Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 24.06.2014 N 1301-О

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. N 1301-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ПЕСТОВОЙ ЗОИ ПАВЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 1 И ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 72
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПУНКТОМ 1
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В 2012 - 2014 ГОДАХ
МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ
И РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, РАБОЧИХ
ПОСЕЛКАХ (ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА), ЗАНЯТЫХ НА
ДОЛЖНОСТЯХ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"
И ПОЛОЖЕНИЕМ ПУНКТА 6 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ
В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки З.П. Пестовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка З.П. Пестова - пенсионерка из числа медицинских работников, проработавшая в сельской местности более 10 лет, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность следующих норм:
- пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников;
- части 2 статьи 72 названного Федерального закона, закрепляющей полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", предусматривающего установление с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
По мнению заявительницы, приведенные нормы, примененные при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции, противоречат статьям 7 (часть 1), 19, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не распространяются на пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших в сельской местности более 10 лет, что приводит к снижению объема прав на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг при выходе на пенсию.
Кроме того, заявительница оспаривает конституционность положения пункта 6 части 1 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", согласно которому проживающим в сельской местности пенсионерам из числа врачей, провизоров, работников со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющих медицинскую или фармацевтическую практику в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, государственных областных и муниципальных образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации, производится компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
По мнению заявительницы, данное законоположение противоречит тем же статьям Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет правоприменительным органам возмещать пенсионерам из числа медицинских работников расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом доли занимаемой ими жилой площади.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные З.П. Пестовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя.
Реализуя свои полномочия, федеральный законодатель принял Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определил предмет его регулирования (статья 1) и предусмотрел право Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований (часть 2 статьи 72). Аналогичные полномочия закреплялись и в статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации на период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года установило медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельской местности, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839).
Такое правовое регулирование направлено на создание благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности и обеспечения социальной защищенности медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских поселениях, поселках городского типа, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Что касается вопроса о сохранении за неработающими пенсионерами из числа медицинских работников права на бесплатное предоставление жилых помещений с отоплением и освещением, то в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" признано не действующим на территории Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625) это право сохранялось только за теми лицами из числа относящихся к указанной категории, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и до перехода на пенсию пользовались указанными льготами.
Как следует из приложенных к жалобе документов, заявительница на момент увольнения из федерального учреждения здравоохранения пользовалась мерами социальной поддержки на основании Закона Ростовской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" и продолжает пользоваться ими как медицинский работник, перешедший на пенсию. Таким образом, нет оснований полагать, что отсутствие в оспариваемых актах положений, закрепляющих право пенсионеров из числа работников федеральных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) умаляет права заявительницы.
2.2. Устанавливая меры социальной поддержки граждан, работающих в медицинских организациях областной и муниципальной систем здравоохранения, законодатель субъекта Российской Федерации в Законе Ростовской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" определил круг специалистов, работающих и проживающих в сельской местности на территории Ростовской области, имеющих право на предоставление компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, к числу которых отнесены специалисты организаций здравоохранения и пенсионеры из их числа (статья 1).
Установленная оспариваемой нормой ежемесячная денежная выплата, компенсирующая расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, является мерой социальной поддержки, направленной на повышение уровня социальной защиты пенсионеров, которые проживают в сельской местности и длительный период работали в организациях системы здравоохранения, расположенных в сельской местности. Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права заявительницы, получающей данную выплату.
Разрешение же вопроса о необходимости исчисления ежемесячной денежной выплаты, компенсирующей расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности, независимо от размера занимаемой ими жилой площади и количества совместно проживающих членов семьи является полномочием законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пестовой Зои Павловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)