Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.07.2014 ПО ДЕЛУ N 11-7026/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу N 11-7026/2014


Судья: Знамеровский Р.В.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Жукова А.А., Малковой С.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Калининского района города Челябинска на решение Калининского районного суда города Челябинска от 28 апреля 2014 года по гражданскому делу по заявлению С.С. о признании незаконным отказа администрации Калининского района города Челябинска в формировании земельного участка, возложении обязанности,
Заслушав доклад судьи Жукова А.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя С.С. - Л.И.В., действующей на основании доверенности от 27 октября 2011 года, представителя администрации Калининского района города Челябинска Ф., действующей на основании доверенности N 4 от 09 января 2014 года,

установила:

С.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными отказа администрации Калининского района города Челябинска в формировании земельного участка по адресу: г. Челябинск, ул. ****, д. **** кв. ****, возложении обязанности на администрацию Калининского района города Челябинска в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу сформировать границы земельного участка и вынести распоряжение об утверждении границ указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований С.С. указала, что имеет в собственности квартиру, расположенную по указанному адресу. Дом N **** является двухквартирным домом приусадебного типа. Заявитель обратилась в КУИЗО г. Челябинска для формирования земельного участка, на котором расположен дом. С.С. было отказано, поскольку собственник квартиры N **** уже сформировала и поставила на кадастровый учет земельный участок, который был предоставлен ей в аренду. С.С. обратилась в администрацию Калининского района города Челябинска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу. В ответе ей было указано, что не представляется возможным выдать такую схему, поскольку формирование земельного участка не входит в компетенцию администрации района согласно решению Челябинской городской Думы N 16\\46 от 02 сентября 2010 года. Данный ответ С.С. считает незаконным.
Заявитель С.С. участия в судебном заседании не принимала при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель заявителя Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица - администрации Калининского района города Челябинска Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая отказ законным и обоснованным.
Заинтересованные лица - КУИЗО г. Челябинска, администрация города Челябинска, Х.Г.Л. участия в судебном заседании не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства. Х.Г.Л. представила письменное мнение, в котором указала, что не возражает против оформления земельного участка С.С. по фактическим границам.
Суд постановил решение, которым требования С.С. удовлетворил, признал незаконным отказ администрации Калининского района города Челябинска в формировании границ земельного участка по адресу: г. Челябинск, ул. ****, д. **** кв. ****, возложил на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление С.С. о формировании границ земельного участка по указанному адресу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Калининского района г. Челябинска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент предоставления собственнику квартиры N **** Х.Г.Л. земельного участка не действовали ни Жилищный кодекс РФ, ни Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, в котором дано определение многоквартирного дома. Ссылается на то обстоятельство, что согласно решению Челябинской городской Думы N 16\\46 от 02 сентября 2010 года "Положение об администрации района в городе Челябинске" и решению Челябинской городской Думы N 13 от 29 мая 2006 года "Об утверждении Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска" на администрацию района возложены полномочия лишь по утверждению границ и выдачи схемы земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома. Полагает, что решение об отказе в формировании границ земельного участка было принято в пределах компетенции администрации, так как на администрацию района обязанности по предоставлению гражданам земельных участков под многоквартирными домами не возложены.
В отзыве, представленном на апелляционную жалобу, С.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а жалобу администрации Калининского района города Челябинска - без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в них доводов.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Калининского района города Челябинска Ф. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя С.С. - Л.И.В. возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности и обоснованности постановленного по делу решения.
Заявитель С.С., заинтересованные лица - КУИЗО г. Челябинска, администрация города Челябинска, Х.Г.Л. в суд апелляционной инстанции не явились при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав мнение участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что С.С. является собственником квартиры N **** в двухквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. ****, **** на основании решения Калининского районного суда города Челябинска от 06 марта 2013 года, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 06 июня 2013 года (л.д. 11 - 13, 14).
Владельцем квартиры N **** в вышеуказанном доме является Х.Г.Л. На основании постановления главы администрации Калининского района города Челябинска от 05 января 2004 года N 4 Х.Г.Л. был предоставлен земельный участок из земель поселений (жилая зона) площадью **** кв. м для эксплуатации строений и ведения личного подсобного хозяйства по адресу: г. Челябинск, ул. ****, д. **** кв. ****. Как указано в постановлении, такой участок предоставлен, в том числе на основании согласия владельца квартиры N **** С.Р. об использовании земельного участка по фактическим границам использования (л.д. 46).
В кадастровом паспорте земельного участка имеются сведения о земельном участке под частью указанного дома площадью **** кв. м с кадастровым номером ****, участок предоставлен в аренду Х.Г.Л., в качестве разрешенного вида использования указано "для эксплуатации строений и ведения личного подсобного хозяйства", в характеристиках объекта также имеется указания, что площадь **** кв. м занята объектом недвижимости: жилым домом с пристроями (л.д. 26 - 28).
С.С. с целью последующего приобретения права собственности на земельный участок обратилась в КУИЗО г. Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка под квартирой N **** в доме **** по улице **** в г. Челябинске.
Право собственности на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано (л.д. 17).
