области.
Срок реализации Региональной программы установлен с 2014 по 2043 год. Реализация Региональной программы планируется в течение пяти периодов, по шесть лет в каждом периоде: I период - с 2014 по 2019 год, II период - с 2020 по 2025 год, III период - с 2026 по 2031 год, IV период - с 2032 по 2037 год, V период - с 2038 по 2043 год.
Приложение N 1 к Региональной программе содержит перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Челябинской области, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление (выполнение) которых планируется в рамках Региональной программы; информацию о плановом периоде проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ.
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом в силу статьи 52 Устава (Основного закона) Челябинской области, вступает в силу со дня подписания (пункт 3) и вместе с Региональной программой и приложением к ней опубликовано 6 июня 2014 г. в газете "Южноуральская панорама", N 85 (спецвыпуск N 23).
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса).
Из подпункта 4 части 2 статьи 2 Закона N 512-ЗО следует, что к полномочиям Правительства Челябинской области по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится утверждение региональных программ капитального ремонта.
С учетом изложенного оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В силу статьи 15 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 г. N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области" нормативные правовые акты области вступают в силу одновременно на всей территории Челябинской области со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами области не установлен иной порядок вступления в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Поскольку оспариваемое постановление не регулирует непосредственно вопросы, связанные с защитой прав и свобод граждан и организаций, судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерности пункта 3 этого постановления, согласно которому оно вступает в силу 21 мая 2014 г.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что он не должен уплачивать взносы на капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Лесопарковая, дом 9, и включенного в приложение N 1 к Региональной программе, поскольку, по мнению заявителя, этот дом признан аварийным и подлежит сносу.
Правовая оценка указанному доводу дана судом первой инстанции с учетом положений статьи 168 Жилищного кодекса, которая предусматривает возможность исключения многоквартирных домов, ранее включенных в перечень региональной программы, путем принятия решения об исключении многоквартирного дома из этой программы, а также порядок, касающийся последующих мероприятий по реконструкции или сносу такого дома или иных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что указанный жилой дом признан аварийным, Суптелло А.П. не представлено.
Таким образом, в рамках рассматриваемого спора данный вопрос не подлежит разрешению, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Ссылки Суптелло А.П. на Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", положения Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе пункт 12 статьи 85 этого Кодекса, не могут быть признаны состоятельными, поскольку не регулируют отношения, связанные с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах.
При этом судом первой инстанции установлено соответствие Региональной программы положениям Жилищного кодекса, регламентирующим указанную сферу отношений.
Доводы заявителя относительно порядка формирования общего имущества в многоквартирных домах также отклоняются, поскольку не имеют отношения к настоящему спору.
Иные доводы также не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 18 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Суптелло А.П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.12.2014 N 48-АПГ14-10
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N 48-АПГ14-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Александрова В.Н., Никифорова С.Б.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суптелло А.П. о признании недействующими с 21 мая 2014 г. постановления Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 г. N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" и приложения к постановлению по апелляционной жалобе Суптелло А.П. на решение Челябинского областного суда от 18 сентября 2014 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Суптелло А.П. обратился в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействующими постановления Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 г. N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" и приложения к постановлению.
Решением Челябинского областного суда от 18 сентября 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит положениям федерального законодательства и нормативным правовым актам Челябинской области, имеющим большую юридическую силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и процессуального права.
Заявитель, Правительство Челябинской области и прокуратура Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и статьей 2 Закона Челябинской области от 27 июня 2013 г. N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области" (далее - Закон N 512-ЗО) постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 г. N 196-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы (далее - Региональная программа).
Согласно паспорту Региональной программы ее целью является осуществление комплекса социально-экономических и организационных мероприятий по планированию и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.
Задачами Региональной программы являются проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий, повышение комфортности проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области.
Срок реализации Региональной программы установлен с 2014 по 2043 год. Реализация Региональной программы планируется в течение пяти периодов, по шесть лет в каждом периоде: I период - с 2014 по 2019 год, II период - с 2020 по 2025 год, III период - с 2026 по 2031 год, IV период - с 2032 по 2037 год, V период - с 2038 по 2043 год.
Приложение N 1 к Региональной программе содержит перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Челябинской области, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление (выполнение) которых планируется в рамках Региональной программы; информацию о плановом периоде проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ.
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом в силу статьи 52 Устава (Основного закона) Челябинской области, вступает в силу со дня подписания (пункт 3) и вместе с Региональной программой и приложением к ней опубликовано 6 июня 2014 г. в газете "Южноуральская панорама", N 85 (спецвыпуск N 23).
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса).
Из подпункта 4 части 2 статьи 2 Закона N 512-ЗО следует, что к полномочиям Правительства Челябинской области по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится утверждение региональных программ капитального ремонта.
С учетом изложенного оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В силу статьи 15 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 г. N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области" нормативные правовые акты области вступают в силу одновременно на всей территории Челябинской области со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами области не установлен иной порядок вступления в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Поскольку оспариваемое постановление не регулирует непосредственно вопросы, связанные с защитой прав и свобод граждан и организаций, судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерности пункта 3 этого постановления, согласно которому оно вступает в силу 21 мая 2014 г.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что он не должен уплачивать взносы на капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Лесопарковая, дом 9, и включенного в приложение N 1 к Региональной программе, поскольку, по мнению заявителя, этот дом признан аварийным и подлежит сносу.
Правовая оценка указанному доводу дана судом первой инстанции с учетом положений статьи 168 Жилищного кодекса, которая предусматривает возможность исключения многоквартирных домов, ранее включенных в перечень региональной программы, путем принятия решения об исключении многоквартирного дома из этой программы, а также порядок, касающийся последующих мероприятий по реконструкции или сносу такого дома или иных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что указанный жилой дом признан аварийным, Суптелло А.П. не представлено.
Таким образом, в рамках рассматриваемого спора данный вопрос не подлежит разрешению, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Ссылки Суптелло А.П. на Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", положения Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе пункт 12 статьи 85 этого Кодекса, не могут быть признаны состоятельными, поскольку не регулируют отношения, связанные с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах.
При этом судом первой инстанции установлено соответствие Региональной программы положениям Жилищного кодекса, регламентирующим указанную сферу отношений.
Доводы заявителя относительно порядка формирования общего имущества в многоквартирных домах также отклоняются, поскольку не имеют отношения к настоящему спору.
Иные доводы также не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 18 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Суптелло А.П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)