Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2015 ПО ДЕЛУ N А05-2218/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2015 г. по делу N А05-2218/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 мая 2015 года по делу N А05-2218/2015 (судья Бекарова Е.И.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис К" (место нахождения: 163020, город Архангельск, улица Советская, дом 44; ОГРН 1132901012375, ИНН 2901243242; далее - ООО "Управляющая компания "Мегаполис К") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, д. 38/1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 28.11.2014 N ОН-02/09-06/18, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания - 2" Главное управление по Архангельской области (место нахождения: г. Ярославль, пр. Октября, д. 42; ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; далее - ОАО "ТГК-2").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены в части возложения обязанности произвести перерасчет потребителю, проживающему в <...> на общую сумму 78 руб. 49 коп., в том числе платы по статье "отопление" за сентябрь 2014 года на сумму 66 руб. 08 коп., платы по статье "ГВС на общедомовые нужды" за сентябрь 2014 года на сумму 12 руб. 41 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано. Кроме того с инспекции в пользу общества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части признания предписания недействительным, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что если в многоквартирный дом не производится отбор горячей воды из тепловой сети и подогрев с использованием централизованного теплового пункта, то плата за горячее снабжение на общедомовые нужды не должна взиматься.
Общество и ОАО "ТГК-2" в отзывах доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как в доме установлена централизованная система горячего водоснабжения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, то есть в части удовлетворенных требований.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 29.10.2014 N ОН-02/01-15/3082/1 инспекцией в период с 30.10.2014 по 28.11.2014 проведена проверки на предмет правильности определения ООО "УК "Мегаполис К" размера платы за коммунальные услуги.
По результатам проверки составлен акт от 28.11.2014 N ОН-02/07-01/66/1 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 28.11.2014 N ОН-02/09-06/18, которым обществу предписано произвести перерасчет потребителю за сентябрь 2014 года на общую сумму 200 руб. 42 коп. за коммунальные услуги по отоплению (на сумму 188 руб. 01 коп.) и горячему водоснабжению (на сумму 12 руб. 41 коп.) (далее - ГВС) в жилом помещении <...>. Отчет об исполнении предписания обществу необходимо представить в срок до 06.03.2015.
Общество с выданным предписанием не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований в части перерасчета платы за отопление за сентябрь 2014 в сумме 66 руб. 88 коп., за ГВС на ОДН за сентябрь 2014 года в сумме 12 руб. 41 коп.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт в обжалуемой части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с приложением 6 к договору от 25.09.2014 N 2964, техническими характеристиками, девятиэтажный жилой дом N 10 по ул. Самойло в г. Архангельске относится к категории "капитальных домов коридорного типа".
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 1 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
При этом, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Инспекция при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применила формулу N 3 приложения 2 Правил N 354, применив в расчете в качестве общей площади жилого или нежилого помещения жилую площадь квартиры N 103, а не общую площадь, которая включает в себя площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (статья 15 ЖК РФ). В доме коридорного типа такими помещениями являются умывальные, туалеты, кладовые, коридоры. Величина общей площади жилых помещений коридорного типа рассчитывается с использованием коэффициента пересчета, который определяется как соотношение общей площади дома (исключая площадь лестничных клеток, тамбуров) к жилой площади комнат во всем доме. По дому N 10 по ул. Самойло в г. Архангельске такой коэффициент составил 1.39, общая площадь помещения N 103 составила 23.63 кв. м для расчета стоимости услуги по отоплению.
Поэтому доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты, предписание в части обсчета платы по статье "отопление" за сентябрь 2014 года в сумме 66 руб. 08 коп. обоснованно признано обжалуемым решением недействительным, так как противоречит нормам статей 15, 156 ЖК РФ.
Рассчитывая стоимость услуги по ГВС на общедомовые нужды, инспекция в оспариваемом предписании ссылается на то, что при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения и использования для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению. инспекция при этом ссылается при этом на пункт 54 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Однако применение пункта 54 Правил N 354 при расчете размера платы за горячее водоснабжение в рассматриваемом случае является безосновательным.
Пункт 54 Правил N 354 применяется в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, то есть когда исполнитель самостоятельно производит эту услугу.
С момента ввода в эксплуатацию в 1970 году Архангельской ТЭЦ система теплоснабжения города Архангельска является централизованной системой теплоснабжения с закрытой схемой горячего водоснабжения, что подтверждается схемой теплоснабжения МО "Город Архангельск" до 2028 года, утвержденной постановлением мэра г. Архангельска от 24.02.2014 N 136. Согласно пункту 1.2.1 схемы в г. Архангельске - централизованное теплоснабжение от ТЭЦ, крупных районных и промышленных котельных.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
Пунктом 12 этой же статьи установлено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Таким образом, названный Федеральный закон при централизованной системе горячего водоснабжения предусматривает два способа горячего водоснабжения: путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сети ГВС; путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
При нецентрализованной системе горячего водоснабжения по смыслу пункта 12 статьи 2 Федерального закона, абонент самостоятельно приготавливает горячую воду. При этом, согласно в силу пункта 20 статьи 2 названного Федерального закона, под приготовлением горячей воды понимается не только нагрев воды, но и очистка, химическая подготовка, а также другие технологические процессы, осуществляемые с водой. Тем самым подразумевается автономность объекта абонента.
В данном случае вода, используемая для подогрева, поступает из централизованной системы водоснабжения.
Утверждение ответчика о том, что подогрев холодной воды в жилых домах свидетельствует о подаче потребителям горячей воды с применением нецентрализованной системы водоснабжения, не подкреплен соответствующими доказательствами.
Основываясь на вышеприведенных нормах права, данных технических паспортов на здания, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что позиция инспекции о наличии в доме N 10 по ул. Самойло в г. Архангельске нецентрализованной системы ГВС и обязанности истца при расчете платы применять пункты 54, 55 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, является неверной.
Следовательно, оспариваемое предписание в части возложения обязанности произвести перерасчет потребителю, проживающему в <...> платы по статье "ГВС на общедомовые нужды" за сентябрь 2014 года на сумму 12 руб. 41 коп. правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 мая 2015 года по делу N А05-2218/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)