Указанное обращение С.С. 26 ноября 2013 года было перенаправлено главе администрации Калининского района города Челябинска с указанием на то, что сведения о земельном участке под частью указанного дома площадью **** кв. м внесены в государственный реестр недвижимости с кадастровым номером ****, участок предоставлен в аренду Х.Г.Л., в связи с чем сформировать границы земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома не представляется возможным. Предлагают возможным рассматривать указанный дом как дом блокированного типа, следовательно, оформление правоустанавливающих документов на земельные участки под каждой из квартир возможном в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и разделом N 6 решения Челябинской городской Думы N 13\\3 от 29 мая 2006 года "Об утверждении Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска (л.д. 15)
В ответе от 24 февраля 2014 года на обращение С.С. о формировании границ земельного участка администрация Калининского района города Челябинска указала, что вопрос предоставления земельных участков для эксплуатации квартир в многоквартирных домах не отнесен к компетенции администрации Калининского района города Челябинска (л.д. 35).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.
На основании статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 36 ЗК РФ).
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления, указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По смыслу названной нормы схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет, либо орган кадастрового учета не выдает заявителю кадастровый паспорт испрашиваемого участка ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта.
Принимая решение о признании незаконным решения администрации Калининского района города Челябинска об отказе в формировании границ испрашиваемого заявителем земельного участка, суд первой инстанции правомерно учел то обстоятельство, что земельный участок по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ********, ****, поставлен на кадастровый учет собственником соседней квартиры, которая расположена на указанном земельном участке.
Приведенные выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона, являются правильными.
Ссылки в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, является многоквартирным домом, однако действующими нормативно-правовыми актами на администрацию района не возложена обязанность по предоставлению гражданам земельных участков под многоквартирными домами, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Так, понятие многоквартирного дома дано в пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в соответствии с которым многоквартирный дом - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Блокированный дом - это жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, был сформирован и прошел кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то такой участок переходит в общую долевую собственность (часть 2). Если земельный участок не был сформирован до указанного момента, участок подлежит формированию и после прохождения кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (части 3, 5).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 01 марта 2005 года, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером **** по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ****, д. ****, на котором расположена квартира N **** предоставлен в аренду Х.Г.А. сроком на 49 лет на основании постановления главы администрации Калининского района города Челябинска N 4 от 05 января 2004 года, сформирован и поставлен на кадастровый учет 03 марта 2004 года, то есть земельный участок под квартирой N **** по улице **** в городе Челябинске был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (л.д. 26, 46).
При таких, обстоятельствах, земельный участок под домом **** по улице **** в городе Челябинске не может находиться в общей долевой собственности собственников помещений, и быть сформированным для эксплуатации многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка.
В силу статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии со статьей 22 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года N 171-30 "О земельных отношениях" к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка соответствующей территории в случаях, установленных федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с пунктами 47 - 49 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования, реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской думы N 13\\3 от 29 мая 2006 года, гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, реконструкции существующих и строительстве новых объектов в границах ранее отведенного земельного участка, обращается с заявлением на имя Главы администрации района, в пределах границ которого находится земельный участок.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, глава администрации соответствующего района в городе на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечивает главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска.
Заявление рассматривается Главой администрации района и направляется с сопроводительным письмом в главное управление архитектуры и градостроительства.
Указанный Порядок является обязательным для органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц, имеющих в собственности здания, строения, сооружения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории соответствующего района города Челябинска.
При таких обстоятельствах, у администрации Калининского района города Челябинска не имелось оснований для отказа заявителю - собственнику квартиры **** дома **** по улице **** в городе Челябинске в формировании границ земельного участка лишь на том основании, что квартира расположена в многоквартирном жилом доме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент предоставления собственнику квартиры N **** Х.Г.Л. земельного участка не действовали ни Жилищный кодекс РФ, ни Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, в котором дано определение многоквартирного дома не влияют на правильность выводов суда первой инстанции по изложенным выше основаниям. Данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления прав собственника жилого помещения - С.С. на получение земельного участка для эксплуатации объекта индивидуального жилищного строительства.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с тем, что выраженный в письме от 24 января 2014 года отказ администрации Калининского района города Челябинска в формировании границ земельного участка не соответствует установленным законом требованиям, суд первой инстанции правильно признал указанный отказ незаконным и обоснованно возложил на администрацию Калининского района города Челябинска обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления С.С., поскольку суд не вправе вторгаться в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда города Челябинска от 28 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Калининского района города Челябинска - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)